Не согласиться со звонившей обеспокоенной читательницей нельзя. Реклама в подъездах с каждым днем занимает все большее пространство. Сначала почтовые ящики, потом входные двери, привычная для всех реклама сыплется на нас ежедневно! В большинстве случаев листовки оказываются на полу, в том же подъезде. Каждый из нас, выкидывая очередную пачку макулатуры, задается вопросом: как остановить поток рекламного мусора? И вообще, законна ли подобная рассылка? Давайте разбираться.
Спам или законные листовки?
Многочисленные рекламные листовки, которые мы достаем из почтовых ящиков вместо коммунальных квитанций и важных писем, уже всем поднадоели. Интересно, а в какой степени правомерна подобная рассылка?
Законной рекламой считается та, которая попадает на доски объявлений. Подобные бесплатные, а в некоторых случаях и платные доски устанавливают сегодня во многих домах. При этом бесплатными досками могут пользоваться только те, кто клеит объявления, например, о пропавшей кошке. Объявления же рекламного характера имеют место быть только с разрешения собственника или его представителя (например, управляющей компании). Они (по договоренности сторон) расклеиваются на платные стенды в подъездах согласно Федеральному закону №38-ФЗ «О рекламе». Чаще всего вместе с рекламными листовками на платные стенды могут попасть объявления всех жильцов дома совершенно бесплатно (однако, если это условие оговорено в договоре). Все остальные листовки, попавшие в наши ящики и на стенды не по договоренности, можно считать «бумажным спамом». Расклейщики подобных объявлений считаются правонарушителями, и, согласно статье 6.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, на них налагается штраф в размере от 500 до 20 000 рублей.
Однако, как показывает практика, нарушители закона совсем не боятся штрафов, бросают свою макулатуру к нам в ящики в огромных количествах. Бороться с ними придется самостоятельно: листовки выкидывать, а пойманного за руку рекламщика сдавать участковому.
Как бороться с незаконным спамом?
1. Не пускать в свой подъезд всех подряд. Обзавестись хорошим и надежным домофоном.
2. Проверить разрешительные документы и договор размещения рекламных щитов в управляющей компании. Проще говоря, проверить свою управляющую компанию на предмет законности договорных отношений с рекламщиками. В случае отсутствия документов, а также разрешения собственников подъезда на установку щитов, можно потребовать убрать доску объявлений и привести стену в надлежащее состояние. Все требования рассылаются в письменном виде и заверяются у нотариуса с приложенными фотографиями проблемной стены. В случае отказа или молчания можно обращаться в местную прокуратуру.
3. На общем собрании собственников принять решение о самостоятельном демонтаже рекламных щитов и хранении их у председателя совета жильцов во избежание пропажи чужого имущества.
4. Устанавливать как можно больше досок для объявлений, рекламщики в таком случае не будут «спамить» и мусорить в почтовые ящики, а будут размещать свои объявления по-честному.
Опыт борьбы с незаконной рекламой
Проблема бумажного мусора в почтовых ящиках в последнее время встает все более остро. Некоторые уборщики предусмот-рительно ставят в подъездах специальные корзины для подобного «мусора». Тем не менее, потоки жалоб не прекращаются. Один из депутатов Московской городской Думы решил изучить накопленный мировой опыт по решению данной проблемы.
Так, например, в ФРГ уже четверть века эффективно работают наклейки со словами «Пожалуйста, никакой рекламы». Если такая имеется на почтовом ящике, то это означает, что любая реклама нежелательна для данного домохозяйства. Немецкий союз прямого маркетинга в течение более 35 лет предлагает потребителям включить их в так называемый «список Робинзона», если они не хотят получать адресные рекламные письма от конкретных предприятий и фирм. После внесения потребителя в этот список, количество спама уменьшается почти на 90%. Причем, и сами предприятия остаются в выигрыше от этого: уменьшаются расходы на составление и отправку рекламных писем.
Согласно Жилищному кодексу Российской Федерации от 29 декабря 2004 года №188–ФЗ, несогласованная с жильцами расклейка объявлений на стенах, створках электрощитовых узлов, в лифтах и иных нежилых помещениях не может считаться правомерной.
P. S. Мы созвонились с управляющей компанией, а именно, с начальником ООО «Служба заказчика» В. Н. Песковой. Валентина Николаевна пояснила, что никаких договоров, касающихся рекламы, с управляющей компанией в данный момент не заключено.
Подготовила Е. Щучкина.