Педагог стала второй мамой для нескольких поколений детей
Учитель начальных классов СП «Покровская школа», педагог с первой категорией, заведующая структурным подразделением Наталья Юрьевна Соколова на днях отметила свое 55-летие. В д. Скородумку она приехала по распределению молоденькой девчонкой сразу после окончания Череповецкого государственного института. И так получилось, что осталась на всю жизнь, хотя поначалу и не планировала.
- В старших классах моя классная руководительница сказала, что из меня может получиться хороший учитель, - рассказывает Наталья Юрьевна. - Видимо, разглядела во мне что-то такое. Я стала задумываться об этом и решила, что профессия педагога мне вполне симпатична. Родилась в Череповце, там у меня остались родители, родные и друзья. Приехав после окончания института в деревню, долго считала, что всё происходящее - временно. Думала, отработаю три года и уеду. Хотя к деревенской жизни приспособилась быстро. А потом к весне познакомилась со своим будущим мужем. Он окончил Молочную сельскохозяйственную академию и, отслужив в армии, работал в хозяйстве главным агрономом. «Школа и контора согласны», - заявили мне коллеги, одобряя наш союз. Так и познакомились, стали встречаться. Через четыре месяца поженились.
Колхоз выделил нам новенький благоустроенный дом. От дачно-огородных работ я была очень далека: не знала, как растут картошка и огурцы. Всю жизнь покупала их в магазине. Поэтому, когда свекровь в первый год моего замужества подала мне огуречную рассаду и велела посадить, я была в растерянности. Муж вскопал грядки, я посадила… и забыла. Каково же было мое удивление, когда спустя некоторое время на заросшей травой грядке я нашла огурцы. Это надо было видеть!..
Со временем, конечно, с помощью мужа освоила все огородные премудрости. С мужем мы воспитали двоих детей. Оба они учились в нашей школе. Дочь Елена живет в п. Молочное, она кандидат наук, преподает в академии, замужем. Сын живет в Вологде, работает инженером по материально-техническому обеспечению в АПК по Вологодской и Архангельской областях. Иногда, по приглашению, читает лекции в Молочной академии и в Грязовецком техникуме. Муж давно уже ушел из сельского хозяйства, сейчас предприниматель.
- Наталья Юрьевна, расскажите, как начиналась Ваша педагогическая деятельность?
- С детьми у меня сразу сложились хорошие отношения. Я их полюбила, они - меня. Тогда я просто играла в школу. Мне было с ними интересно и легко. Мы часто уходили от темы урока, и я что-нибудь им рассказывала. Мой первый класс до сих пор остается для меня самым значимым, самым любимым. Хотя любила всех своих детей и до сих пор всех помню. Каждый выпуск у меня был особенным, к каждому требовался индивидуальный подход. Приходилось и ругать, конечно, и строжить, не без этого, но дети на меня не обижались. Я всегда говорила, что если ругаю, значит, люблю и хочу для них лучшего.
Мне всегда было интересно все новое: новая программа, новые учебники, новый предмет. Освоение нового все время подталкивало меня вперед, не давало заскучать.
Параллельно с начальными классами я всегда вела английский язык, так как в свое время окончила школу с английским уклоном. Самой первой в школе начала осваивать компьютер. Окончила курсы, потом стала вести кружок, заставила пройти курсы всех педагогов. С ребятами осваивали составление презентаций, видеоклипов. Бывало, и в час ночи с работы уходила, но была счастлива.
Одной из первых я начала проводить интегрированные уроки. Совмещала математику и историю, чтение и письмо, математику и ОБЖ, активно привлекала информационно-коммуникативные технологии. Детям очень нравилось!
Бывает, слышу, что педагоги не могут найти общего языка с родителями учеников. Я считаю, что мне и здесь повезло. Может, потому, что не люблю жаловаться родителям, не люблю звонить и расстраивать их. Стараюсь решить все проблемы внутри коллектива, в учебное время. Считаю, что если ученик не слушает на уроке или не выполнил домашнее задание – это моя проблема. Значит, не смогла заинтересовать, не нашла подхода к ребенку. Значит, надо попробовать изменить тактику.
- Никогда не хотелось сменить вид деятельности, место жительства?
- Пыталась однажды. Поступали предложения перебраться в Грязовец, и одно из них я очень серьезно обдумывала. Был конец третьей четверти, ответ нужно было дать срочно. И я не смогла оставить свой класс. Осталась. Сразу успокоилась и настроение поднялось. Только здесь чувствую себя на месте, чувствую себя нужной.
- Последние четыре года Вы являетесь руководителем структурного подразделения. Каковы ощущения?
