Лишний вес
в школьном возрасте?
Так, в 2014 году 2 дошкольникам Грязовецкого района был поставлен диагноз ожирение (это 0,9 % от общего числа детей дошкольного возраста). В 2015 году - 3 детям (1,4%). У школьников дела обстоят несколько иначе, и это настораживает: в 2014 году ожирением страдало 5 человек (1,4%), в 2015 году такой диагноз был поставлен уже 31 ребенку, что составляет 8, 8% от общего числа школьников района.
Получается, что дети набирают лишний вес в школьном возрасте. По мнению медиков, это происходит по нескольким причинам. Во-первых, играет роль наследственный фактор. Наука доказала, что ребенок с сорокапроцентной вероятностью унаследует ожирение, если один из родителей страдал этим недугом, если оба - риск увеличивается до 80%. Во-вторых, может быть нарушена работа гормонов надпочечников и щитовидной железы. В-третьих, сказывается неправильное питание (ребенок начинать употреблять пирожки, пирожные, чипсы, сухарики, газировку). И наконец, малоподвижный образ жизни, характерный для большинства современных детей, много времени проводящих за компьютером и ТВ. Именно поэтому организм не успевает израсходовать все калории, которые съедаются детьми.
Как исправить подобную ситуацию? Вот что советует врач-педиатр Марина Владимировна Орлова: «Во-первых, в рационе ребенка необходимо заменить все легкоусвояемые углеводы продуктами, содержащими большее количество витаминов и полезных микроэлементов (больше овощей, фруктов, мяса, рыбы и кисломолочных продуктов). Рекомендуется готовить блюда в вареном или тушеном и запеченном виде. Конечно, следует забыть о газированных напитках, консервантах, чипсах и сухариках. Во-вторых, следует обязательно увеличить физические нагрузки (пешие прогулки, пробежки, утреннюю зарядку и плавание). Главное, делать это постепенно, чтобы не отбить желание и не навредить сердечно-сосудистой системе. Спортивные секции и танцевальные кружки не только способствуют похудению, но и укрепляют иммунитет. В-третьих, причиной ожирения часто являются проблемы эмоционального характера. Стрессы, вызванные трудностями в школе, побуждают ребенка есть больше, чем необходимо. В таком случае справиться с проблемой школьнику поможет психолог. Если у ребенка имеются серьезные проблемы с весом, необходимо обратиться к эндокринологу. Если имеются нарушения эндокринного характера, диета и физические нагрузки не будут эффективными. В-четвертых, питание детей, особенно подростков, должно быть дробным, 5 раз в день. Начиная с 7–8-го класса, допускается 4-разовое питание. Такой режим даст энергию ребенку и не перегрузит пищеварительную систему. После 2-го урока можно съесть йогурт и выпить воды. Ее недостаток плохо влияет на работу организма, особенно головного мозга. Нужно объяснить ребенку: горячее питание полезнее, чем булка и чипсы. Если он обедает дома, приучите его к супу. Ужин должен состоять из овощей и молочных продуктов. Такая еда успокоит нервную систему школьника, перегруженную в течение учебного дня. За час до сна - кисломолочный напиток, который нормализует кишечную микрофлору и повысит иммунитет. Правильное питание поможет ребенку быть бодрым, реже болеть и лучше учиться».
Правильно ли питаются?
Удается ли школьникам питаться дробно? В большинстве школ района организованно дети питаются один раз (это называется завтраком). Обедами в большинстве школ охвачены только группы продленного дня. Положительный опыт дробного питания имеется в Слободской школе, где в меню школьников обязательно входит суп. А что говорят по этому поводу специалисты? Является ли правильным питание школьников Грязовецкого района? Об этом рассказала директор ООО «Общепит» Светлана Владимировна Бунина:
- В настоящее время питание школьников обеспечивает ООО «Общепит плюс». Именно на школьные столовые возложена большая ответственность за обеспечение питания детей, поскольку только правильно разработанный рацион может обеспечивать растущий организм всеми необходимыми веществами. Разработано 10-дневное разнообразное меню (завтрак, обед, полдник), согласованное с Управлением Роспотребнадзора, в которое включены овощные блюда, молочная продукция, курица, рыба, мясо, колбасные изделия, фрукты и соки, напиток из шиповника, в ягодах которого содержится суточная норма аскорбиновой кислоты.
