Афиша

афиша

Туризм

туризм
туризм_музей

архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       

Храмы

Расписание богослужений

погода

Внимание! Новая группа!
Главная Земляки Победители Ветераны о времени и о себе
Просмотров: 2306, комментариев: 0

Ветераны о времени и о себе

Чем запомнилось ей военное лихолетье?

В д. Анохино и населенных пунктах, которые когда-то относились к Анохинской сельской администрации, не осталось в живых ни одного участника Великой Отечественной войны. Но на территории проживает 32 человека, которые родились до войны и во время войны.

Одна из них - Макарова Раиса Васильевна. Она родилась 19 июля 1931 года в Кировской области. С 1954 года, после окончания Великоустюгского сельскохозяйственного техникума, 10 лет работала агрономом в нашем совхозе, затем 10 лет бригадиром, последние годы перед пенсией была кладовщиком.

Чем же запомнилось ей военное лихолетье? Холод и голод. Из неубранных в полях колосков мололи крупу, очень не хватало сладкого – парили морковь. Не было и одежды, её выменивали на лук и яйца. В совхозе давали зерно (500 г на рабочего и 200 г на иждивенца), выращивали капусту, картошку, морковь и выдавали это по трудодням.

Хлеб в войну был очень дорогой, но ещё дороже было мыло - чёрное, жидкое, но такое необходимое для семей, в которых было много детей. Большим семьям давали задание - сушить картошку. «Мы получали на складе картошку, варили её в чугунах в печке, чистили и сушили, и у нас брали только картошку жёлтую, золотистую. А та, что оставалась, помогла выжить. Нам, молодым всё время хотелось кушать», - вспоминает Раиса Васильевна.

Она хорошо помнит тот день, когда вся страна узнала о Победе. Их собрали на поляне, пришёл бригадир, поднял красный флаг и сказал: «Война кончилась!»

Не было в деревне Раменье, Подосиновского района, Кировской области ни одной семьи, где бы никто не погиб. Отец Раисы Васильевны пришёл с войны инвалидом. До войны его 3 раза парализовало, но на войну его всё равно взяли – в Новороссийск. А брат Дмитрий был взят на 2-й год войны, а он работал сварщиком в МТС и был кормильцем в семье, т.к. ему давали хлеб на одного иждивенца (в семье было пять детей). С войны он вернулся живой, с орденом Красной Звезды, двумя орденами Славы и медалями.

Раиса Васильевна вместе с мужем Вениамином Васильевичем воспитали 10 детей, пятеро из них остались жить и работать на родной анохинской земле. Сейчас Раиса Васильевна живёт с сыном Юрием в благоустроенной квартире, дочери также не забывают маму, каждую неделю помогают ей по хозяйству. А не хватает бабушке Рае только здоровья, как и большинству её сверстников. Не перестаёт удивлять нас Раиса Васильевна своей памятью на стихи. Каждый год на митинге у памятника она читает стихи о войне, а молодое поколение стоит и внимательно слушает. Надеюсь, когда они вырастут, то будут вспоминать бабушку Раю и то, как она выразительно читает стихи.

Материал подготовила Л. Зеленева,  зав. Анохинской библиотекой

Судьба удивительной женщины

1 апреля Александре Петровне Козловой исполнилось 87 лет. Родилась она в деревне Засечное Лежского сельсовета. В семье было 4 дочери, Александра была младшей. В годы коллективизации родителям пришлось вступить в колхоз – они считались середняками. В семье было 2 коровы, лошадь, телята. Все пришлось отдать в колхоз. Мать стала управляться с коровами, отец – на разных работах.

В довоенные годы Александра закончила 4 класса начальной школы в соседней деревне. В 1938 году в семью пришло горе – неожиданно умер отец. К этому времени две старшие сестры были уже замужем и жили в других деревнях. Случилось так, что через год мать снова вышла замуж и переехала в другой сельсовет. Сестры наотрез отказались уезжать с ней из родительского дома и остались жить вдвоем. А вскоре началась война. Этот день Александра Петровна помнит смутно. О том, что началась война, узнали из сообщения по радио. Помнит плач, который стоял по всей деревне, и еще – чувство страха, тревоги, неопределенности… Было ей тогда 14 лет.