- Я никогда не хотела быть ни завучем, ни тем более директором школы. Творческая преподавательская деятельность всегда была мне ближе административной. Я и сейчас считаю себя не столько руководителем, сколько хозяйкой в школе. На мне организация учебного процесса в школе – расписание, поведение, работа столовой, дежурство. А директор и завуч в Юровской школе у нас замечательные. Мы с ними работаем очень дружно, живем в мире и согласии. Мне очень помогают мои коллеги, технические служащие. У нас маленький, но очень дружный коллектив, что отмечают все, кто бы к нам ни пришел. И атмосфера в школе такая же – теплая, уютная, доброжелательная.
- Наталья Юрьевна, остаётся ли время на увлечения?
- В юности я увлекалась фотографией. Научил меня папа этому ремеслу, и на все дни рождения дарил фотоаппараты. В квартире у нас была своя маленькая фотолаборатория. Мы не только сами проявляли, но и сами готовили проявитель. У папы был разработан свой рецепт. Снимки были черно-белыми, но очень высокого качества. У всех одноклассников до сих пор хранятся фотографии, сделанные мной. С приходом современных фотоаппаратов моя страсть угасла.
А еще я люблю шить. Сейчас времени не хватает, но отрезы ткани уже куплены и ждут своего часа. Выйдя на пенсию, первым делом сошью себе летний костюм.
Бывшие ученики Натальи Юрьевны давно повзрослели, обзавелись семьями, нашли себя в разных профессиях, но до сих пор вспоминают первую учительницу теплыми словами.
Сергей Ларичев (выпуск 1990 года): «С молодой и замечательной учительницей, которая пришла к нам во 2 классе, учиться было интересно. Вспоминаю продленку, которая не ограничивалась выполнением домашнего задания. Вместе с Натальей Юрьевной мы играли в различные подвижные игры, шашки, шахматы, мастерили что-то. Жизнь в школе не затихала и после уроков. Навсегда запомнились поездки на лыжах в ближайшие перелески, где мы вместе развешивали сделанные своими руками кормушки, а потом играли в снежки и катались с гор».
Екатерина Щучкина (выпуск 1990 года): «Говорят, что «лицом к лицу лица не увидать - большое видится на расстоянии», но, мне кажется, уже тогда, в начальной школе, мы понимали, что перед нами незаурядная личность. Как объяснить тот факт, что каждый из нас на протяжении всей школьной жизни грыз тот самый гранит науки с огромным желанием? Кто, как не первый учитель, заронил в нас эту искорку, приучил к самостоятельности, ответственности? Излучаемое Натальей Юрьевной обаяние влюбляло в нее каждого ученика. Необыкновенно интеллигентный, мудрый человек, со своим особым мироощущением и богатым душевным миром, она умела найти подход к каждому. Неосознанно каждый из нас хотел в чем-то походить на свою учительницу. Нам, девчонкам, импонировал стиль одежды учительницы, приехавшей из большого города. Я, например, мечтала быстрее вырасти, чтобы купить себе такие же высокие сапожки на шпильке… К нашему классу Наталья Юрьевна относится по-особому. Наверное, потому, что мы у нее тоже были первыми. Желаю нашей первой учительнице крепкого здоровья, любви близких и творческих успехов».
Наталья Саранская (выпуск 1999 года): «В памяти каждого человека навсегда остаётся первый учитель. Мне повезло! Моей первой учительницей была Соколова Наталья Юрьевна - удивительный человек, замечательный учитель, умеющий подобрать ключик к детским сердцам и душам. Мы любили и уважали Наталью Юрьевну. Она всегда была в курсе всех наших дел, умела поддержать, помочь, похвалить. Учиться было легко и интересно. Несмотря на «тяжёлые 90-е», школьное детство запомнилось мне светлым и ярким. Наверное, еще тогда, в начальных классах, я решила быть учителем. Наталья Юрьевна была руководителем моей преддипломной практики. Благодаря её чуткости, способности подсказать и направить, умению критиковать конструктивно, я получила бесценный опыт преподавания. В то время у меня часто возникали сомнения, стоит ли идти работать в школу. Наталья Юрьевна сказала: «Не поработав в школе, не получив живого общения с детьми, не поймешь, готова ли ты быть учителем. Нужно попробовать». И вот уже 13 лет я работаю в школе и ничуть не жалею об этом. За что тоже спасибо Наталье Юрьевне».
Андрей Назаров (выпуск 1990 года): «Я все время удивлялся, как в нашей молодой учительнице тогда сочетались строгость и доброта-нежность-любовь к своим ученикам».
Наталья НОСОВА