архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
       

погода

 

Реклама

Главная Земляки Лучший материал в номере от 16 мая. "Ну, ребятушки, не подведем землю грязовецкую!"
19.05.2017
Просмотров: 195, комментариев: 0

Лучший материал в номере от 16 мая. "Ну, ребятушки, не подведем землю грязовецкую!"

Еще одна мемориальная доска с именем Почетного гражданина Грязовецкого района А. Д. Черепанова появилась в городе на стене БОУ ВО «Грязовецкая школа-интернат III вида». Люди, которые, по всеобщему признанию, внесли весомый вклад в развитие и историю нашего города, достойны, чтобы земляки знали и помнили о них. 

С 1964 по 1980 годы школу-интернат для слепых и слабовидящих детей возглавлял Александр Дмитриевич Черепанов, участник Великой Отечественной войны, кавалер Ордена Славы. Он один из тех, кто полностью посвятил большую прекрасную жизнь Родине, своему краю, району и школе - своему детищу.
По призванию и образованию Александр Дмитриевич был педагогом-историком. В 1938 году он начал преподавать историю в Кьяндской школе Шольского района, в 1940 году стал учителем истории и заместителем директора по учебной работе Рослятинской школы Бабушкинского района. Еще через год был назначен директором Подболотной средней школы Бабушкинского района. Там и встретил начало войны. Будучи директором школы, работал еще и в мобилизационном пункте. На фронт ушел в мае 1942 года.
Из личных воспоминаний: «Находился на Калининском фронте, в районе Великих Лук на р. Ловать около г. Холма, который был в руках фашистов. В этом районе у д. Макарово неоднократно участвовал в боях. Находился в составе 22 армии, 117 стрелковой дивизии, 820 стрелкового полка, 1 батальона, 22 роты. В сентябре 1943 года наша дивизия была скрытно переброшена через освобожденные Великие Луки под г. Невель в состав 4-й ударной армии этого же фронта.
6 октября 1943 года 4-я ударная армия перешла в наступление на г. Невель. Наша дивизия вела наступление в обход Невеля в районе деревень Будница, Батрачки, Марченки. Боевая задача дивизии была выполнена. Из Невельского района мы вступили в Городокский район Витебской области Белоруссии. Был ранен, имел контузию. Далее прошли всю Литву и вступили на территорию Восточной Пруссии. Войну закончили девятого апреля 1945 года взятием Кенигсберга и в двадцатых числах апреля – порта Пилау».

Был награжден Орденом славы 3-й степени, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», медалью «30 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945г.». В 1945 году Александр Дмитриевич вернулся на пост директора в родную Рослятинскую школу. В 1954 году стал заведовать Рослятинским районным отделом народного образования, а в 1957 году он вместе с семьей переселяется в Грязовец и становится директором Юношеской санаторно-лесной семилетней школы. В 1958 году - заведующим Грязовецким районным отделом народного образования. С 1964 года судьба надолго связала его с Грязовецкой школой для слепых и слабовидящих детей. Благодаря ему было построено новое здание школы, которое функционирует до сих пор и само по себе является памятником этому человеку.

Из постановления Земского Собрания от 23.04.1998 г.: «Звание Почетный гражданин Грязовецкого района за большой вклад в развитие народного образования в районе в период с 1955 по 1980 годы, активное участие в становлении районной ветеранской организации присуждается Черепанову А. Д., бывшему директору Грязовецкой школы-интерната для слепых и слабовидящих детей».
 
