Афиша

афиша

Туризм

туризм
туризм_музей

архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Храмы

Расписание богослужений

погода

Внимание! Новая группа!
Главная Земляки "Все кажется, что во мне три комсомольца по 22 года"
Просмотров: 1935, комментариев: 0

"Все кажется, что во мне три комсомольца по 22 года"

Материал в номере от 25.10.2016
 
Коренные грязовчане с добрым чувством вспоминают имена этих практически ровесников XX века, проживших долгую достойную жизнь и полностью разделивших свои судьбы с его великой и многострадальной судьбой.
Такие люди были главным достижением советской эпохи - энтузиасты, бессребреники, те,
кто всегда ставил интересы общества выше личных. Они были настоящими героями своего времени. Это их честным, неустанным трудом создавалось национальное богатство нашей
страны, которым можно гордиться. Эти люди писали нашу историю и сами стали ее частью.
Большую, почти 90-летнюю достойную жизнь прожил Сергей Александрович Гуляев-Зай-цев, ветеран партии и комсомола, «человек с пламенным сердцем», «народный трибун», как называли его товарищи. Такие личности, как он - образованные, интеллигентные, умные, энергичные - всегда имели сильное влияние на массы, причем не только с помощью завидного умения владеть вниманием аудитории, а прежде всего своим личным примером бескорыстного служения Родине, народу.
Сергей Александрович Гуляев-Зайцев родился 21 сентября 1896 года в Рязани. В 1915 году с отличием окончил Вологодскую гимназию, а позже три курса Петроградского императорского университета. В 1917 начал трудовую деятельность учителем Грязовецкой гимназии. Затем работал делопроизводителем Грязовецкого уездного военкомата. Позже был членом редколлегии уездной газеты «Деревенский коммунар». С апреля 1920 года работал заведующим отдела народного образования Грязовецкого уездного исполкома. При его содействии в городе была открыта государственная музыкальная школа и организована драматическая студия. В феврале 1921 года избран заместителем секретаря уездного комитета партии. С августа 1922 становится редактором газеты «Деревенский коммунар».
В 1923 году по решению губкома партии С. А. Гуляева-Зай-цева переводят на работу в Вологду на должность заместителя редактора губернской газеты «Красный Север». В это же время он выполняет обязанности заместителя заведующего Агитропромом Вологодского губкома партии. В начале 30-х годов Сергей Александрович работает завучем Вологодского молочно-хозяйственного института, затем в этой же должности заведует экономической кафедрой Вологодского пединститута.
В марте 1932 года Гуляев-Зайцев утвержден в должности заведующего культпромом Коми обкома ВКП(б), а в октябре 1934 года избран секретарем Усть-Цилемского райкома ВКП(б) Коми АССР. Позднее избран секретарем Печорского окружного комитета ВКП(б). На всех ответственных участках проявлял большие организаторские способности и партийную принципиальность. Но это не спасло его от репрессий. 6 июля 1937 года Сергей Александрович был арестован по наветам клеветников, 20 августа 1939 года осужден Военным трибуналом войск НКВД Уральского округа по статье 58 УК РСФСР, пункты 7,8,11 и приговорен к высшей мере наказания, впоследствии замененной лишением свободы. Но и тогда, вплоть до реабилитации и восстановления в рядах партии через 19 лет, он продолжал считать себя коммунистом.
Родина высоко оценила заслуги Сергея Александровича. В 1967 году Советское правительство наградило его орденом Ленина и знаком «50 лет пребывания в КПСС». К 100-летию В. И. Ленина награжден медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»; ЦК ВЛКСМ вручил ему значок «50 лет с именем Ленина».
С 1956 года, находясь на заслуженном отдыхе, Сергей Александрович продолжал вести организационную работу: являлся почетным членом Грязовецкой районной комсомольской организации, членом Совета ветеранов партии и комсомола при грязовецком райкоме ВЛКСМ, принимал активное участие в партийной работе, часто выступал перед молодежью.
Решением исполкома Комитета Грязовецкого городского Совета народных депутатов от 4 ноября 1977 года ему присвоено звание Почетный гражданин г. Грязовца.
Его жизненный путь сродни самой истории нашего общества в советский период, со всеми успехами и бедами. Сергей Александрович, прожив долгую жизнь, всегда оставался молодым душой, до конца дней не терял интереса к жизни, труду, людям. Он никогда не освобождал себя от работы, считал великим счастьем общение с молодежью и то, что нужнен людям.
Сколько краеведческих статей по истории революции, периодe гражданской войны, первых лет советской власти на территории грязовецкого края, сколько воспоминаний, описаний собрал и оставил он землякам! По ним можно изучать историю родной земли.
В 45-летний юбилей комсомола, когда Сергея Александровича избрали почетным членом грязовецкой комсомольской организации, он взволнованно сказал: «Ко мне снова вернулась юность! Когда я бываю среди молодежи и беседую с вами, забываю, что мне далеко за 60. Все кажется, что во мне три комсомольца по 22 года». Молодежь тогда долго аплодировала человеку, убеленному сединой, но сохранившему юношеский пыл и бодрость.
