Афиша

афиша

Туризм

туризм
туризм_музей

архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       

Храмы

Расписание богослужений

погода

Внимание! Новая группа!
Главная Кроме того Материал в номере от 7 февраля 2015 года. "Юровские истории"
Просмотров: 1917, комментариев: 0

Материал в номере от 7 февраля 2015 года. "Юровские истории"

В XVIII веке в нашем вологодском крае, как и в других регионах России, крестьяне составляли свыше 90% всего населения. Жили они деревнями, которые объединяли несколько семей. Для вологодского края был характерен гнездовой тип расселения, когда группы деревень располагались близко от центрального села, образуя волости. С тех пор много воды утекло, деревни постепенно опустели. Но и в наше время сохранился тот же принцип расселения: вокруг центральных усадеб также располагаются небольшие населенные пункты. На этой неделе «СП» успела заглянуть как на центральную усадьбу, так и на прилегающую к ней деревню. 

Судьба связала на всю жизнь
В Юрове мы побывали в гостях у Меньшиковых. Зашли и удивились: вновь повстречали семейную пару, которая прожила вместе более шестидесяти лет и, как говорят в народе, не абы как, а счастливо и дружно. Разница в возрасте между супругами - 5лет. Михаилу Николаевичу 88 лет,  Людмиле Витальевне - 83 года. Поженились Меньшиковы в далекие послевоенные годы, воспитали двоих детей. Родина Михаила Николаевича – деревня Покровское Жилинского сельсовета, а жена местная, из деревни Криводино.
Вспоминали Меньшиковы самые трудные годы в их общей биографии - военные, воспитавшие и закалившие тогдашних девчонок и мальчишек. Михаил окончил 4 класса школы, а дальше, как и все его сверстники, пошел работать. В 1943 году, как только ему минуло 17 лет, паренька призвали в ряды советской Армии. О своей суженой, Людмиле, он еще и знать не знал.  А ее жизнь тоже не была сладкой. С 9 лет девчушка работала на полях колхоза. Вот что рассказала Людмила Витальевна: «В совхозе во время войны были только две худенькие лошаденки, остальных забрали на фронт. Нашими главными помощниками были быки, на которых возили сено, навоз и пахали. Бык, наверно, с тонну весом, а нам, детям, его запрячь надо. Он ревит, а мы друг за дружку держимся и подходим к нему: забодает или нет, не знаем. Родителям было не до нас. Летом с быками еще труднее было справиться. Кругом овод, животное нервничает, злится. Спасаясь от паутов, бык нас затащит в кусты, а то и телегу опрокинет. Это был какой-то кошмар!
Все в деревне работали под лозунгом: «Все для фронта, все для победы!» Поэтому в обязательном порядке сдавали все, что вырастили своими руками. Если кто-то, например, не держал скот, так мясо покупал, чтобы сдать государству. Если бы не корова, которая была в каждом дворе, то было бы невозможно выжить в таких условиях.
В школе мы собирали посылки для бойцов: вязали носки, варежки. Маме за каждый трудодень платили 300-400 граммов пшеницы или ржи со льдом. Весило-то это много, а кушать-то было нечего, как лед-то растает! А еще выжить нам помогали кружева, которые плели бабушка с мамой. Выручив за них деньги, мама покупала одежду и еду. Отец мой был на фронте. Вернулся домой в звании офицера».
Знаменитая песня «У высоких берегов Амура часовые Родины стоят», можно сказать, была сложена и о супруге Людмилы Витальевны. Наш земляк нес свою службу на Дальнем Востоке. На дальневосточной границе со  стороны Маньчжурии и Кореи в то время стояла более чем миллионная японская армия, готовая в любую минуту перейти границу СССР и  приступить к захвату Дальнего Востока. В годы войны с Германией, по историческим сведениям, на Дальнем Востоке находились на боевом дежурстве в разные периоды от 32 до 59 дивизий, от 3 до 4 тыс. боевых самолетов, 8-16 тыс. орудий и минометов, более 2 тыс. танков и самоходных артиллерийских установок. Михаил Николаевич застал войну с Японией, во