Сегодня в России подростки могут учиться в автошколе с 16 лет. Но, получив свидетельство об ее окончании, сдать экзамен в ГИБДД по закону можно только в 18 лет. Разумеется, этот двухлетний перерыв сказывается на новоиспеченных водителях не лучшим образом.
В связи с этим депутаты Госдумы предлагают законодательно закрепить возможность получения юношеского водительского удостоверения с 16 лет при условии окончания автошколы и сдачи экзамена в ГИБДД. Однако этот документ позволит управлять легковым автомобилем только в сопровождении опытного водителя, имеющего опыт вождения не менее 3 лет. Также до совершеннолетия будет запрещен выезд на федеральные трассы. Ответственность сопровождающего будет отдельно прописана в Кодексе РФ об административных правонарушениях.
Практика европейских стран, где права можно получить с 16-17 лет, показала, что юные водители практически не попадают в ДТП. Начав ездить самостоятельно, они совершают меньше аварий, нежели те водители, которые, получив права в более старшем возрасте, сразу сами садятся за руль.
Стоит ли российским подросткам равняться на западных сверстников? Что об этом думают люди с внушительным водительским стажем? Ответы на эти вопросы мы узнали на улицах нашего города.
Александр, 53 года. Стаж вождения – 30 лет.
- Я бы не возражал, если бы возрастную планку, наоборот, подняли до 20 лет. Садиться за руль в 16 лет еще рано, совсем не так оценивается ситуация на дороге. Кроме того, получается, что уголовная и административная ответственность наступает с 18 лет, а права - в 16. Бред!
Группа студенток техникума:
- Положительно относимся. Только приветствуем! Что касается ответственности, то полностью готовы взять ее на себя.
Продавец в цветочном отделе:
- В 16 лет многие ребятишки еще без царя в голове, а тут им «оружие для убийства» в руки выдавать будут. Я против.
Юрий, 31 год, стаж вождения – 10 лет:
- Если подумать, то разницы нет, что в 16 лет, что в 18 лет. Люди могут попасть в аварию и в 40 лет, и в 50 лет. Все зависит от человека. Мне отец рассказывал, что в советское время было такое понятие как «юношеские права». Их можно было получить в 16 лет, пройдя соответствующее обучение в юношеских автошколах. Думаю, решили этот опыт позаимствовать. Кроме этого, права категории «А» выдают с 16 лет, а управлять мотоциклом физически гораздо сложнее, чем автомобилем. В 16 лет люди девять классов оканчивают, им можно на учебу ездить, не у каждого же техникум и училище под боком. Это выход для студентов.
Лев Николаевич, 60 лет. Стаж вождения – 32 года.
- Даже речи об этом быть не может. Это очень рано. Куда мы все торопим своих детей?!
Николай, 16 лет:
- Я за! Почему? Видите – я сейчас иду пешком и мерзну, а мог бы уже ездить на машине. Думаю, многим ребятам такое нововведение пришлось бы по душе. Сейчас много несовершеннолетних садится за руль незаконно, а так хоть водить в автошколах научатся.
Василий Валентинович, 42 года:
- Моему сыну 14 лет, и я бы не разрешил ему управлять автомобилем с 16-летнего возраста. Это лишнее. Зачем?! В этом возрасте у них голова по-другому работает, им адреналин нужен, скорость. Гонщиков и так на дорогах хватает, зачем усугублять аварийную обстановку.
Наталья Николаевна, 43 года:
- Слишком много развелось гонщиков. Лучше с 18 лет. Ведь если в 16 водитель совершит что-то, отвечать будет не он, а родители.
Комментарий специалиста:
Алексей Сергеевич Питеряков, начальник РЭО ГИБДД МО МВД России «Грязовецкий»:
- В таком возрасте рано садиться за руль даже в присутствии взрослого. 16 лет – это молодость, беспечность… В этом возрасте молодые люди хотят больше покрасоваться перед друзьями и полихачить на дороге, чем осознанно управлять автомлбилем.
Мнением грязовчан интересовалась
Анна ТАРАСЕНКО