Материал в номере от 29.02.2016
Леонида Александровича мы догнали на выезде из Бушуихи. «Точно идет в Низовку. Больше некуда, кругом одни поля», - подметил наш водитель. Мужчина с пакетом в руках и рюкзаком за плечами шел неспешным шагом из магазина домой, по пути решив набрать ещё и воды из колонки.
- Свой колодец есть, но он пересох, хожу за водой в Бушуиху. Прогуляться – одно удовольствие, - поясняет мой собеседник. Здесь вода течет из скважины, повкуснее будет, чем из маленькой речушки Кохтыш.
Посадив попутчика-провод-ника в машину, мы поехали в деревню, которая уже виднелась за, казалось бы, бескрайними полями. Под шум мотора разговорились с пассажиром.
- Сколько жителей сейчас в деревне?
- Два, три, четыре… - пересчитывает мужчина. - Четыре жителя, вернее в четырех домах живут сейчас. В основном пожилые люди. В деревне хорошо: рядышком лес, ягоды, грибы.
Родом Леонид Александрович не из этих мест, здесь купил дом и приезжает уже 25 лет подряд, лишь на зиму покидает деревню. За разговорами и не заметили, как добрались, благо в этот день прихватило морозом дорогу, ведущую через поле.
Низовка встретила заливистым пением петуха. Для меня это стало добрым знаком – деревня жива, и нас наверняка ждут интересные встречи.
- Сходите в тот дом, с синими рамами. Там и скотину держат…- на прощание посоветовал нам Леонид Александрович.
У калитки нас приветливо встречал пес, выглядывая с любопытством из-за забора, словно спрашивая: «Вы к нам?». Через несколько минут вышла и хозяйка. Но, к сожалению, узнав, что мы из газеты, отказалась разговаривать.
Я двинулась вглубь деревни по широкой центральной улице, которая тянулась между двумя рядами домов. Замечаю у одних свеженький штакетник на палисадниках, у других - новенькие ворота, где-то даже стоит и техника. На фасаде деревянных строений тут и там рядом с нумерацией домов красуется солнышко (это для меня стало настоящей загадкой), а вот указателя так и не нашлось. Просто точка на карте, затерявшаяся среди полей и лесов.
Вдалеке увидела на крыльце одного из домов пожилую пару и сразу поспешила к ним. Роза Борисовна и Владимир Григорьевич Гоч живут в Низовке уже седьмой год, их по праву уже можно считать постоянными жителями.
- Живем круглый год, в город ездим только в магазин. Рядом родственники живут в Бушуихе. Скучать нам некогда – скотины целый двор. Да что рассказывать. Пойдемте, покажу и всех представлю, - предлагает хозяйка.
Дом супругов стоит на берегу маленькой речки Кохтыш, с виду неприметной, но весной заливает она все постройки и доходит до самого дома. Правда, последние три года, обошлось без наводнений. По словам Розы Борисовны, это связано с недостаточным количеством снега.
- Сейчас выпущу кур с петухом, а вот там пасутся гуси в закутке. Кричат громко, но безобидные. А вот там кролики-гиганты в клетках, - показывает нам своих подопечных хозяйка двора.
Моя рука так и потянулась погладить пушистых зверьков, аппетитно завтракавших листьями капусты.
- Аккуратней! Самец может и цапнуть, а вот самочка любит, когда ее гладят, - предупредила Роза Борисовна. - Пойдемте, я вам лучше козочек своих покажу.
В теплой маленькой постройке, куда мы зашли, лежала целая поленица кабачков. Увидев, что я обратила на них внимание, хозяйка подметила:
- Все уйдет на корм для коз. Молоко пока не дают, оно будет в феврале, когда родятся козлята.
Жить в деревне супругам нравится, и в город вовсе не тянет. Традиция держать скот у сельских жителей сформировалась очень давно. Подсобное хозяйство всегда выручало крестьян. И по сей день люди, живущие в селе, стараются завести хозяйство, которое обеспечит их молоком и мясом. И чем отдаленнее деревня от районного центра, тем больше в ней крепких подсобных хозяйств.
- Мы сначала жили на даче под Вологдой, и нам так понравилось, что решили купить дом. Вчера сходила в магазин, зашла в аптеку за лекарствами мужу. Ничего, можно ходить. Зимой тоже хорошо - дорогу чистят. Если припорошит снежком, мы звоним Нине Евгеньевне, она присылает трактор, приезжают и разгребают. Тяжеловато бывает в распутицу.
