Афиша

афиша

Туризм

туризм
туризм_музей

архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       

Храмы

Расписание богослужений

погода

Внимание! Новая группа!
Главная Культура и искусство Гармонь, гусли, балалайка
Просмотров: 1978, комментариев: 0

Гармонь, гусли, балалайка

Алексей Анатольевич родился 25 ноября 1970 года в Ленинграде.
Окончил среднюю образовательную школу № 55 Петроградского района (1978-1986), музыкальную школу № 1 (1976-1986) по классу фортепиано.
Обучался в музыкальном училище им. Н. А. Римского-Корсакова по классу народных инструментов (балалайка) с 1986 по 1990 год.
Окончил Санкт-Петербургскую государственную Консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова по специальности музыковед-фольклорист (1999-2005). Дипломная работа - «Кирилловская гармонь-хромка: опыт комплексного изучения инструментальной традиции западных районов Вологодской области».
С 1981 года участник фольклорного ансамбля Ленинградской (СПб) консерватории. Вместе с ансамблем принимал участие в различных фольклорных фестивалях в России и за рубежом, снимался в телевизионных фильмах «Поклонилась весна кузнецу» (Лентелефильм, 1982, реж. М. Михеев), «И хлеб, и песня» (Лентелефильм, 1983, реж. М. Михеев), «Тот уголок земли...» (Народные песни в записи А. С. Пушкина), Москва, 1987, ЦТ, студия «Народное творчество», реж. Н. Тихонов, с участием С. С. Гейченко; «Преступление и наказание» (2001, ВВС, Англия) и др.
С 1981 года - постоянный участник фольклорных экспедиций (более ста) Ленинградской (Санкт-Петербургской) Консерватории, Вологодского областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации, Свердловского областного Дома фольклора, Института антропологии и этнографии РАН им. Петра Великого (Кунсткамера).
Статус - от участника группы до руководителя экспедиции.
С 1996 по 2010 год – научный сотрудник Фольклорно-этнографического центра Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова.
С 1997 по 2011–2016 годы - оцифровка и реставрация фольклорных аудио-архивов Фольклорно-этнографического центра Санкт-Петербургской Консерватории, Института этнографии и антропологии РАН им. П. Великого (Кунсткамера), Вологодского Областного научно-методического центра, творческого объединения «Казачий Кругъ» (Москва), Новосибирского Областного научно-методического центра, фольклорно-этнографической студии «Ильинская пятница» (Рига), Новгородского областного дома народного творчества и др. организаций.

Автор монографии «Кирилловская гармонь-хромка в традиционной культуре Белозерья» (Вологда, 2005).  

Мы не могли упустить представившийся случай, чтобы не познакомиться с таким известным творческим человеком, и пусть недолго, но пообщались.
- Алексей Анатольевич, я правильно понимаю, что Вы играете на разных музыкальных инструментах?
- Да, в основном на трех – гармонь, гусли, балалайка. На других меньше - народная скрипка, баян, аккордеон. Балалайку освоил как профессионал, на других инструментах научился играть самостоятельно. Отец меня с десяти лет брал с собой в фольклорные экспедиции: ездили по деревням, записывали дедушек, бабушек, кто поет, кто играет. Мне это по душе пришлось. Так возникла идея не только записывать фольклор, но и научиться играть. Участники наших экспедиций записывали старинные песни и исполняли их, а я  занялся изучением инструментальной музыки. В детстве все экспедиции воспринимались мной как приключения, было очень интересно.
- Какой инструмент Вам все же ближе по духу?
- Конечно, гармошка – она на все случаи жизни подходит.
- Знаю, что у некоторых гармонистов по несколько инструментов дома. Сколько гармошек у Вас?
- Я их не коллекционирую и считаю, что инструмент должен играть, а не пылиться на полке. По своему горькому опыту знаю, что когда гармошка лежит несколько лет на шкафу, она приходит в негодность и нуждается в ремонте. На любом инструменте хоть раз в неделю надо играть, надо брать его в руки, а когда их много - это практически невозможно. Поэтому дома у меня только одна кирилловская гармонь. Приобрел я ее в Устье Кубенском, она у меня уже 10 лет.
- А в экспедициях что собирали?
- Записывали старинные песни, обычаи, обряды, сказки, инструментальную музыку. География наших выездов была широка. В основном это северо-западные и западные области России, Сибирь, Белоруссия, Украина. Сейчас экспедиций такого размаха уже нет. Время другое – старики, которые что-то знали и могли рассказать, умерли. Есть немного мест, где еще что-то помнят, и экспедиции проводятся, но уже не в таких масштабах, да и материал совершенно другой. Поколения уходят, и сегодняшняя наша задача - сохранять народную культуру, пропагандировать ее и передавать следующим поколениям.
- Как получилось, что Вы снимались в фильмах?
- Ну, это громко сказано. Так, случайные эпизоды в жизни. Это даже не роли, а маленькие моменты в массовке. Во всяком случае, я никого не играл. Я был самим собой. Мальчишкой еще бегал в массовке на заднем плане. В «Преступлении и наказании»  - сидел на ярмарке и играл на гармошке – вот и вся роль. В фильме «Заговор» - промелькнул где-то в кабаке.
- Алексей Анатольевич, расскажите немного о семье.
- Дед мой, Михаил Николаевич, родом из Вытегры. Он устанавливал там советскую власть, был первым председателем уездного комитета. Отец, Анатолий Михайлович Мехнецов, был легендарной личностью в мире фольклора: член Союза композиторов, кандидат искусствоведения, профессор Санкт-Петербургской консерватории, заслуженный деятель искусств России, Президент общественной организации «Российский фольклорный союз», действительный член Петровской Академии наук и искусств, член Всемирного Президиума Международной организации по народному творчеству (IOFA) при ЮНЕСКО. Мама, Екатерина Александровна Валевская, работает главным хранителем фондов Фольклорно-этнографического центра Санкт-Петербургской консерватории. 
- Поделитесь своими впечатлениями о конкурсе «Эх, Семеновна!».
- Конкурс оставил противоречивые впечатления. Мне хотелось бы видеть больше традиционного репертуара. Материал, который звучал – это хороший материал, достойный, но относящийся к достаточно позднему пласту культуры. Я не говорю, что это плохо, это замечательно. Мне понравились многие песни, некоторые исполнители частушек. Но хотелось бы, чтобы больше звучал именно местный материал. Встретился на конкурсе и настоящий раритет – старинная гармонь с колокольчиками. Наверное, все обратили на нее внимание. Это никольская тальянка. Распространена была в Никольском, Бабушкинском районах. Я много таких видел и реставрировал. Старинные инструменты нужно сохранять, потому что они сделаны из других материалов, и звучание у них особенное. 
- Почему решили переехать? Из Питера в Грязовецкий район – не заскучаете?
- Переехали в район недавно. Купили здесь домик, обустраиваемся. Жена, Галина Николаевна, научный сотрудник Фонограммархива Института русской литературы (Пушкинский дом). А переехали именно сюда, потому что много ездили раньше по Вологодской области, места красивые. Вообще-то рассматривали разные варианты, но понравилось здесь, в д. Никульцево на р. Комела (МО Перцевское), летом домов тридцать жилых. Работаем через Интернет по различным проектам, выезжаем на мастер-классы, лекции, семинары, обучаем игре на инструментах, иногда выступаем.
Материал номера от 12.04.2016
 
Беседовала
Наталья НОСОВА




Анонс номера

Реклама

Работа
ПФР
ФСКН
ФНС