Расстояние по автодороге от Грязовца до пункта назначения 62 км, поэтому выезжаем с утра, чтобы вернуться обратно засветло. Вот наконец-то на горизонте показываются дома. Тормозим у автобусной остановки и звоним старосте – Николаю Паисьевичу Вихареву. «Сворачивайте налево, мой дом с зеленым заборчиком. Я вас уже жду», - слышим в ответ.
Экскурс в историю
Открывая калитку, замечаю среди огромных сугробы движущийся холмик сена. Это хозяин несет постояльцам своего двора душистый завтрак. Когда мужчина освобождается, просим его сопроводить нас по деревне. По дороге выясняем, что Николай Паисьевич трудится в должности старосты уже не первый срок: вот уже 10 лет он живет заботами и радостями местных жителей. Коренной вохтожанин, покинув родные пенаты еще в молодости, вернулся обратно в Вохтогу в 2004 году из Архангельска. Сейчас военный в отставке, а также депутат местного значения трудится в ЖКХ п. Вохтога.
- Деревня у вас огромная, - замечаю я, окидывая взглядом растянувшуюся почти на километр деревню.
- Вохтога берет начало у Гусева ручья. У меня хранится карта-схема деревни от 1929 года. Была тогда часовня, два пруда, пожарная каланча, маслобойни, мукомольни. Известно, что в эту сторону приезжали купцы со всей Европы. Наши предки торговали маслом, рыбой, медом, пенькой, шерстью. Условно Вохтога делится на «старую» деревню и «новую», называемую Притыкино. Оно появилось при Зажигине (Примечание автора: Валентин Владимирович Зажигин - директор совхоза «Вохтога», заслуженный работник сельского хозяйства РСФСР, почетный гражданин Грязовецкого района), тогда в этой части деревни строили дома для работников колхоза.
- Николай Паисьевич, в качестве старосты и депутата что Вам удалось сделать в деревне?
- Семь лет назад мы заменили всю систему водоснабжения в Вохтоге. Это метров 800. Помог нам Константин Павлович Симаков. Потом железный мостик сделали через Вохтожку, дорогу по деревне немного поправили. Где-то окосим, где-то что-то подделаем. Работа всегда найдется. Раньше я был старостой еще трех близлежащих деревень, - замечает мужчина.
Какая деревня без храма! Здесь он тоже есть. Красивый и стройный, он поражает своей мощью. «Храм на реставрации?» – интересуюсь я, замечая деревянные леса у церкви. Николай Паисьевич поясняет, что смотрителем храма до недавних пор был Владимир Кузнецов. Именно по его инициативе и начали ремонт, средства для которого выделял один из вохтожских руководителей. «Поставили два купола и кресты, подготовили еще два, но когда Владимир Кузнецов ушел из жизни, все встало», - сожалеет староста. К слову сказать, местный храм, носящий имя Казанской Божией Матери, был заложен на средства мирян в 1900 году. Церковных служб этот храм не видел очень давно, да и шли они недолго: с 1917 по 1937 год. Сейчас сельчане посещают часовню в поселке Вохтога.
«Живем здесь 36 лет»
«Я родом из деревни Дресвище, муж – из Ваганова, - начала рассказ о своей жизни Ираида Борисовна Феофанова, к которой мы заглянули в гости. - Мы сюда бегали в клуб, вот и познакомились с мужем Алексеем Павловичем. Живем здесь 36 лет. Муж шофером более 40 лет в совхозе работал, я сначала лаборантом трудилась, потом – в ДК техничкой, позже - культорганизатором. У нас две дочери, четверо внуков, все в поселке. Без скотины мы не живали. Корову держали всегда. Ноги вот у меня заболели, так и нарушили. Сейчас у нас две козочки и бычок. Зимой муж дрова колет, тропочки разгребаем, я вяжу. Летом внуки приезжают, ходим в походы. Наберем еды - и в лес!»
«Незабудка и Нежданка – наши кормилицы»
Деревенская жизнь теперь больше напоминает городскую. Живут с удобствами, мало кто держит скот. По всему району у нас осталось всего 86 коров и больше всего их, кстати, на территории МО Вохтожское (43) (Примечание автора: информация отдела статистики по Грязовецкому району). В этой деревне по нынешним меркам буренок много: целых три. Две из них – на подворье Татьяны Георгиевны Феофановой, 30 лет проработавшей в колхозе ветврачом. «У нас пять внучек. Все молоко, творог любят, вот и отправляю им. Не было бы своего хозяйства - туго бы пришлось».
Дом у Феофановых добротный, достался от родителей мужа. В момент нашего прихода Татьяна Георгиевна процеживала свежее молоко. Чтобы посмотреть буренок, пришлось спуститься в хлев под домом. Коровы и теленок встретили нас дружным мычанием. Незабудка и Нежданка – кормилицы семьи - оказались спокойными и очень любопытными животными: то и дело норовили лизнуть мой фотоаппарат.
