Летом прошлого года в Грязовце произошло ДТП, последствия которого до глубины души потрясли жителей небольшого городка. 26 августа 2013 года около 21 часа 30 минут гражданин Г. 1992 года рождения, управляя технически исправным автомобилем, при выполнении маневра поворота налево с ул. Ленина, являющейся главной дорогой, на ул. Гагарина, являющейся второстепенной дорогой, не предоставил преимущества при движении и выехал на полосу встречного движения, где допустил столкновение с мотоциклом под управлением несовершеннолетнего В., двигавшегося по ул. Ленина во встречном направлении по полосе своего движения. В результате столкновения несовершеннолетний пассажир мотоцикла Л. получил телесные повреждения, с которыми был госпитализирован в хирургическое отделение Грязовецкой ЦРБ, где от полученных травм скончался 29 августа 2013 года. Водитель мотоцикла несовершеннолетний В. получил телесные повреждения, повлекшие за собой причинение тяжкого вреда здоровью.
31 января 2014 года в зале судебных заседаний Грязовецкого районного суда, по прошествии более пяти месяцев с момента происшествия, было вынесено решение по этому непростому делу. Впрочем, об этом чуть позже. Для начала немного расскажем о том, как проходило само судебное заседание. Ровно в 10 утра в зал явились все участники процесса, включая законного представителя скончавшегося после ДТП подростка, а также 15-летнего водителя мотоцикла, серьезно пострадавшего в аварии, и его законного представителя. В качестве обвиняемого перед судом предстал ранее не судимый гражданин Г., – ему государственным обвинителем вменялось совершение преступления, предусмотренного частью 3 ст. 264 УК РФ (нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека). Молодой человек полностью признал свою вину и раскаялся в содеянном. Кроме того, прямо в зале суда принес публичные извинения за случившееся законному представителю погибшего несовершеннолетнего гражданина Л., пострадавшему в ДТП несовершеннолетнему гражданину В., и его семье. Надо отметить, что еще по окончанию предварительного расследования, подсудимым было заявлено ходатайство о рассмотрении дела в особом порядке – т.е., в упрощенном виде, что допустимо в том случае, если обвиняемый полностью признает свою вину, и ни одна сторона не возражает против рассмотрения дела именно таким образом. К слову, так и вышло: учитывая избранный порядок рассмотрения дела, ни обвиняемый молодой человек, ни пострадавшие, ни свидетели не допрашивались судом. Потерпевшие вообще сочли возможным не наставать на реальном сроке заключения для гражданина Г., оставив принятие решения по делу на усмотрение судьи и выражая надежду лишь на возмещение их гражданских исков в дальнейшем.
И все-таки, один вопрос, чрезвычайно важный с моральной точки зрения, судом был задан – причем, конкретно потерпевшей стороне. Судья попросила законных представителей несовершеннолетних дать оценку действиям подростков на дороге – ведь фары на момент совершения ДТП у мотоцикла включены не были, и как знать: не случись этой фатальной ошибки, все могло сложиться иначе. В свою очередь, законные представители скончавшегося подростка и пострадавшего несовершеннолетнего однозначно заявили: никакой вины со стороны несовершеннолетних граждан Л. и В. они не усматривают.
Выступая со своим словом, и государственный обвинитель, и защитник обратили внимание суда на наличие нескольких смягчающих вину подсудимого обстоятельств: гражданин Г. взял на себя ответственность за то, что произошло и раскаялся в содеянном. Помимо этого, он принял все необходимые меры по оказанию помощи пострадавшим в аварии, а в ходе следственных мероприятий подробно показал, как произошло ДТП. Выслушав государственного обвинителя и защитника и предоставив обвиняемому право последнего слова, судья удалилась в совещательную комнату для постановления приговора. Сам приговор был провозглашен через три часа: суд признал гражданина Г. виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 3 ст. 264 УК РФ и назначил ему наказание в виде трех лет лишения свободы (условно) с лишением права управления транспортным средством на 2 года. Таким образом, в этой ужасной истории, наконец, была поставлена точка. Остается только надеяться, что она заставит задуматься тех, кто пренебрегает Правилами дорожного движения, равно как и тех, кто, быть может, преждевременно отпускает своих детей во взрослую жизнь.
P.S. 12 февраля 2014 года «Сельской правде» стало известно, что приговор не обжалован и вступил в законную силу.
Ю. Корешкова