Роза Борисовна решила провести экскурсию по деревне. Под шорох замерзшей травы мы вели неспешный разговор. Небольшая деревушка со всех сторон окружена полями, оттого насквозь продувается ветром. Может, поэтому здесь так остро ощущаешь дыхание осени…
Поскольку Низовка невелика, здесь каждый на виду, и, чтобы узнать о человеке, достаточно спросить соседей. Рядом с усадьбой супругов Гоч стоит голубой домик с наличниками и ярким забором, украшенным яркими декоративными элементами. Здесь живет семья, но во время нашего визита никого не было дома. Об этом свидетельствовала палка у двери – верный знак в деревне, что никого нет. И опять я заметила солнышко на фасаде. Любопытство так меня и распирало.
- Солнышки – визитки вашей деревни?- интересуюсь я.
- Да они почти у всех есть. Эта уже как традиция. У меня на доме пока нет, но я тоже скоро прикреплю, - говорит женщина. - Вот тут дачники живут, но они на лето лишь приезжают. Сказали, котел для отопления сделают, будут жить и зимой. В этом доме тоже только летом бывают, сами в Бушуихе живут. А это дом родительский, теперь сюда приезжают дети. Тут вот Виталий Алексеевич Гуляев живет, ему 83 года. Он коренной житель, все зимы был здесь, только в две последние дети стали его увозить. В том доме теперь живёт женщина из Никольска.
Так за разговорами мы незаметно обошли почти всю деревню и подошли к тому дому, где нам вначале дали от ворот поворот. Но Роза Борисовна заверила, все будет хорошо.
Вдруг с крылечка послышался голос хозяйки: «Нет, нет, не надо меня фотографировать и писать про меня!» Я дала честное слово, что фото и имени в газете не будет.
Постепенно мне удалось разговорить скромную женщину. Родом она из Низовки, живет в родовом доме, каждый день ездит на работу. Как и у Розы Борисовны, у нее свое совсем немаленькое хозяйство: 40 с лишним кур, два теленка, поросята, в планах завести индюков. По словам хозяйки дома, скучать некогда – подъем в шесть утра, сон в 10 вечера. Кругом ведра, корма и бесконечный труд, труд, труд… Но женщина не жалуется, ведь мясо и овощи зато свои.
- А почему решили написать про нас? – спрашивает моя собеседница.
- У нас есть замечательная рубрика в газете «Сельские встречи», в которой мы рассказываем про деревни района. Вот решили и про вашу написать.
- Ой, что про нашу деревню писать… Если бы дорога была хорошая все время, то жителей было бы еще больше.
Тут соседки завели такой оживленный разговор, что деревня враз ожила от их смеха, даже солнце выглянуло из-за туч.
- Заведем корову одну на двоих, и будем обеспечивать молоком всю деревню. Вот будет радости всем! - смелое заявление сделали соседки.
- Чем занимаешься, Роза?
- Все поприделала. Чем занимаюсь? Суп сварила, да каши пшенной опять варю.
- Не боишься, что капуста замерзнет?
- Не знаю… У меня в предбаннике, приукрыла.
Прерывать женщин так не хотелось, но мне не терпелось наведаться еще в один дом. Прощаясь с Розой Борисовной, дала ей нашу газету, чтобы почитала на досуге.
- Надо выписать газетку, почтальон к нам чаще будет ходить. Пишите, пишите про нас, - напоследок сказала женщина.
Ольгу, хозяйку следующего дома, мы застали за вязанием. В Низовке она живет уже два года, приехать в наш район заставила жизнь.
- Дочка у меня в Вологде живет, воспитывает одна двоих детей, - повела свой рассказ Ольга. - Я и перебралась к ней поближе, помогать. У сына двое маленьких детей. Внучки заболеют - еду туда. Вот так и ездим с мужем на автобусе. Сейчас дочка приедет, привезет внучку, буду водиться. Ради детей и живем. Напекла пирогов, буду угощать.
В грязовецкой деревне никольчане чувствуют себя комфортно и оторванность от цивилизации их ничуть не смущает. Деревня дружная, жители ходят друг к другу в гости, общаются. А появится корова, вот будет красота!
Низовка продолжает жить.
Оксана ХАРЧЕВНИКОВА