К 200-летию г. Грязовца бывший грязовчанин Колпаков вывел новые сорта пионов и дал им такие названия: «200 лет Грязовцу», «Грязовчанин С. А. Гуляев-Зайцев».
Он навсегда вошел в историю нашего края как Почетный гражданин города Грязовца (звание ему было присвоено в 1977 году к 60-летию Великого Октября, а учреждено в 1967 году в ознаменование 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции).
Внучатая племянница С. А. Гуляева-Зайцева Татьяна Сергеевна Казакова поделилась своими воспоминаниями о нем.
- Сергей Александрович был родным братом моего дедушки. Дедушка умер, когда мне было всего три года. А когда мне исполнилось 6 лет, в Грязовец после лагерей вернулся Сергей Александрович. Они с дедушкой были похожи внешне, и когда он вошел в дом - я помню этот момент - седовласый, высокий, худощавый, я закричала: «Дедушка!» и бросилась к нему в объятия.
Единственный раз он рассказал, как сидел 90 дней в камере смертников. Каждое утро на рассвете раздавались шаги за дверью. Сердце замирало: за ним? А потом его ученик по Агитпрому, Павел, стал заведующим тюрьмой и написал прошение Сталину, в результате которого высшую меру наказания заменили лишением свободы на 15 лет с поражением прав на 5 лет. С 1939 по 1956 год он отбывал срок в Красноярском крае.
Вернувшись, он находился на заслуженном отдыхе. Умер в 1986 году, не дожив нескольких месяцев до своего 90-летия.
Он был очень простой человек, неприхотливый в быту, очень веселый. Мы часто встречались на семейных вечерах, он любил потанцевать, рассказать что-нибудь интересное, восхищался кулинарным талантом моей мамы. Был заядлым рыбаком, очень любил природу. Они с моим отцом часто ходили на рыбалку. Его жена Капитолина Николаевна работала воспитателем школы-интерната в школе для слабослышащих детей. Она была очень талантливая женщина: прекрасно рисовала и делала из папье-маше очень натуралистичные муляжи фруктов. Все время, пока он был в лагерях, она его ждала. У них было трое детей: Эвелина, Сергей, Александр. Младший погиб во время службы на Тихоокеанском флоте. Эвелина жила где-то на Урале, и мы практически не общались. Сергей Сергеевич - доктор технических наук, профессор, жил в Киеве, умер совсем недавно. Его жена Майя (грязовчанка по рождению) и сейчас живет в Киеве.
На просторах Интернета встретился нам еще один автор Борис Гуляев, дальний родственник Сергея Александровича. Связаться с ним не удалось, но вот что он пишет в воспоминаниях.
«Из дневников. Сентябрь 2014 года.
А мне вспомнился случай с мемориальной доской, который произошел в 1986 году. В то время в городе Грязовце жил двоюродный брат моего деда Сергей Александрович Гуляев-Зайцев. В один из моих приездов в Москву к дяде Боре у нас с ним зашел разговор о Сергее Александровиче. Дядя Боря хорошо знал его по своему детству. Он попросил меня съездить в Грязовец, проведать Сергея Александровича. Прошло месяца полтора, и я собрался в Грязовец. Приехал, подхожу к дому, где живёт Гуляев-Зайцев, и вдруг вижу на фасаде дома мемориальную доску, мол, здесь живёт такой-то и такой-то. Речь шла о Сергее Александровиче. Я сначала опешил: как же так, доски весят в память об умерших, а тут при живом человеке висит памятная доска. Я пришел к нему в квартиру; посидели, поговорили, передал привет от дяди Бори. 
Когда-то Сергей Александрович вытащил из тюрьмы отца дяди Бори, моего деда, Николая Михайловича Гуляева. Дед Николай в начале тридцатых годов прошлого века работал счетоводом в колхозе. Случился крупный падёж скота. Одним из виновников сделали Николая. Деда арестовали. Шло следствие. Несмотря на дворянское происхождение, Сергей Александрович был тогда известным партийным работником в нашей области. Узнав об аресте брата, он нашел доказательства его невиновности, и деда освободили. Сергей Александрович руководил в Вологде Совпартшколой, был главным редактором областной газеты «Красный Север». Последнее место работы перед арестом - секретарь райкома партии в Коми ССР. В 1937 году Гуляева-Зайцева арестовали, судили и приговорили к смертной казни за подготовку покушения на жизнь товарища Сталина. Но вскоре главу ГПУ Ежова сменил Берия, и кое-кому смертную казнь заменили каторгой. Так Сергей Александрович неожиданно избежал пули в затылок. Его освободили после смерти Сталина, полностью оправдали. Всю оставшуюся жизнь Гуляев-Зайцев прожил и проработал в Грязовце; был учителем и директором школы. Его хорошо знали и дружили с ним наш известный писатель Василий Белов, поэт Николай Дружининский. Когда после смерти Сергея Александровича я узнал о нём больше, то понял, что мемориальная доска на его доме при жизни - редчайший случай уважения и признательности».

Наталья НОСОВА





опрос

Нужно ли вернуть в школах оценку за поведение?
Все опросы

Анонс номера

Реклама

Работа
ПФР
ФСКН
ФНС