время которой был ранен, побывал в Китае. В госпитале города Харбин он проходил лечение. Служба дальневосточников была непростой, обмундирование оставляло желать лучшего. Бывало, вспоминает фронтовик, обмотки примерзали к ногам, а американские ботинки огромного размера спадали с ног. Разные задачи пришлось выполнять на службе Михаилу Николаевичу, поэтому был он и разведчиком, и связистом, и телефонистом, и стрелком. Красноармейцу Меньшикову за годы службы было объявлено немало благодарностей. В военном билете сохранилась одна из них, датируемая 23 августа 1945 года. «Приказом № 372 от имени Верховного Главнокомандующего Генералиссимуса Советского Союза товарища Сталина за отличные боевые действия в боях с японцами объявлена Благодарность» - написано в ней. О том, что наш земляк служил честно и мужест-венно, говорят и его боевые награды: Орден Отечественной войны, медаль «За Победу над Японией». Только спустя 7 лет солдат вернулся домой. Сейчас представить это трудно, но почти все мужчины тогда возвращались только спустя несколько лет после войны. Многие из них уходили на фронт безусыми мальчишками, а возвращались с сединой на висках.
В колхозах нужны были трактористы, поэтому Михаил пошел учиться в Грязовецкое училище. После учебы приехал в Юрово, где и встретил свою судьбу. «Муж у меня хороший, - рассказывает Людмила Витальевна. - Помогал во всем: и с детьми, и по хозяйству. Он по характеру горячий, но отходчивый. А вообще, мы всю жизнь старались уступать друг другу».
Оба супруга – ветераны труда, Михаил Николаевич трудился в совхозе трактористом, состоял в партии. Жена работала кассиром, специалистом.
Сейчас на лето Меньшиковы перебираются в свой домик в Криводино, а зиму коротают в квартире. Мечтают супруги дожить до великого праздника Победы, чтобы в очередной раз вспомнить добрым словом тех, кого уже нет в живых.
«Из дома пришлось уехать
ради нашего малыша»
Нашим бабушкам и дедушкам, пережившим все тяготы войны и жизни в тылу, казалось, что слово «война» навсегда уйдет из лексикона. Но, как и 70 лет назад, вологодская земля вновь принимает людей, спасающих своих детей от взрывов и выстрелов.
Мы - в деревне Степурино. Именно здесь с августа 2014 года обосновалась семья вынужденных переселенцев с Украины. «Из дома пришлось уехать ради нашего малыша. Когда начали стрелять, стало страшно, - признается Светлана. - Мы приехали из Луганской области. Я там работала продавцом, муж - шахтером. Приехав в Грязовец, мы хотели перебраться в Тарногу, но нам предложили в Центре занятости в МО Юровское. Здесь дали благоустроенную квартиру, в которой за счет хозяйства имени 50-летия СССР был сделан косметический ремонт. Мы с мужем работаем, потихоньку обживаемся».
В октябре в Степурино из зоны боевых действий приехала мать Светланы - Зинаида Вячеславовна. «Бросить все было жалко, поэтому я сначала не собиралась в Россию, но когда обстрелы стали случаться все чаще, за 2 дня собралась. Возле нас шахта, через поселок идет много транспорта. Бывает, остановится техника, и боишься: вдруг развернется и выстрелит. Кто его знает... поэтому стало страшно...», - дополняет она.
Светлана из продавцов переквалифицировалась в телятницы, муж устроился по специальности - сварщиком. «Пока мы думаем здесь осесть. Мама сказала, что назад уже не поедет. Конечно, тяжело. Приходится все начинать с нуля», - объясняет женщина.
Вынужденным переселенцам на юровской земле помогают всем миром. Украинская семья благодарна местным жителям за вещи, продукты и просто добрые слова.
Зинаида Вячеславовна - пенсионерка. Пока молодежь на работе, она хлопочет по хозяйству, занимается с годовалым внуком и, конечно же, слушает новости с Украины. Ей, как и всем нам, очень хочется, чтобы на украинской территории наконец-то установился мир.

В гостях побывала

Екатерина ЩУЧКИНА





Анонс номера

Реклама

Работа
ПФР
ФСКН
ФНС