Первое военное лето было особенно тяжелым. Все мужчины из их небольшой деревушки ушли на фронт. Опустела и притихла деревня. Вся тяжесть нелегкого крестьянского труда легла на плечи женщин, стариков, подростков. Все лето работали на заготовке сена для колхозного стада. Колхозные сенокосы раньше были по берегам лесных речушек: Серебрянка, Шилекса, а на Великую уходили не на одну неделю - далеко она была от деревни. Жили там в шалашах, варили нехитрую еду на костре. Затем наступала уборочная страда, старались убрать хлеб без потерь, высушить снопы, обмолотить зерно. А был еще и лен. Все приходилось делать вручную.

«Первую зиму помогала старшей сестре на расчистке дороги - «ледянки», по которой вывозили лес из кварталов на станцию Лежа. Дорога эта была поделена на километры, за каждым из которых закреплялся человек, ответственный за расчистку этого участка. Наш километр был от Обуховской будки до Засечного. Зима была очень морозная. Бывало, доберешься до дома и пуговицы расстегнуть не можешь – так пальцы замерзли.

С 15 лет стали брать в лес на заготовку древесины. От каждой деревни была своя бригада. В лесу работали с 10 октября до 10 апреля. Уезжали на неделю, а в субботу вечером бригадир на лошади привозил обратно. Работа была тяжелая. Жили в деревянном бараке. Снегу в лесу было много, к вечеру вся одежда сырая, к утру не успевала просохнуть. Нам приходилось грузить бревна на сани и вывозить их на берег реки Великой. Там их укладывали в штабеля, а весной, когда река разливалась, бревна сплавляли по реке.

Ну, а весной снова работа в колхозе. Лошадей было мало, что получше – на фронт забрали. Приучали к упряжке быков, что посмирней, на них и работали: вывозили навоз на поля, пахали, боронили. Сеяли вручную. Были такие легкие лукошки, привязывали к ним полотенце и надевали на шею. Вставали в ряд, немного уступом, шли и раскидывали зерно. Работали от зари до зари за трудодни. Осенью колхоз рассчитается с государством, а что останется – разделят по трудодням и раздадут колхозникам. Что получим, свезем на мельницу в Становом. На это и жили до следующего урожая. Спасала картошка. Даже хлеб с картошкой пекли: натрем сырой картошки блюдо, добавим муки и в печку. Весной и летом собирали по берегам реки ягельник. Дома его начистим, мелко порежем. Сварим картошки , растолчем , сделаем горячие лепешки и обваляем в этом ягельнике. Так же делали и с крапивой. Варили кашу «завару» из отрубей. Выращивали овощи, собирали грибы. Так и жили...

О том, что война кончилась, узнали от девушки из Обухова. Она прибежала к нам с этой вестью. Радость была великая. Помню, сразу накрыли столы. И опять все плакали: кто от счастья, кто от горя. В нашу деревню с войны вернулись только двое: Зарубалов Александр да Кузнецов Павел».

Александра Петровна вышла замуж в 1950 году за Козлова Константина из Задорки. Он был участником войны, разведчиком. Имел награды, среди них орден Славы. Пришел с войны инвалидом. Сразу после замужества Александра Петровна стала дояркой и проработала на ферме до выхода на пенсию. Прожили они с мужем в мире и согласии 35 лет. Вырастили и воспитали 5 детей. Не прошла война бесследно – умер Константин Иванович в 1985 году. С тех пор и живет одна Александра Петровна. Не забывают её дети и внуки. Их у неё 10, есть и правнуки. Тесно становится в маленькой квартире, когда они собираются все вместе. Каждый день заходят соседки проведать, помогает в домашних делах социальный работник. Ведь уже больше 5 лет она совсем не выходит из дома – сильно болят ноги. Но не жалуется на жизнь наша героиня. Прожив такую долгую и трудную жизнь, остается великим оптимистом, очень добрым, щедрым и отзывчивым человеком.