Почтить память Александра Дмитриевича и поделиться воспоминаниями о нем пришли знавшие его люди.
Василий Петрович Смирнов, бывший коллега, первый Почетный гражданин Грязовецкого района, заслуженный работник культуры РСФСР, более пятидесяти лет руководивший детским духовым оркестром школы: «Александр Дмитриевич – это целая эпоха. Я пришел в школу работать в 1959 году, а потом через пару лет директором в школу пришел Александр Дмитриевич. Он сразу заинтересовался моей работой и стал приходить на начало каждого занятия, каждой репетиции, а позже и ездить с нами от колхозов до Санкт-Петербурга и Мос-квы. Всегда помогал с организацией выездов, в колхозах сам читал доклады о международном положении. Ходил гордый и довольный. Под-бадривал ребят басом: «Ну, ребятушки, не подведем землю грязовецкую!» А как он строил эту школу, как добивался, как искал деньги через центральное управление в Москве!.. Сначала, чтобы землю под строительство выделили, потом контролировал сам процесс. Каждое утро приходил на стройку, вникал во все тонкости. Когда возникла опасность разморозки только что заложенного фундамента, он всех учеников и учителей организовал на его засыпку и своим примером показывал, как надо работать. В дальнейшем каждое утро первым приходил в школу и совершал ежедневный обход всех помещений от туалетов до чердаков. Он всегда говорил, что культура учреждения начинается с туалета. В суровые морозы следил за системой отопления, вовремя спускал воду, чтобы ничего не разморозилось. После выхода на пенсию все равно был частым гостем в школе, а уж выступления оркестра не пропус-кал никогда. Всех школьников он знал по имени-отчеству и так к ним и обращался. Заботился и о летнем отдыхе учащихся. На Комеле был лагерь, где ребята отдыхали. Ту деревню так и называли – Черепановка. Он никогда ни на кого не сердился, не держал зла. Вот такой был замечательный человек. И память о нем, конечно, должна жить».
Нина Михайловна Коноплева, коллега, бывшая завучем школы в течение многих лет: «Я познакомилась с Александром Дмитриевичем в 1973 году, когда после окончания института меня направили сюда по распределению. О Грязовце я никогда не слышала, поэтому приехала познакомиться заранее. Нашла школу уже вечером. Пожилой человек во дворе поливал цветы. Я подумала, что это сторож и спросила, где найти директора. Оказалось, что это он и есть. Мы вошли в здание, и он больше двух часов с гордостью рассказывал мне, как строили эту школу, как переезжали, как благоустраивали. Провел по всей территории, похвастался новым забором, рассказал об оркестре, дал послушать записи выступлений, рассказал обо всех кружках. Я слушала и так увлеклась, что пропустила все автобусы на Вологду. Ночевать пришлось в Грязовце. Потом, когда в августе приступила к своим обязанностям, поняла, что здесь работает очень дружный сплоченный коллектив, а во главе его отличный руководитель. Александр Дмитриевич сам любил работать и детей к этому приучал. Территория еще была не совсем облагорожена, поэтому старшие ребята помогали и ямы шлаком засыпать, и деревья сажать, и клумбы возводить. И мы, педагоги, не отставали: и на субботники выходили, и участок озеленяли. Помимо этого, у нас были три поля в д. Свистуново, которые мы засаживали картошкой, капустой и свеклой. Сначала ездили сажать, потом всю осень – копать. А ведь еще летняя дача была. Там тоже все делали своими руками. Как говорил Александр Дмит-риевич, труд еще никого не испортил, и наши дети должны выйти в жизнь, умея все. И он был прав, потому что выпускники, приезжая в школу, говорили: «Как хорошо, что нас всему научили». Он поддерживал все школьные инициативы и начинания, гордился достижениями. Никогда не отказывал в транспорте для экскурсий и выездов в театры. Жил только школой. Поэтому такая памятная доска с его именем, конечно, должна украшать стены школы. Кроме военных, были у него и трудовые награды: знак «Отличник народного просвещения», медаль «За трудовое отличие», медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», многократно был награжден почетными грамотами районного отдела образования, райкома КПСС, общества «Знание», исполкома Вологодского областного совета депутатов трудящихся, президиума ЦК ВОС. Но самая главная его награда – это память и любовь выпускников и коллег, которые с ним работали».

Наталья НОСОВА


Комментарии
Для комментирования необходимо авторизоваться.


опрос

А вам доводилось в своей жизни что-то изобретать или рационализировать?
Все опросы

Реклама

Ремонт холодильников