- Нина Михайловна, нам известно, что в прошлом году было затруднительно дозвониться на «03» и для вызова «скорой помощи» использовался другой телефонный номер. Сегодня такой проблемы уже нет?
- Звонить следует на «03» - работа этого номера возобновлена в полном объеме. Правда, следует знать, что на него проще дозвониться со стационарного телефона. Некоторые мобильные устройства, как правило, современные, также позволяют связаться с диспетчером «скорой» непосредственно по этому номеру. Но не все. С мобильного телефона лучше набирать бесплатную экстренную комбинацию, которая определена вашим сотовым оператором (например, если вы абонент «Мегафона», следует набрать 112, нажать кнопку «вызов», а потом - цифру 3 или 030, а затем «вызов». Для абонентов «Теле2» - 103 и «вызов» или 03*, «МТС» - 030 и «вызов», «Билайн» - 003 и «вызов»). Также, и с мобильного, и со стационарного в «скорую» можно дозвониться по номеру 2-00-03 (для вызова с мобильного сначала придется набрать код города 881755, при этом необходимо помнить, что такой звонок будет платным). А, вообще, в скором времени в районе заработает единый бесплатный экстренный номер – 112. На него можно будет звонить как с мобильного, так и со стационарного телефона.
- Не так давно в Вологодской области был принят закон, согласно которому в районах «скорая» должна приехать к пациенту не позднее, чем через 40 минут с момента вызова на селе и через 20 минут в городе. Наша «скорая помощь» следует этому нормативу?
- Да. По городу добираемся до пациентов, в среднем, за 15 минут. Что касается отдаленных населенных пунктов, то в зависимости от километража. Скажем, до деревни Вараксино, которую считаем одной из самых отдаленных, доезжаем за 30-40 минут. В Вологду, куда мы также возим пациентов, скажем на МРТ, в роддом и т.д., добираемся минут за 40. Конечно, имеет значение и время года: в распутицу перемещаться на машине затруднительно. Бывает, её и трактором помогают вытаскивать. Пешком нашим фельдшерам тоже приходится ходить – иногда, по 2-3 километра. Город в этом отношении ничем не лучше: наш транспорт из-за неубранных территорий не может припарковаться у подъезда, следовательно, сотруднику «скорой» приходится самостоятельно пробираться к дверям по грязи и лужам, а оттуда, порой, тащить носилки на себе к машине. Это при условии, что в бригаде сейчас работает только один человек. Да и освещением в ночное время может похвастаться лишь центральная улица…
- Фельдшеру с носилками никто не помогает?
- Водитель помогает, хотя он не обязан этого делать по приказам. Иногда просим помочь родственников пациента, прохожих. Соглашаются не все и не всегда.
- Памятуя о том, что Вы говорили насчет Вараксино, могу предположить: станция скорой помощи, расположенная в Грязовце, не единственная в районе. Я права?
- Да, «скорая» есть и в поселке Вохтога. Там работают 4 фельдшера, правда, радиус обслуживания у них значительно меньше – 45-50 километров. За год у них регистрируется где-то 2 тысячи вызовов, а у нас вместе с перевозками – 12 тысяч.
- Если «на скорой» Вохтоги трудится 4 фельдшера, то сколько же у Вас?
- Еще в прошлом году наш коллектив смело можно было назвать большим – 16 человек. В связи с увольнением и переводом на другую работу в настоящее время работают 6 фельдшеров. И молодежи среди них нет. Причин тому несколько: низкая заработная плата и отсутствие жилья для приезжих. В итоге, раньше у нас было по 2 фельдшера на машину, а на текущий момент только один. Работать сутки через двое под силу далеко не каждому сотруднику «скорой»: часто вызовы бывают очень сложными - инфаркты, инсульты, серьезные травмы в ДТП на федеральной трассе. Необходимо решать эту проблему на административном уровне, как решают её в других районах Вологодской области. В противном случае мы окончательно зайдем в тупик.
- Сколько на станции «скорой помощи» трудится диспетчеров?
- У нас четыре диспетчера, и в их обязанности входит исключительно прием вызовов. На данный момент «на телефоне» - Ольга Николаевна Тихомирова. Она 35 лет отъездила по вызовам фельдшером «скорой помощи», и вот уже несколько лет трудится диспетчером.
- Подозреваю, что диспетчеру приходится брать на себя и функции психолога.
- В общем, да. Иногда люди, которые нам звонят, очень нервничают, не могут сформулировать причину вызова. Порой «подгоняют» диспетчера – так бывает, когда человек не понимает, что машина находится на другом вызове.
- Кстати, как выходите из ситуации, когда обе машины на вызове, а где-то случилось серьезное ДТП или человеку стало плохо с сердцем?
- На вызовы мы ездим на двух, практически новых, «уазиках», еще в нашем распоряжении имеется два реанимобиля. На всякий случай у нас есть поддежурные санитарные машины, которыми мы можем воспользоваться при необходимости. Также есть возможность обратиться в связи с проблемами с транспортом в полицию, там нам никогда не отказывают – помогают, выезжают.
- С кадрами в «скорой» ситуация очень напряженная, а как обстоят дела с медикаментами, оборудованием?
- Есть необходимое оборудование, медицинские препараты. Все, кроме тех самых пресловутых кадров.
- Вы говорили о 12 тысячах вызовов за год, а сколько их, в среднем, за сутки?
- Как правило, 30-35 вызовов в сутки, да еще и перевозки пациентов. В период эпидемии гриппа бывает еще сложнее – до 50 и более вызовов в сутки. Если брать прошлую неделю, то вызывали нас в основном пожилые люди с жалобой на обострение гипертонической болезни, ишемической болезни сердца. Но и молодежь к нам также обращалась.
- Возможна ли такая ситуация, при которой пациенту будет отказано в приезде «скорой»?
- Отказ невозможен, но иногда мы можем предложить альтернативное решение. Если человека, который проживает в отдаленной деревне, беспокоят головные боли, вначале мы посоветуем ему обратиться к своему фельдшеру. Таким образом, он получит помощь значительно быстрее.
- Часто ли сотрудники «скорой помощи» направляются на учебные занятия, какие-то курсы?
- Все медицинские работники отделения СМП один раз в пять лет проходят обучение на сертификационных циклах повышения квалификации ( в г. Вологде).
Кроме того, каждый сотрудник раз в 5 лет, по желанию, сдает экзамен на присвоение категории.
Беседовала Ю. Корешкова