Наступил май. Снова встречает наша страна святой праздник Победы. Этому дню и всем тем, кто приближал его наступление, мы обязаны всем, что имеем. Низкий поклон вам за это, дорогие ветераны!

Материал подготовила Г. Смирнова, зав. Лежской библиотекой

Война не смотрит на возраст

«Дети Великой Отечественной войны» - так называют людей, родившихся с 1928 по 1945 годы. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война.

Лапина Лидия Григорьевна родилась 4 марта 1928 года в деревне Покровское Грязовецкого района. Когда началась война, Лидии было 13 лет. Многое в памяти стёрлось, а вот военные годы она помнит хорошо. Она уже тогда трудилась в колхозе:  помогала взрослым на сенокосе, косила вручную траву для животных, метала стога сена, во время посевной сеяла  вручную, разбрасывала  зерно  из  лукошка, ноги утопали в пашне, убирали урожай тоже руками. Жала серпом по 18 суслонов (в суслоне 22 снопа), огораживала поля,  таскала дрова из леса на санках. Для колхозного колесного трактора вместе с другими детьми ходили пешком за 20 км за соляркой.

Во время войны и после неё вся продукция в деревне, в колхозах и личных хозяйствах изымалась государству. Норма от каждой семьи - сдать на мясокомбинат 86 кг мяса. До сих пор Лидия Григорьевна помнит, как они садили в пестерь гусей и отвозили их на мясокомбинат.

Со слезами на глазах Лидия Григорьевна говорит: «Современные дети не ценят хлеб, в то время как в войну нам приходилось собирать колоски в поле. Не отличаются они и особым рвением к учебе, а нам в то время так хотелось учиться, но приходилось бросать школу и идти работать, чтобы как-то прокормиться».

Материал подготовила Т. Нуждина, библиотекарь Чернецкой библиотеки

Только замужем хорошо и пожила

Каждую весну, накануне дня Победы Левашова Валентина Ивановна возвращается в свою родную деревню - Сидоровское. В этом году нашей героине исполнится 90 лет (родилась 24 ноября 1924 года), что никак не отражается  на ее активном образе жизни. Она всегда охотно делится  воспоминаниями о своей  трудной, но героической юности.

Великая Отечественная война застала 17-летнию Валентину в Ярославле, где она жила и работала няней. Отец выписал дочь обратно в деревню, но пожить в родительском доме долго не пришлось, забрали на лесозаготовки. Она часто вспоминает: «Условия били ужасные. Спали в курятнике, на деревянных нарах на подстилке из соломы. Очень трудно было и с питанием. Где-то через год удалось познакомиться с местной женщиной, которая пустила к себе на постой. Стало немного полегче, было хоть где высушить одежду».

В 18 лет Валентину Ивановну призвали на службу. Группу девушек отправили на 3-х месячные курсы шоферов. После окончания курсов в 1943 году Валентина Ивановна была направлена на работу в Ленинград, который только что освободили от блокады. «Город имел страшный вид: кругом развалины, уцелевшие дома были все черные от копоти. Поселили нас в заброшенную церковь. С нами вместе еще жили девушки из Свердловска. Они были веселые, бойкие. Приехали в ярких сарафанах, расшитых лентами и в лапоточках. Глядели на них, и поднималось настроение, все беды забывались. Вологодские девушки были скромнее и одеты намного беднее. Работать приходилось много. Было тяжело, постоянно хотелось есть. На своей машине (ЗИС-5) ездила не только по городу, но и в Москву, Нижний Новгород».

Война закончилась, но служба для многих продолжалась еще не один год. В 1946 году Валентину Ивановну отправили в Выборг, где пришлось хлебнуть лиха. Работали на износ. Ни одежды, ни обмундирования не было, работали в том, в чем приехали. Кормили очень плохо. В день давали 400 гр. хлеба да ложку каши. Валентина Ивановна опухла от голода и попала в больницу.