В приготовлении блюд работники школьных столовых соблюдают правила кулинарно-технологической обработки продуктов. Мясные и рыбные блюда отвариваются или запекаются, крупы и овощи развариваются до мягкости. Допускается легкое запекание продуктов, категорически исключаются все жареные блюда. В целях организации щадящего питания для детей школьного возраста из рецептур блюд полностью исключены костные бульоны, уксусная кислота заменена на лимонную, кулинарный жир, маргарин - на сливочное масло. В школьном меню нет макарон по-флотски, яичницы, холодных супов, кисломолочных продуктов с добавлением ароматизаторов. В школьных буфетах согласно требованиям СанПиН нет в продаже выпечки с кремом, карамели, чипсов, попкорна, жевательной резинки, консервов, блинчиков с творогом и мясным фаршем, блюд, приготовленных во фритюре, сладких газированных напитков.
Самый важный вопрос школьных столовых - организация правильного горячего питания школьников. Как правило, это обеды, завтраки и полдники для детей, посещающих группу продленного дня. При составлении меню учитывается потребность ребенка в калориях. Детям 7-11 лет необходимо получать примерно 2300 ккал в день, 11-14 лет -2500 ккал. Школьный завтрак по своей энергетической ценности должен составлять 600-700 ккал, обед - 800-900 ккал, полдник - 230-270 ккал. Например, возьмем один день из рациона Грязовецкой школы № 1. Завтрак, состоящий из каши с йогуртом, фруктов или сока, – наилучший вариант, и, несмотря на то, что не все дети любят кашу, в меню она включена. Завтрак: каша пшенная с маслом, бутерброд с маслом и сыром, какао, яблоко. Итого за завтрак 617,41 ккал: белки - 11,6; жиры - 34,27; углеводы - 74,55 ккал. Обед: огурец свежий, щи из свежей капусты, котлета мясная, рис отварной, соус основной, напиток из шиповника, хлеб. Итого за обед 960,41 ккал: белки - 30,64; жиры - 22,18; углеводы - 84,4 ккал. Полдник: ватрушка с повидлом, чай сладкий. Итого за полдник 287 ккал: белки - 8,1; жиры - 3,48; углеводы - 63,31 ккал. Всего за день дети получили 1864,82 ккал: белки - 50,94; жиры - 48,63; углеводы - 222,26. Обучающиеся образовательных учреждений получают 60-70% суточной нормы необходимых веществ, недостающую калорийность они должны восполнить дома.
Данный вопрос мы попросили прокомментировать начальника Управления образования Татьяну Александровну Патракееву.
- Спасибо газете за то, что актуализировали данную тему, так как правильное питание детей – это залог не только здоровья, но и успешности. Руководителям образовательных учреждений, классным руководителям довольно часто приходится убеждать родителей и самих детей завтракать и обедать в школе и не экономить на здоровье ребенка. Действительно, как сказано выше, самый успешный опыт организации питания детей - в Слободской школе. Несколько лет назад администрацией школы совместно с Управляющим советом была проведена большая организационная и просветительская работа по двухразовому горячему питанию детей, которое сегодня стоит 95 рублей в день, 1995 рублей в месяц. Недешево, но родители этой школы понимают, что вкладывают в здоровье детей, а опосредованно – в их образование. Сытый ребенок лучше усваивает материал, активнее ведет себя на уроках, более внимателен. Хотя в других школах ребята тоже питаются второй раз, но не организованно (в буфете). А это значит, что получают питательные вещества, как правило, стихийно, без системы. При организованном же питании родители могут проанализировать объем и качество питания ребенка и «докормить» его дома по всем правилам здорового и рационального питания. Во время чтения статьи возникла идея провести тематическую конференцию для родителей и классных руководителей по вопросам питания детей на базе Слободской школы с приглашением квалифицированного диетолога.
В заключение хочется порекомендовать родителям задуматься над вопросами питания ребенка, проанализировать его объем и качество, исключить «вредные» продукты питания, постараться сформировать культуру правильного питания как у себя, так и у своих детей.
Екатерина ЩУЧКИНА