Материал в номере от 24.12.2016
«На перроне играла гармошка»
Из разговора с первым собеседником - Иваном Павловичем Гумаровым, уроженцем фроловской земли, выяснилось, что его старшая сестра Александра Павловна Майорова когда-то возглавляла совхоз «Согласие», а он большую часть своей сознательной жизни провел вне грязовецкой земли. «Я прослужил 24 года в МВД, - рассказал мужчина, - был начальником милиции в Кириллове, Череповце, замначальника УБОП УВД Вологды. Потом начальником вологодской таможни, 9 лет работал в Правительстве области».
На станции жили родители жены, от них остался дом, в котором по выходу на заслуженный отдых Иван Павлович и поселился. «В общей сложности более 30 лет меня связывают с этой станцией, - повел рассказ мужчина. – Каждая доска в доме приколочена мной. Без дела не сижу. В течение дня работаю дворником на своем участке. Красотища здесь! По утрам обливаюсь у колодца. Раньше, когда лес подходил ближе к дому, лоси к дому подходили. Места здесь исторические. Картофелехранилище, например, у меня на месте бывшего дзота построено. На случай войны на железной дороге строились укрепления с пулеметными гнездами, были вырыты траншеи. 30 лет назад станция была совсем иной. Помню, что добирались на поезде в давке. На перроне - куча народу, играет гармошка, а сегодня ждешь поезда в одиночестве, так как людей здесь мало живет. Вагон-клуб приезжал - кино показывали, в вагоне-магазине люди отоваривались. Бригады путейцев были сформированы только из жителей этой станции. Теперь сюда ходит только электричка Вологда-Буй, а раньше продавали билеты на поезда дальнего следования. С продуктами местным жителям туго: один раз в неделю товар привозят, но так как я с машиной, меня это не тяготит, хотя в бездорожье сюда проблематично добраться. В этом году половину пути посыпали гравием, но на втором участке дороги в распутицу не проехать».
Дома в Бушуихе расположены по обе стороны железной дороги. Издавна автомобильное сообщение между частями станции шло через тоннель. По каким-то причинам совсем недавно там появился котлован, и жители вынуждены объезжать «железку» за 6 километров.
Поэтому, оставив редакционную «Ниву», вместе с Иваном Павловичем мы переходим рельсовую дорогу, где нас уже ждет староста станции Леонид Константинович Алябьев, в зимний период работающий на железной дороге компрессовщиком. «Здесь все вопросы решаются через меня, - замечает он.- Как говорят, и в радости, и в горе».
Зайдя в дом к вологжанке Светлане Геннадьевне Кокаревой, узнаем: женщина переехала в деревню, чтобы ухаживать за матерью, Евдокией Ивановной Павловой, которая 40 лет работала дежурной этой станции. Дочь переживает, что теперь фельдшер не ведет постоянный прием в этом населенном пункте.
Ещё одна насущная проблема жителей станции – заготовка дров. Хотя кругом лес, с некоторых пор заготовить их невозможно. «Я раньше всех дровами снабжал, а тут мне сказали в лесхозе: ваш 24-й квартал передан в аренду! – говорит Леонид Константинович. - Делянку за 8 км предлагают, так кто туда поедет?»
«Мне ехать некуда»
К Римме Павловне Муравьевой пробираемся по узкой тропке. Идем долго. По пути замечаю: друг от друга дома стоят настолько далеко, что кажется, идешь по огромному полю. На горизонте показывается бабушка, везущая дрова в корыте. «Вот и Римма Павловна, - замечает моя спутница». Когда знакомимся, бабуля восклицает: «Да вы, как манна небесная! Ведь сил нет больше терпеть! В магазине то молока, то хлеба нет. Раньше каждый день товар возили, потом перешли на два раза. Я в 1978 году сюда из «Авроры», из Евсюкова приехала, оператором путевых измерений работала. Мне ехать некуда. У дочери в Вологде жилья своего нет, в дом престарелых не хочу. Все дни копошусь. Вот дрова вожу».
«Социально-технологический заказ»
На обратном пути заходим в магазин. Нельзя сказать, что в нем ничего нет. Крупы, макаронные изделия, консервы, растительное масло, чай и некоторые промтовары здесь можно купить. Но бросаются в глаза пустые прилавки-холодильники, в которых мы обнаружили кусочек шпика и три лотка куриного мяса. «Товары идут через Буй, такова система,- отмечает продавец Галина Георгиевна Калугина. - Этот магазин, по большому счету, для железнодорожников, и в нем должны быть только полуфабрикаты. База вообще убыточна, потому что на 10 человек везти через Буй товар невыгодно, но мы не можем оставить без ничего пенсионеров-железнодорожников».
Наталья Борисовна Власенко, начальник торгово-производственного объединения «Вологодское» Ярославского филиала ОАО «Железнодорожная торговая компания», в телефонном разговоре подтвердила, что данный магазин входит в социально-технологический заказ Северной железной дороги в части обеспечения железнодорожников и ветеранов этой отрасли, проживающих на станции, услугами торговли. Ассортимент товара небольшой, но сельчане могут заказать необходимые продукты.
Екатерина ЩУЧКИНА