19 апреля 1947 года вернулась Валентина Ивановна в родную деревню Лукино. Началась долгожданная мирная жизнь. Здесь она встретила своего мужа Левашова Михаила Александровича, фронтовика. «Только замужем хорошо и пожила» - вспоминает Валентина Ивановна. Всю свою жизнь они с мужем проработали в колхозе: она на ферме, он трактористом. Вырастили шестерых детей. Хочется пожелать Валентине Ивановне крепкого здоровья и жить долго на радость родным и всем нам.

Материал подготовила Л. Левашова, библиотекарь Сидоровской библиотеки

Дети военного времени

Ангелина Анатольевна Фролова,  Валентина Александровна Чекалова, Лидия Павловна Питергова, Валентина Павловна Попова дружат уже много лет, при встречах им всегда есть о чем поговорить и что вспомнить. Женщины, чье детство пришлось на годы войны, чьи отцы, вернувшись с финской войны вскорости были призваны на Великую Оте-чественную и многие не вернулись, чьи матери  буквально надрывались от тяжелого физического труда, взвалив  на свои плечи и домашнее хозяйство, и воспитание детей, и работу на государство. Досталось и детям. Восьми - десятилетние считались работоспособными, самые маленькие (до года и чуть старше) оставались на попечении пятилетних.

Из воспоминаний Ангелины Анатольевны Фроловой: «В то время жилось трудно всем, особенно городским жителям. Сельским жителям было полегче, выручали огороды (овощи, ягоды), скотина (молоко, яйца, мясо), кормили лесные кладовые (грибы, ягоды). Тем, кто работал в совхозе, было намного тяжелее, там выдавался только паек и больше ничего. Колхозникам по трудодням выдавали хлеб, масло растительное, колоб (выжимки от масла). Больше всего не хватало  хлеба. На месяц выдавались карточки, по которым полагалось 250-300 гр. - рабочему, 100-150 гр. - иждивенцам. А семьи в то время почти все были большие. Выстоим в очереди, принесем домой хлеб, бабушка разделит, по кусочку выдаст, а остальное на вечер оставит. Кто терял талоны, тот умирал. Самая большая мечта была - после войны наесться досыта  хлеба.

Вместо сахара у нас был сахарин (1 чайная ложка на ведро - сладко).  Конфеты я впервые увидела  в 10 лет, когда мама отправляла меня с другими жителями деревень Ведерковского с/с к отцу, лежащему госпитале в Вологде, с бидоном молока и домашними продуктами.  Приеду, они молоко сразу по кружкам разольют, пьют и меня о нашей жизни расспрашивают. Однажды они угостили меня конфетами («ломпасье» -  так я их называла), эту баночку я привезла домой, бабушка спрятала их в сундук и выдавала нам (четверым ребятишкам) по конфетке в день.

С обувью было плохо. Из отцовской шинели, оставшейся с финской войны, бабушка шила тапки, пришивала к ним подошву из кожи, которую выделывали сами. Не разрешала нам ходить за «тошнотиками» (перемороженная картошка, из которой пекли лепешки), т.к. копать ее нужно было по колено в грязи. В то время всем жилось трудно, но люди были добрее».

До сих пор Алевтина Анатольевна вспоминает добрым словом дородную проводницу, которая в Стеблеве за шкирку поднимала маленькую «соплячку» Алю в вагон поезда, дядю Васю - кочегара, провожавшего ее в палату к отцу мимо строгих врачей (шедший впереди он прикрывал ее собой, но если замечал медперсонал, поднимал руку и нужно было спрятаться за угол или в палату), продавщицу тётю Полю, которая старалась взвесить хлеб с «довеском», который можно было по дороге домой съесть, солдат, лежащих в «3 этажа» (внизу - неходячие, выше - способные  себя обслуживать, наверху - на выписку).

«В госпиталь приеду днем, а обратно домой возвращаться только вечером, вот и приходилось солдатам меня развлекать до вечера, пока не придет поезд. Однажды вскладчину они отправили меня в кино, проведя инструктаж по посещению кинотеатра (куда подать денежку, что мне там дадут, куда идти дальше, как найти свое место). А потом расспрашивали меня о фильме, и я своими рассказами веселила их.