На стене в сенях замечаю семь кос(!). «Да, мы руками много косим, - говорит женщина. - Трактором - только там, где далеко. У пустующих домов каждый клочок окашиваем, чтобы пожара не было, когда сухостой. Носим все на себе. Дети нам помогают на сенокосе. Спасибо им за это!»
«Бог даёт, вот и живу»
Недалеко от Феофановых - домик старожила Вохтоги Анны Ивановны Смирновой, которой идет 91-й год. Много повидала эта сельская труженица на своем веку. Из трех ее детей одного уже нет в живых. Помнит она как ее, 16-летнюю девчушку, поставили управляться на свинарник с 20 десятками голов. «Реви не реви, а работать приходилось. Брату 18-ти не было, как забрали на фронт, потом отца взяли, маму на окопы хотели оправить, да пожалели детей. А нам и гулять в молодости некогда было: все работали. На войну отправляли хлеб, мясо», - рассказывает бабушка.
Хоть и слаба уже Анна Ивановна, но перебираться никуда не собирается. Помогает женщине соцработник, да дочь навещает. «Бог даёт, вот и живу. Никуда не поеду», - утверждает она.
Бронзовая медалистка
и трудолюбивый гармонист
Грустные мысли развеяла встреча с удивительно светлой супружеской парой, в августе справившей золотую свадьбу. Надежда Михайловна и Борис Васильевич Калинины живут в любви и согласии в двухквартирном доме, выделенном когда-то родным хозяйством. В квартире очень уютно, особенно на кухне. «Это сейчас у нас все удобства, а когда квартиру давали, одни голые стены были. Все сами обустраивали», - спешит заметить хозяйка. На вопрос в чем секрет семейного счастья, супруги улыбнулись и почти хором ответили: «А некогда было ссориться! Все работали!» Познакомились они более полувека назад в клубе, где Надежда Михайловна после школы работала. Кавалер только что пришел из армии и высматривал себе невесту. Веселая девчушка приглянулась ему сразу. Вырастили супруги двоих детей, радуются четырем внукам. Оба трудились на ферме. «Я 28 лет на ферме и 10 лет санитаркой в медпункте, а муж 45 лет колхозу отдал, - рассказывает женщина. – Да и дома «ферма» всегда была. Косили вручную, картошки сажали у дома и в поле еще 25 соток и не считали это за большую работу. Огород обрабатывали так, между делом, а теперь и это стало в тягость. Хорошо, что дочь помогает, сын с дровами выручает».
Ленивых деревня не любит. Это известная истина. Наши герои – рачительные хозяева. Оба в хозяйстве не на плохом счету были. На слете передовиков не раз бывали. Надежда Михайловна, работая телятницей, имела привесы по 800-900 грамм в месяц, потому и наградили труженицу бронзовой медалью за достигнутые успехи в развитии народного хозяйства и признали победителем соцсоревнования 1980 года.
Колоритная фигура Бориса Васильевича напомнила мне главного героя фильма «Белые росы» Федоса. Такой же седоволосый, добродушный и надежный. А еще Борис Васильевич так же, как и три его брата, гармонист.
На прощание мужчина берет старенькую гармонь, подаренную его матерью старшему брату, и играет, а жена поет частушки. Глядишь на такие пары и умиляешься. Всем бы такого согласия и гармонии спустя 50 лет!
«на вохтоге девчонки весёлые, певучие...»
Напоследок заходим к Зое Гри-горьевне Манаевой, уроженке Костромской области. В 1980 году она перебрались сюда со своей семьей. «Народу здесь полно было! - вспоминает женщина. - Я в магазине продавала хлеба 800 килограммов в день! До дверей очереди! Возили всего много: песка – тележка, горячительного или кондитерских изделий тоже тележка! Жили хорошо! Все держали скотину. Мы вот и до сих пор с поросятами не расстаемся».
Воспоминания о жизни и молодости привели к частушкам. Вот что с удовольствием напела нам Зоя Григорьевна:
- Ты товарищ, ты товарищ,
Ты товарищ дорогой!
На тебе рубашка белая,
А галстук никакой!
Ты деревня, ты деревня,
Золотые главушки,
Запою так заболит
Сердечко у сударушки.
Деревушка Вохтога
Стоит на бугорке.
Ребята длинные-предлинные,
Дурак на дураке!
Ёлочки-сосёночки
Зелёные колючие,
На Вохтоге девчоночки
Весёлые, певучие.
(Далее спевка, поют двое):
- Задушевная подруга,
Пойдем елочки садить,
Чтобы нашим ухажерам
Было весело ходить!
Задушевная подруга,
Да не пойду я их садить:
У меня нету ухажера,
Ко мне некому ходить!
Вот так гармонь и частушки и украсили наше общение.
До новых встреч, увидимся! Приглашайте, обязательно приедем и к вам.
Екатерина ЩУЧКИНА