Афиша

афиша

Туризм

туризм
туризм_музей

архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Храмы

Расписание богослужений

погода

Внимание! Новая группа!
Главная Кроме того "А речь лилась под шум дождя…"
Просмотров: 1613, комментариев: 0

"А речь лилась под шум дождя…"

Материал  вномере от 08.10.2016
 
«Не зря жизнь прожил»
 
Старожилы деревни - чета Смирновых - добрые, светлые люди, живут вместе уже 58 лет. На два голоса рассказывали они о своей долгой нелегкой жизни.
Вера Николаевна 10 сентября отметила 89 лет, Александру Ивановичу зимой исполнится 87. Он и родился, и учился в Анопино – там тогда начальная школа была. И Вера Николаевна там же училась. И дети их еще успели там поучиться, а потом - в Юрове.
- Раннее детство у нас было беззаботное, счастливое, - рассказывает Вера Михайловна. - Люди жили бедно, но весело, никто никому не завидовал. Праздники гуляли дружно, весело: Рождество Пресвятой Богородицы, после Троицы – День всех святых, Афанасьев день, Степанову годину отмечали всегда в Слободищах. В первый класс я поздно пошла, лет в десять, наверно. Четыре класса окончила, а потом война. С 15-ти лет у меня трудовая книжка. Из-за парты сразу на тяжелую работу: на поля в колхоз, боронили, сеяли, мешки с семенами возили, лен пололи и околачивали, лес заготовляли, чурки пилили для тракторов.
- Раньше ведь машины и трактора на чурочках работали, - поясняет Александр Иванович. - Сам я с 12-ти лет за плугом ходил. Две лошади у меня было и двухкорпусный плужок, и целый день я в поле. Мужиков всех на фронт проводили, работали женщины и дети. Каждый день да через день похоронки получали. Сколько в ту пору слез было пролито! Отец мой погиб во время прорыва блокады Ленинграда где-то возле Ладожского озера. В семье осталось пятеро детей. Сейчас сестра в Москве живет, ей 90 лет, и брат в Мурманске, 92 года. Послевоенные годы были самые голодные – за буханкой хлеба пешком в Вологду ходили.
- Я это время хорошо помню. В 1948 году у меня мама умерла, - снова включается в разговор хозяйка. – А в войну перемерзшую картошку в полях собирали и пекли лепешки, ели крапиву, гигелья. Держали корову, хоть накосить травы для нее было проблемой. Но без коровы бы не выжили. Сколько всего пережили – не рассказать! Наверное, за это нам Бог дает сейчас пожить в тепле и покое. Продуктов много всяких, дак здоровья не стало, да и аппетита нет, - смеется Вера Николаевна. - Я уж никуда не хожу, только по дому да в баню. Суп еще в печке сама варю, а уж у плиты стоять не могу. По хозяйству нам дочка помогает. Пришлось ей из Вологды переехать к нам и на пенсию пораньше выйти. Иногда съездит, своих проведает, постирать увезет, да за продуктами. Так и живем.
После войны трудовая жизнь продолжалась. Он работал трактористом, она дояркой. Молодые люди ходили вместе в клуб, там и познакомились поближе. Год встречались, потом поженились.
- Расписываться ходили пешком в сельсовет в д. Князево, - вспоминает Вера Николаевна. - На мне было серое шерстяное платье. А потом для застолья переоделась в легкое нежно-голубое. Гуляли, как было заведено, три дня. Домов в ту пору в деревне было больше двадцати, семьи большие. Семнадцать коров паслись, овец многие держали. Жизнь налаживалась. Жили-то мы сначала в другом доме. Потом уж этот купили, когда семья большая стала.
В колхозе (в то время он назывался «Завет Ильича», позже «Коротыгино» и только потом стал называться ПЗК им. 50-летия СССР) супругов уважали. Глава семьи был бригадиром тракторной бригады, получил два ордена – «Октябрьской революции» и «Трудового Красного знамени».
- Было время, я работал на большом тракторе С-100, - вспоминает Александр Иванович, - и дорогу Юрово-Грязовец я строил. Директор колхоза Бурцев велел делать 8 метров шириной, а мы с напарником 13 метров сделали. А теперь гляжу, как машины ездят, и радуюсь – не зря жизнь прожил. А дорогу до деревни не успел поднять. 200 метров всего, а такая грязь непроезжая! Каждый раз боишься, что либо «Скорая» не сможет подъехать, либо баллоны с газом не привезут. А в остальном все хорошо. Автолавка ездит, колодец у нас рядом с домом, еще два ключа есть с хорошей водой, но далековато. Дрова покупаем. Знакомый помогает с покупкой и доставкой.
Супруги воспитали четверых детей. Старший сын Сергей - военный, всю жизнь на кораблях, где только не побывал! Сейчас в Североморске живет. Вторая дочь Галина выучилась на учительницу, но с рождением детей ушла работать в детский сад. Третья дочь Ирина училась в Ленинграде на агронома, освоила потом и другие профессии. Сейчас живет с семьей в Ярославле. Младшая дочь Татьяна получила педагогическое образование, но потом перешла работать в сферу культуры. Сейчас ведет свадьбы,  юбилеи, концерты.
- Она и нам золотую свадьбу сама подготовила и провела. Хорошо посидели. Все смогли приехать, - с улыбкой рассказывает Вера Николаевна. - Внуков у нас семеро, двое правнуков – Алиса и Егорушка. Все дружные, хорошие, нас не забывают. Этим летом правнучек нагостился. Здесь и годик ему отмечали, здесь и бегать научился.
На прощание хозяин дома растрогался и высказал сокровенное:
- Очень я уважаю Президента нашего Владимира Владимировича. Ведь столько времени бережет страну, не дает втянуть в военные действия. Мы-то видели, мы знаем, что самое главное - это мир. А еще я молюсь за здоровье Василия Ивановича Жильцова и сына его Владимира Васильевича. Молодой, а два хозяйства на нем. Молодцы они – не дают земле в запустение прийти.
 