Все бы ничего, жить было можно, но вспоминаются налоги, которые нужно было сдать государству. Тем семьям, у которых кто-то был на фронте, можно было их не платить, но с нами жила бабушка, за нее полагалась определенная норма налога. Если семья не имела скотины, все равно должна была сдать норму мяса (покупай и сдавай). Как-то прошел слух, что на ягоды тоже будет введен налог, так жители нашей деревни Обериха  повырубали все кусты. Очень было жаль!

После войны стали жить хуже, чем в войну, начался голод, карточки отменили, а взамен ничего не дали, ночами стояли в очередях за хлебом. Война уравняла всех, все жили одинаково, никто не выделялся. В мирное время, став взрослыми, честно работали, создавали свои семьи, растили и учили детей, зарплаты были маленькие, еле дотягивали до следующей, но опять же, все так жили. А сейчас в магазинах все есть, живем в своих квартирах, доставшихся нам бесплатно, пенсия хоть и небольшая, но и самим хватает и внукам на подарки к дням рождения. Мы часто говорим: «Как сейчас живем, никогда так хорошо не жили!»

Материал подготовила Н. Пешкова, зам. директора районной библиотеки

Трудились там, где было необходимо


Мне хочется рассказать о замечательной женщине, Челпановой Капитолине Александровне, коренной жительнице села Минькино. Родилась она 2 апреля 1927г. на хуторе Рождественский в семье простых крестьян. Отец, Жуков Александр Захарович, был верующим человеком, пел в церковном хоре, мать, Александра Степановна, занималась домашним хозяйством, детьми. В семье было семеро ребятишек, Капа – третья по старшинству. «Жили хорошо. В хозяйстве были жеребец (за час добегал до Вологды – 28 км.), три коровы, овцы, телята и другая мелкая живность. Каждый выходной всей семьей ходили в церковь. Помню, все молятся, и я тоже. Захотелось оглянуться назад и вдруг получаю подзатыльник от бабушки: «Молишься – не смотри назад, думай о молитве!» Этот подзатыльник помню всю свою жизнь…» - из воспоминаний Капитолины Александровны.

Во время войны пришлось работать в совхозе, на так называемом обозе. Вместе с тремя  другими девушками возили сено, силос для скота, снабжали кормами весь совхоз. Ездили в Вологду за горючим, сами поднимали тяжеленные бочки. Летом работали на посевной, сенокосе, уборке льна. Где нужна была рабочая сила, там и трудились.

После войны наступил сильный голод. 20-летняя Капитолина уехала к сестре в Пермь, где работала на военном заводе, собирая моторы к самолетам. Производство было не из легких, к тому же и вредным. Отработала на заводе 8 лет, познакомилась со своим будущим мужем, Челпановым Юрием Михайловичем, участником ВОв. Позже молодая семья переехала на родину Капитолины Александровны. Муж всю жизнь работал плотником. Родили и воспитали четверых детей, теперь уже есть четверо внуков и четверо правнуков.

В мирное время Капитолина Александровна работала в полеводстве, на пекарне, а после окончания торговых курсов – заведующей магазином. Будучи уже на пенсии, продолжала работать заведующей столовой. Дома  пекла вкуснейшие пироги и даже хлеб в столовую для рабочих, по 30 буханок зараз. Сейчас такого хлеба не найдешь!

Несмотря на преклонный возраст, сказавшиеся на здоровье последствия тяжелых работ, Капитолина Александровна очень жизнерадостный и неунывающий человек, на жизнь не жалуется, рассказывает обо всем с юмором, с ней всегда приятно общаться. Хочется пожелать ей крепкого здоровья, долгих лет жизни, благополучия, внимания родных и близких.

Материал подготовила А. Мерзлякова, зав. Минькинской библиотекой





Анонс номера

Реклама

Работа
ПФР
ФСКН
ФНС