Эти трогательные строки полные любви и нежности, адресованы любимой девушке Татьяне Васильевне Пухидской. Автор этого фронтового письма от 12 апреля 1942 года - наш земляк Николай Николаевич Галкин, командир отделения 905 стрелкового полка, разведчик, уроженец Бушуихи. Нам предоставилась уникальная возможность подержать в руках и почитать фронтовые письма, которые были бережно сохранены супругой после смерти автора, а затем переданы в музей Лежской школы.
После окончания школы Николай Галкин в августе 1941 года был призван в армию. На тот момент ему исполнилось всего19 лет. Для обучения военному делу юноша был отправлен в Кандалакшу Мурманской области, где получил специальность «стрелок». Прибыв на место, Николай Галкин первым делом пишет письмо своей возлюбленной Тасе, Тасечке. Солдат знал, что его строчки, написанные для любимой, прочитает посторонний человек (цензуру никто не отменял), и старался сдержать свои чувства. Правда, это не всегда получалось.
«Привет из Заполярья! Добрый день или вечер! Здравствуй, Тасечка. С приветом к Вам Ваш известный Николай. Во первых строках моего письма я хочу Вам сообщить, что жизнь моя течет очень медленно. Потому что очень сильно скучаю об Вас. Тасечка, Вы пишете, что писем кроме меня Вы никому не пишете. Я, конечно, этому верю и знаю, что Вы еще меня не забыли, это видно из писем, которые я получил от Вас 6 ноября. Тасечка, Вы пишете, что в Леже веселей сейчас. А у меня все наоборот, часто вспоминаю наши вечера и дни, проведенные вместе с тобой. Вспоминаю, как танцевали и гуляли. И те дни, которые я проводил у Вас на квартире. Тася, я очень Вас жалею и скучаю. Если буду жив, то еще потанцуем и погуляем вместе и вспомним все, как мы жили в это время. Живем в землянках, жив и здоров, чего и Вам желаю. Привет всем знакомым и близким. Пишу на гитаре, в землянке было кино. Все. Коля». 4.09.1941. Сбоку надпись: «Как вспомнишь все старое, так рука и тянется сама к ручке»…
Следующие письма датируются 1942 годом. Помимо теплых слов в адрес возлюбленной, без которых не обходится ни одно письмо солдата, мы читаем и строки, полные мужества, отваги перед предстоящими боями.
«Добрый день! Здравствуй, Тася! С приветом к Вам Николай. Во первых строках моего письма я хочу сообщить Вам, что в настоящем время живу хорошо, жив и здоров. Нахожусь на новом месте со 2 января 1942 года, но через несколько дней, точно не могу сказать, еду на фронт, а сейчас пока что готовимся к предстоящим боям. Тася, обо мне не беспокойтесь, я также буду уверенно идти в бой и ни сколько не тушуюсь, а еще очень радуюсь, что мне предоставлено право идти».
Понимая, что в тылу жизнь ничем не легче, чем на фронте, Николай поддерживает свою Тасечку и просит ее набраться терпения, ведь впереди их ждет светлое и счастливое будущее, вера в которое никогда не покидает солдата.
«Вы пишете мне, что очень сильно скучаете по мне, но что же поделаешь в такое горячее время. Всему этому помешали гитлеровские мерзавцы, но за это им дешево не будет, за все рассчитаемся и не останемся в долгу перед Родиной. В скором времени разобьем, и тогда заживем новой счастливой жизнью. Вновь встретимся».
«Узнаю, что живете без изменений, только сейчас работаете в колхозе. Я верю, что письма писать у вас нет времени. Я это охотно сознаю и на вас нисколько не серчаю. Потому что я знаю, что Вам сейчас тоже трудно. Но что поделаешь? Война. Настанет то время, а именно тот день, когда сотрем с лица земли фашистскую нечисть и тогда снова заживем спокойной жизнью. А сейчас придется перенести много горя и трудностей».
Письма были единственным способом узнать о судьбе родного человека, о его жизни, настроении. В этом и была вся их ценность. Так, Татьяна Васильевна узнала именно из полученного треугольничка о том, что на войне разведчик потерял отца и братьев.
«Сегодня получил письмо от (порван лист) из Казахстана, благодарю, что он сообщил мне о смерти моего папаши. За время, как я нахожусь в рядах в ВМФ, за время войны у меня не стало половины семьи, двух братьев и отца. Да как я сегодня расстроен этим письмом. Не могу найти себе места, где бы меня успокоило. Да и моя судьба тоже такая, сегодня жив, а завтра может уже тоже не будет. На этом писать кончаю».
После полученных известий Николай надеется, что в скором времени он сможет отправиться на передовую и сполна отомстить проклятым фашистам.
15 ноября 1942 года. «Живу без изменений. Жив, здоров. Об отправке на передовую отказали. Так что приходится находиться в землянке. Не очень хочется, но ничего не поделаешь. Придется ждать следующего удобного момента. На счастье, авось, и выпадет. Очень надоело сидеть. Все ребята из Лежи на передовых, некоторые ранены, некоторые убиты. А я один сижу как болван. Хотя тоже охраняю подступы к Мурманску. Но это меня не успокаивает. Очень хочется побыть на передовой. За меня прошу не беспокоиться. Если буду жив, то встретимся».
Чуть позже он сообщает своей возлюбленной в последнем письме, что его наконец-то отправляют на передовую.
17 ноября 1942 год. «Тася, сообщаю, что писем больше не пишите, т. к. ухожу на передовую линию. Мстить за брать-ев и всех пострадавших детей, сестер, братьев, матерей и отцов. Ухожу на передовую, если погибну, то знаю, что был верен до последнего вздоха. А если буду жив, то еще встретимся. Еду как будто на юг. Да! Наконец мое желание сбылось, иду защищать свою любимую родину. И Вы должны знать, на фронте есть друг, который борется за вас, не щадя никакой жизни и крови. За меня прошу не беспокоиться, не опозорю и не подведу свою фамилию. Если и погибну, то будут мною гордиться. До свидания. Николай».
На этом переписка заканчивается. О дальнейшей судьбе солдата мы узнали из уст его сына Юрия Николаевича: «Папа был отправлен под Сталинград, в самое пекло, где при выполнении боевого задания получил серьезное ранение». Об этом свидетельствуют и документы, размещенные на сайте Министерства обороны:
«Командир отделения 905 стрелкового полка 3 стрелковой дивизии Галкин Николай Николаевич получил от командира взвода приказ своим отделением взять языка противника. Под командованием ефрейтора Галкина отделение разведчиков перешло передний край противника и при достижении траншей отделение было замечено противником и встречено гранатно-пулеметным огнем, где и был тяжело ранен ефрейтор Галкин и вынесен бойцами отделения с территории противника. Оставшиеся бойцы отделения при отходе внезапно захватили продвигавшегося через передний край немецкого солдата в момент происшедшей паники, задача отделением была выполнена».
За проявленное мужество разведчик был награжден медалью «За отвагу». Получив тяжелое ранение, Николай попал в военный госпиталь в Тбилиси, где прошел курс лечения на протяжении долгих восьми месяцев. После выписки был комиссован. Вернувшись на Родину, солдат, несмотря на сложности военного времени, женится на своей драгоценной и горячо любимой Тасечке. После свадьбы молодые переехали в с. Сеньгу Лежского сельсовета в родительский дом Татьяны Васильевны, где прожили долгую и счастливую жизнь, воспитали шестерых детей. И все задуманное сбылось.
Материал номера от 07.05.2016
Оксана ХАРЧЕВНИКОВА