Педагоги-филологи размышляют о русском языке и литературе
В календаре праздничных дат 25 мая отмечен как День филолога. Филология в переводе с греческого означает «любовь к слову», а филологи - это люди, которые избрали своей профессией служение родной речи, устной и письменной. Они стали ее пожизненными хранителями, защитниками, оберегая язык от забвения, чужеродных неорганичных вторжений и разнообразного лексического мусора.
В преддверии праздника мы решили провести среди педагогов-филологов блиц-опрос.
? Опишите в нескольких словах настоящего филолога. Какой он в Вашем понимании?
Валерия Николаевна ВАЗЮКОВА, учитель русского языка и литературы средней школы № 2 г. Грязовца: «У истинного филолога грамотная письменная и устная речь. Он обращает внимание на ошибки, в том числе и в разговорной речи, и часто исправляет собеседника. Всегда следит за новинками литературы, интересуется этимологией слов. Учитель-словесник своим примером должен показывать своим ученикам, как нужно относиться к литературе и языку».
? Правда ли, что русский язык - один из самых сложных в мире?
Ольга Алексеевна ВЕСЕЛОВСКАЯ, учитель русского языка и литературы средней школы № 1 г. Грязовца: «Однажды на уроке я переадресовала этот вопрос обучающимся восьмого класса. Ответ был однозначным: «Конечно!» Далее последовали аргументы: «У нас слова прямо на ходу переходят из одной части речи в другую», «Много многозначных слов и слов, имеющих прямое и переносное значение», «Много правил правописания», «Пишем не так, как слышим», «Бывают такие случаи в диалоге:
- Ты пойдешь гулять?
- Да нет, наверное.
Иностранцу этого не понять».
Задала этот же вопрос своей младшей дочери, ученице 11 класса. Она ответила: «Согласна, конечно. Возьмем английский язык. В английском языке форм слова очень мало, нет падежей, слова идут в определенном порядке. У нас же форм слова много, слова изменяются по падежам, часто встречается инверсия (изменение порядка в расположении частей предложения), много правил орфографии и пунктуации».
Обратимся к некоторым данным статистики. Подготовленный Орфографической комиссией РАН полный академический справочник «Правила русской орфографии и пунктуации» под редакцией В. В. Лопатина (М., 2006) содержит 219 параграфов в части «Орфография» и 167 параграфов в части «Пунктуация». Если считать каждый параграф (независимо от его объема) отдельным правилом, тогда можно сказать, что в русском языке около 400 правил правописания». А ведь еще исключения из этих правил. Их тоже много. На экзаменах по русскому языку без этих исключений не обходится. Учить надо все.
Обратимся к анализу результатов ЕГЭ по русскому языку за 2023 год. Только 58 % выпускников справились с заданием, проверяющим постановку ударения. Почему? Как сказал мой гениальный ученик, «бабушка моя так говорит». На самом деле, в русском языке ударение подвижное: опт - оптовый.
Самый низкий процент успешного выполнения - 35 % - выпускники получили за умение находить предложения, в которых знак препинания ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Их ведь тоже много.
Думаю, все уже убедились в том, что родной для нас русский язык по праву считается одним из самых сложных языков».
? Современные дети все чаще задают вопрос: «Зачем мне читать?»
Ответить на вопрос попросили Ольгу Владимировну ЛОМТЕВУ, учителя русского языка и литературы Минькинской школы.
«Как хорошо уметь читать!». Все помнят эти строки из стихотворения Валентина Берестова. Но сейчас подростки часто задаются вопросом: «Зачем?». Я считаю, что чтение художественных произведений развивает воображение. Читая, мы представляем героев, эпоху, страны, города, о которых рассказывает автор. Каждая книга содержит целый мир слов и понятий, которые могут остаться незнакомыми без прочтения. Чтение улучшает способности к общению. Повышает уверенность в себе и умение выражать свои мысли. Читающий человек редко бывает одинок, с помощью хорошей истории можно быстро отвлечься от неприятных мыслей, лучше понимать мир и окружающих людей. Поэтому надо читать больше и читать хорошие книги. Это я всегда объясняю своим ученикам».
? Стоит ли вычищать из лексикона детей жаргонизмы?
