- Андрей Владимирович, что нового произошло в работе отряда за последнее время?
- О каких-то существенных изменениях в работе говорить не приходится, но с 1 января 2014 года произойдет своего рода реорганизация аварийно-спасательной службы Вологодской области. Если раньше работали 13 отрядов, объединенных в одну структуру, то теперь каждый район будет целиком и полностью содержать свой отряд. Такое решение было принято на областном уровне с целью оптимизации расходования денежных средств. На сегодняшний день уже создано бюджетное учреждение защиты ФЧС по Грязовецкому району. По сути изменения коснутся лишь принципов финансирования службы, во всех остальных вопросах перемен не предвидится. Нас по-прежнему 8 человек, да и цели и задачи нашей работы – все те же.
- Иными словами, отныне мы будем «вариться в собственном соку»? А возможны ли выезды спасателей за пределы Грязовецкого района?
- Скажем так: ранее в случае навод-нения в Великом Устюге создавались сводные спасательные отряды – например, от каждого района выделялось по пять человек, которые оперативно выезжали на место происшествия и выполняли общие работы. С 2014 года мы не будем иметь подобных полномочий: если другому району понадобится наша помощь, нам придется составлять договор на выполнение работ. Вообще, согласно ФЗ РФ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», функции по ликвидации ЧС возложены на поселение, т.е. по закону каждое сельское поселение должно содержать свое аварийно-спасательное формирование. В реальных условиях это недостижимо, поэтому поселения будут заключать с нами договор по обслуживанию.
- Андрей Владимирович, за 12 лет работы отряда Вашим сотрудникам наверняка приходилось действовать в самых разных ситуациях. Можете припомнить наиболее яркие эпизоды?
- Работа у нас очень серьезная, но и в ней имеют место быть курьезные моменты. Как-то в одной деревне пропал мужчина, искали его три дня совместно с полицией и, признаться, уже не рассчитывали на удачу. Обнаружился «исчезнувший» в соседней деревне, оказывается, он все это время что-то праздновал вместе со своими друзьями и не особо задумывался о том, что его могут искать – да еще и с привлечением такого объема сил и средств. И смех, и грех… Запомнилось, как однажды выезжали на ДТП – там у пострадавшего произошел отрыв нижней конечности, необходимо было остановить сильнейшее кровотечение. Молодой фельдшер «скорой» занервничал, но мои ребята не растерялись и помогли ему справиться с задачей. Человека мы спасли…
- 2013 год – на исходе. Какие итоги можно подвести?
- За текущий год было совершено 97 выездов, помощь получили около 100 человек, 14-15 из них нам удалось вырвать из рук смерти. В основном в своей ежедневной работе мы сталкиваемся с ситуациями бытового характера. Например, люди частенько забывают выключить газовые плиты и при этом умудряются покидать квартиры без ключей. Распространены и всякого рода опасности, связанные с маленькими детьми или пожилыми людьми. Совсем недавно нам позвонили родственники одной пожилой женщины, она не открывала им дверь. Оказалось, ей стало плохо, и она упала прямо у выхода из квартиры. По счастью, мы и «скорая помощь» вовремя прибыли на место… В летне-осенний период настоящей головной болью становятся «потеряшки». В этом году таких эпизодов с исчезнувшими грибниками и ягодниками было очень много. К сожалению, так и не удалось найти пропавшую в лесу женщину из Бушуихи, к её поискам мы привлекали даже студентов Грязовецкого политехнического техникума, но тщетно.
Часто люди сами усугубляют свое положение: не берут с собой ни воды, ни спичек, ни средств навигации или связи. Хотя было у нас и так, что позвонил в службу потерявшийся в лесу мужчина, который имел при себе компас, но… не умел им пользоваться. Что ж, всякое случается. Конечно, мы считаем наиболее эффективными первые сутки поиска, т.к. за день некоторые граждане умудряются уйти на 20 километров от того места, где они находились. Хорошо, что у многих «ловят» сотовые телефоны: люди дозваниваются, и мы сразу направляем к ним машину, включаем сигнализацию, чтобы они выходили из леса на её звук. Другая сезонная «беда» - водные процедуры «под градусом». Мы неустанно напоминаем гражданам о том, что нетрезвому человеку не место в воде, но толку мало. Ну, и круглый год нам не дают покоя многочисленные ДТП. Страшнее всего, когда в них страдают дети.
- Берутся ли ваши сотрудники за спасение жизней братьев наших меньших?
- Еще как: животных приходится спасать частенько. В основном, достаем собак из колодцев, за этот год выловили 6 таких бедолаг, провалившихся в люк. Кошек снимаем с деревьев, а одну не так давно пришлось добывать из вентиляционной скважины. Самым экзотическим животным, которого мы выручили из беды, стал попугай. Признаться, рассчитывали на длительную операцию по спасению, но дело было зимой, птица замерзла и, фактически, сама сдалась нам. Спасаем, конечно, бесплатно. Всех и вся. Я убежден, что жизнь нельзя измерять деньгами.
- Что бы Вам хотелось пожелать коллегам в преддверии профессионального праздника и Нового года?
- В первую очередь, достойной зарплаты и уверенности в завтрашнем дне, а еще здоровья, мужества и душевных сил. Вместе мы все преодолеем!
Беседовала Ю. Корешкова