- Андрей, почему ты стал заниматься именно хоккеем? Кто твой первый тренер?
- На коньки меня поставил отец, первые азы дал мне он. Помню точно, увидел коньки у взрослых ребят на пруду у дома и загорелся. Отец нашел коньки, мы пошли в хоккейную коробку, затем расчистили пруд в своем дворе. Так все и началось. Год катался с отцом, затем перешел к Пикину Алексею Африкановичу, тренировался у него весь период проведения «Золотой шайбы». Затем в спорткомитет пришел работать мой отец, и уже тренироваться начал под его руководством. Времена были непростые, работали тренеры на энтузиазме. В юношеском возрасте у нас появился тренер Хомутов Евгений Николаевич, он многое мне дал. Вообще тренировки я посещал все, которые только можно, у всех, кто тренировал. В день я накатывал до трех-четырех часов. Мы даже ели на стадионе.
- А попробовать себя в другом виде спорта не пытался?
-Нет, даже не задумывался об этом, кроме футбола, но это второстепенно.
- Со временем ты стал играть за сборную и параллельно начал тренировать сам. Как ты пришел к тому, что захотел набрать ребят?
- Начал тренировать перед армией, потом этих ребят взял Е. Н. Хомутов. Когда вернулся, мне предложили заняться тренерской работой. Необходимо было только желание тренировать.
- Тренировать малышей – непростое занятие, тем более, насколько понимаю, образования педагогического у тебя нет? Приходилось, наверное, очень тяжело?
- Если есть желание, можно «горы свернуть». Меня это заинтересовало, а если есть интерес, значит, тебя туда тянет, ты готов работать и работать.
- У тебя набрана группа малышей, какой самый маленький возраст среди ребят? Есть ли какие-то секреты общения с такими малышами?
- Основной костяк – дети 6-7 лет, но есть ребята и более младшего возраста. Я не знаю, почему их не берут другие тренеры, мне не жалко, если у них есть желание, пусть катаются.
Сначала я начал заниматься индивидуально, чтобы дети ко мне привыкли. Постепенно ребята узнали друг друга, подружились. С навыками катания пришло человека три-четыре, те, которые начали заниматься у меня же. Получилось так: научил кататься племянника, племянник привел друга, затем друг привел еще друга, и так, по цепочке, набралась группа.
Возраст настолько ранимый, необходимо смотреть, кто как на критику реагирует. Кого-то нужно поругать, и он начнет усиленней заниматься, кого-то похвалить, даже если делает неправильно, но найти тот плюс, за который можно похвалить, и тогда работа начинает складываться.
- Чувствуется, что у тебя очень грамотный подход к процессу обучения. Ты пользовался чьей – то помощью в вопросах психологии, или все происходит на интуитивном уровне?
- Да, я разговаривал с психологом, мне самому было интересно, как с психологической точки зрения нужно работать с детьми. Конечно, и литературы использовал много. Постепенно пришел к необходимому результату. Возможно, интуиция тоже присутствует, но наслаивается и опыт прошлых лет.
- Случаются какие-то капризы у детей, например, что они устали и больше нет сил заниматься? И что ты делаешь в таких случаях?
- По опыту могу сказать, что из двадцати человек всегда есть те, кого привели родители лишь для того, чтобы ребенок чем-нибудь занимался. В этих случаях начинаю выяснять, что интересно детям, чтобы их заинтересовать. Конечно, бывали случаи, когда приходилось объяснять родителям, что ребенку не интересен этот вид спорта и заставлять его делать что-то против воли не нужно. Как бы ни было удобно родителям и как бы ни было велико их желание, это должен быть выбор ребенка.
- Самый высокий результат твоих подопечных?
- Мы со старшими ребятами выигрывали два года областные соревнования «Золотая шайба», на сегодняшний день эта группа играет на первенстве г. Вологды, в турнирной таблице мы стоим в первой тройке.
- Андрей, у тебя есть основная работа, есть семья и плюс ко всему работа «для души». Как получается все совмещать и везде успевать?
- Ну да, с течением времени становится все тяжелее. С появлением семьи появились новые обязанности. Я чувствую свою вину перед женой и сыном, за то, что меня не бывает дома. Я ухожу на работу – все еще спят, прихожу с работы – все уже спят. Практически 90% моего времени занимают основная работа и тренировочный процесс. Порой ловлю себя на мысли, что очень не хватает 25-го часа в сутках, чтобы побыть с семьей.
- Ты можешь себе представить момент, когда вдруг придется отказаться от хоккея?
- Я долго думал над этим вопросом в прошлом году, потому что старших ребят выпущу, а хочется продолжать работать. Но, в то же время, семье меня не хватает. Мы с женой поговорили, она поняла, что у меня будет еще группа. Она знает, что хоккей - часть меня: играю или тренирую – я этим живу и не могу просто сидеть дома.
- Для тебя хоккей - увлечение?
- Увлечение - это то, что может пройти и закончится, а хоккей для меня - нечто большее. Это не дать, не отнять, он в моей крови.
- Андрей, что именно тебе дал хоккей? С какими трудностями встречаешься?
- Я вообще не знаю, чем бы занимался и кем бы был, если бы не хоккей! У меня здесь все: круг общения, интересы. Хоккей развивает все необходимые качества для мужчины. Все, что встречается в жизни, можно пережить в хоккее.
А главная трудность - это состыковать весь тренировочный процесс при моем режиме работы, все систематизировать, отрегулировать. Ведь кроме моих групп, есть еще ребята, которым тоже нужен лед.
- Я своим собеседникам всегда задаю вопрос и не могу не задать его тебе. Какое твое главное достижение в жизни в твои неполные тридцать лет?
- Безоговорочно – это семья: любимая жена Катя и сын Илья. Все, что я делаю, я делаю для них. Что бы ни произошло, семья всегда будет для меня священна. Поддержка семьи очень важна, я благодарен Кате за сына, за то, что она принимает меня таким, какой я есть. Она самый замечательный человек на земле!
Вот так закончился наш разговор с Андреем Бариновым, с тем, для кого хоккей не увлечение, а жизнь на коньках! Я думаю, пока есть такие люди, спорт будет жить!
Физкульт-пока!
О. Дебелая