Татьяна Алексеевна МОРОЗОВА, учитель русского языка и литературы Плосковской школы: «Конечно, я против грубых жаргонизмов, унижающих человека. Также против использования их телеведущими молодежных передач, которые о высоком говорят примитивными словами «круто, классно» и т. п. Ведь дети, слушая их, считают это нормой. Представители культуры должны повышать престиж грамотного употребления языка. Но жаргон - это явление временное, преходящее, как молодежная мода и музыка. Повзрослев, человек будет говорить по-другому».
? Как Вы думаете, надо ли вводить новые грамматические и орфоэпические нормы?
Ирина Вениаминовна ЗАШЛЯХТИНА, учитель русского языка и литературы Юровского центра образования считает, что грамматические и орфоэпические нормы со временем меняются, и это нормально: «В современное время разговорная речь все больше проникает в русский язык, нарушая правильное произношение. И если сейчас все больше людей говорят «дОговор», «звОнит», «крепкое кофе», то это входит в норму, которая уже закреплена в эталонных словарях. Считаю, что язык изменять, конечно, надо, но подходить к этому разумно, сохраняя базу классического русского литературного языка, основанную Александром Сергеевичем Пушкиным. В разговорной речи такие варианты допускаются, но при подготовке к ЕГЭ - норма «договОр», «звонИт».
? Какого человека в современном мире стоит считать грамотным?
Татьяна Алексеевна КИСЕЛЁВА, учитель русского языка и литературы средней школы № 1 г. Грязовца: «В школе на уроках русского языка мы часто говорим своим ученикам о грамотности, но это понятие для многих является абстрактным. Грамотность - это не только верное произношение слов, правильное ударение и знание понятий лингвистики, но и этика, культура общения. Грамотный человек умеет выразить свою мысль точно, не прибегая к использованию слов-паразитов; может свободно высказать свое мнение, аргументируя его; связно составить речь на выступление перед публикой; точно понимает коммуникативную задачу и владеет некоторыми навыками ораторского искусства. Он не лезет за словом в карман, его приятно слушать. Для чего быть грамотным? Наверное, для того, чтобы быть уверенным в том, что и как ты говоришь и пишешь, ведь мы живем в обществе. И чем больше в нем грамотных людей, любящих свой язык и владеющих им в совершенстве, тем мы богаче духовно, ведь как человек мыслит, так и говорит, так и ведет себя в обществе».
? Вы как филолог считаете ли нужным поправлять людей, если в разговоре с вами они говорят «нету», «ихний», «позвОнишь»?
Елена Александровна ГРОМОВА, филолог, директор Слободской школы: «Конечно же, поправлять орфоэпические и грамматические ошибки в устной речи, такие как: ихний, нету, позвОнишь и другие - необходимо. Многие на такую помощь реагируют нормально и стараются эти слова использовать в дальнейшем правильно. Были случаи, когда благодарили за совет, как говорить правильно. Но бывает и такое, что человек агрессивно воспринимает такую поправку, не считает нужным исправлять свою речь. В основном, это люди не публичные, в речи которых часто встречаются диалектизмы. Диалект - это не только «местные» словечки, но и особенности произношения звуков в словах, постановки ударений, построения фраз. Человек, выросший в среде, где ярко проявляется диалект, впитывает в себя с рождения окружающую его стихию языка, и именно поэтому в дальнейшем ему требуются дополнительные стимулы, такие как: соответствие уровню образования, профессиональные стандарты, умение публично выступать, грамотно излагать свои мысли и др., чтобы приложить усилие и совершенствовать свою речь, научиться грамотно изъясняться и получать от этого удовольствие».
? Если современный молодой учитель использует в своей речи молодежные словечки, сталкивается ли он с критикой?
Юлия Александровна СЛЕПЦОВА, учитель русского языка и литературы Вохтожской школы: «Думаю, что учитель, перед тем, чтобы что-то сказать, всегда выберет ту фразу, над которой задумается ее ученик в первую очередь. Как говорил прозаик и литературовед Викентий Вересаев, умное лицо получается у человека не оттого, что он умен, а только оттого, что он много думает. Я считаю, что учитель должен идти в одну ногу с учеником, понимать его, как и ученик учителя. И тогда учитель не столкнется с критикой».
Наталья НОСОВА