в родительском доме
 
Летом в деревне 11 жилых домов, зимой остается четыре. Дачники уже почти все разъехались. Заедь мы на денек позже, не застали бы уже и соседку Смирновых – Галину Константиновну Кайдалову. Она тоже уроженка деревни, но теперь приезжает в родительский дом на правах дачницы. Ее дом сильно подкосило время, а внутри оно словно остановилось. Честно говоря, сначала я прошла мимо – не думала, что в нем кто-то живет. На деревенскую улицу он смотрит покосившимся крыльцом бывшего сеновала. Однако хозяйка оказалась дома и пригласила меня на чашку чая.
- Это дом моей мамы Марии Михайловны Богдановой, - начала свой рассказ Галина Константиновна. – Она прожила в нем всю свою жизнь с 1910 по 1991 годы. В 1937 году их семью раскулачили. Здесь в двух комнатках разрешили жить моим дедушке с бабушкой с шестью детьми, а в горнице (отдельной комнате в другой части дома) была контора. Потом весь дом снова перешел семье. Я родилась в 1947 году. Ходила здесь в школу. Потом пошла учиться на повара. Окончив, работала поваром в столовой в д. Назарово, потом в Коротыгино. Там и вышла замуж. Муж работал в Череповце, приехал в отпуск, так и познакомились. Жить уехали в Вологду. Сюда приезжали по хозяйству помогать. Детей Бог не дал. В 1991 году мама умерла, а в 2005 – муж. Был брат, погиб молодым в аварии. Думала, как одна буду справляться? Но ничего. Забор перенесла поближе, количество гряд уменьшила – мне хватает. В этом году пять раз косить пришлось. А наросло всего много, заготовок наделала, грибов наносила. Вон коробки стоят – к отъезду готовлюсь.
Продать - и мыслей нет. Здесь все родное. Пока дом стоит – буду приезжать. С Нового года уже душа тоскует – просится в деревню. Хотя и тяжело одной, и печку топить надоедает, но все равно – родные стены. Мы здесь ничего не меняли, думали, на пенсии в другом месте домик купим, а не пришлось. Тут и мебель вся - как в моем детстве стояла. Только иконы украли. После смерти мамы кто-то в дом залез. Подвесы на кровати какие-то от мамы остались, какие-то сама вязала крючком. Сейчас коврики из полосок ткани вяжу. Рукоделием помельче уже зрение не позволяет заниматься.
Рассказала Галина Константиновна и о том, как раньше жили. В деревне качели стояли высокие, на них молодежь качалась. В середине деревни столы были сколочены, скамейки. Человек по сорок молодежи собиралось. В клубы ходили на танцы. Игры все пристойные были – «хоровод», «ручеек», с мячом играли.
Хозяина следующего красивого дома Юрия Бурлова дома не застали. Он водитель-дальнобойщик и дома бывает редко. Его помощник по хозяйству и по совместительству сторож Николай оказался человеком неразговорчивым. Да и непрекращающийся дождь торопил быстрее уехать.
Яблоки и сухоцветы - вот такой гостинец передали местные жители сотрудникам редакции. Цветки лунарии нам понравились особенно. Ранней весной, когда многие растения еще только набираются сил, лунная трава уже радует нежными облачками душистых фиолетовых или белых соцветий.
После периода цветения появляются зеленые пластинки семенников, а затем лунник покрывается молочно-перламутровыми «монетками», напоминающими луну на ночном небе.
У травянистой скромницы есть еще несколько романтичных названий: лунник, лунная трава и серебряный рубль. Говорят, что красивая веточка «монетного дерева» обязательно принесет счастье и финансовое благополучие. Что ж, это никому лишним не будет. Спасибо местным жителям за гостинцы и интересную беседу.

С жителями общалась

Наталья НОСОВА





Анонс номера

Реклама

Работа
ПФР
ФСКН
ФНС