Материал в номере от 12.02.2019
С октября 2018 года в Свято-Троицкий Павло-Обнорский мужской монастырь был назначен новый настоятель игумен Игнатий. Для беседы с ним корреспондент «Сельской правды» посетила территорию монастыря, и надо сказать, знакомство это оставило очень приятное впечатление.
В 2001 году отец Игнатий был назначен инспектором ставленнического отделения Вологодского духовного училища, расположенного в стенах Спасо-Прилуцкого монастыря. В 2006 году, будучи в сане игумена, был переведен в Кирилло-Белозерский мужской монастырь и назначен наместником обители с освобождением от прежних должностей. 10 октября 2009 года на заседании Священного Синода Русской православной Церкви утвержден в должности наместника. В октябре 2015 года назначен на должность наместника Спасо-Прилуцкого Димитриева монастыря в г. Вологде, где и прослужил до октября прошлого года. В связи с вступлением игумена Игнатия (Молчанова) в управление Свято-Троицким Павло-Обнорским мужским монастырем митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий совершил чин поставления его во игумена обители с вручением игуменского посоха.
Отец Игнатий, в миру Дмитрий Молчанов, родился на Украине в г. Черкассы в 1973 году, окончил школу, затем инженерно-технологический институт. В 1995 году получил российское гражданство и приехал в Россию, в 1996 году отслужил в армии, чуть меньше года жил и работал в г. Орле, а в 1997 году приехал в Вологду в Спасо-Прилуцкий монастырь.
- Что же сподвигло Вас так круто изменить свою жизнь?
- Стремление к этому зародилось у меня внутри. Я просто это почувствовал, осознал. У каждого человека, даже у некрещеного, есть совесть - глас Божий внутри, через который Господь указывает человеку его путь. Вот и мне указал. К тому же от рождения имя у меня было Димитрий, я был крещен в честь преподобного Димитрия Прилуцкого, он был моим небесным покровителем. Поэтому и поехал я в Спасо-Прилуцкий монастырь. Вот так все и сложилось. Там я окончил духовное училище, в 1999 году принял монашеский постриг в Спасо-Прилуцком Димитриевом мужском монастыре. В том же году был рукоположен в сан иеродьякона, а затем иеромонаха и назначен благочинным Спасо-Прилуцкого монастыря. Заочно окончил Московскую духовную семинарию.
- На новом месте уже освоились? Можно ли сказать, что какой-то из этих трех монастырей вам ближе по духу?
- Уже вполне освоился, ведь по сути монашеский образ жизни размеренный и вполне одинаков в любом монастыре. Сами монас-тыри, конечно, разные. Спасо-Прилуцкий считается центральным и одним из самых древних монастырей Вологодского края. Преподобный Димитрий всегда считался покровителем Вологды, ну, а раз Вологды, то и всей Вологодчины. Кирилло-Белозерский - не менее известный, считавшийся самым крупным монастырем до XVIII века. А Павло-Обнорский - тоже и древний, и известный, но более уединенный, спокойный. А объединяет их то, что основатели этих монастырей - Димитрий, Кирилл и Павел, все были учениками и последователями преподобного Сергия Радонежского.
- Принимая монашеский постриг, Вы дали какие-то обеты?
- Дал три обета: послушания, нестяжания и безбрачия. Послушание подразумевает жизнь не по своей воле, а по законам Божиим. Обет нестяжания следует отсюда, как само собой разумеющийся в том плане, что сам устав монастырей называется общежительный, когда люди живут сообща и не имеют ничего своего, кроме вещей личного пользования. А обет безбрачия дают для более удобного следования воле Божией, чтобы ничего внешнее не отвлекало от службы.
- Насколько мне известно, ранее должность настоятеля монастыря занимал игумен Амфилохий. Он получил другое назначение?
- Нет, он по состоянию своего здоровья попросил у владыки освободить его от этой должности, но остался в монастыре в качестве духовника, по-прежнему служит, помогает мне в некоторых вопросах.
- Отец Игнатий, расскажите о быте самого монастыря.
- Братию - так называются проживающие здесь - составляют девять человек: два послушника, один монах, один иеродьякон и пять иеромонахов (игуменов). Послушники - это те, кто еще не принял постриг. Обычно на подготовку к постригу уходит около трех лет, чтобы человек смог убедиться в правильности выбранного им пути. Есть еще трудники - это люди, которые хотят таким образом приносить пользу, они безвомездно выполняют разные работы по хозяйству. Есть еще несколько наемных работников - бухгалтер, библиотекарь. Певчие - тоже наемные работницы. Они приезжают в воскресенье и праздники, в будни с песнопениями справляется братия. Само хозяйство в монастыре небольшое: есть пасека, огороды, поварня, столярные мастерские, в зимнее время заготовка дров и расчистка снега. Ранее, бывало, держали скотину, кур. Сейчас этого нет, но, может быть, в летний период возобновим. Подумываем о том, чтобы снова начать печь свой хлеб. Помимо этого, братия занята ежедневными богослужениями, Литургия проводится каждый день. И это тоже требует определенных усилий. Ведь каждый из братии должен быть хорошо подготовлен, как минимум, знать церковнославянский язык, знать уставы монастырской службы, желательно уметь исполнять песнопения.
- Актуально ли для Павло-Обнорского монастыря такое понятие как паства?
- Паства - от слова пастырь и относится больше к приходским храмам, куда по воскресеньям и в праздники приходят жители - прихожане. Для монастыря это менее акутально, хотя и у нас тоже есть прихожане, в праздники бывает довольно много людей. А вообще прихожане в монастыре это особенность современных реалий, в древности такого не было. Раньше монастыри посещали только паломники. Сейчас появился еще один новый термин - захожане, то есть те, кто посещает храм время от времени, не постоянно.
- В Крещение возле монас-тыря традиционно проводят службу, обряд освящения воды и организуют крещенские купания. Отец Игнатий, как Вы к этому обряду относитесь и купаетесь ли сами?
- Окунаться в Крещение в прорубь или не окунаться - каждый решает сам, это не является каким-то обязательным ритуалом. Но я всегда напоминаю, что если уж вы решили окунуться, посоветуйтесь прежде с врачом во избежание неприятных сюрпризов. А вообще это хорошая традиция, некое напоминание человеку о том, что когда-то, может быть, еще в младенчестве, он прошел обряд крещения. Сам я в этом году не купался, а в другие годы бывало. Надеюсь, и дальше продолжу. Хотя, подчеркиваю, что для приобщения к традиции достаточно просто умыться освященной водой.
- Обращаются ли к Вам прихожане за советом, беседой?
- Бывает, нечасто, но бывает. Вообще-то существует таинство исповеди, которое совершается во время богослужения, но если кто-то хочет вне службы поговорить - никому не отказываю. Прихожан не так много, поэтому справляемся.
Наталья НОСОВА