Федеральный закон от 27 июня 2018 г. № 163-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 163-Ф3) вступил в силу 8 июля 2018 года.
До вступления в силу Федерального закона № 163-Ф3 законодательством Российской Федерации была предусмотрена постановка иностранного гражданина или лица без гражданства (далее - иностранный гражданин) на учет по месту пребывания у физических или юридических лиц, у которых иностранный гражданин фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится).
Данная правовая неопределенность не позволяла однозначно определить, кто конкретно должен выступать в качестве принимающей стороны: лицо, у которого иностранный гражданин фактически проживает, или лицо, у которого иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность (находится), и соответственно, кто подлежит ответственности за нарушение правил миграционного учета.
Принятый закон направлен на устранение указанной правовой неопределенности. Положениями Федерального закона № 163-Ф3 уточнены термины «место пребывания» и «принимающая сторона», а также конкретизированы основания постановки на учет в зависимости от места пребывания.
В качестве места пребывания сохраняются жилое помещение, не являющееся местом жительства, и иное помещение (в случаях, установленных федеральным законом), введено новое условие о необходимости фактического проживания иностранного гражданина в этих помещениях (регулярного использования для сна и отдыха).
В силу внесенных изменений физическое или юридическое лицо является принимающей стороной для иностранного гражданина или лица без гражданства в случае представления в соответствии с законодательством Российской Федерации данному иностранному гражданину или лицу без гражданства жилого или иного помещения для фактического проживания.
Постановка на учет по месту пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в данном случае осуществляется по адресу предоставленного жилого или иного помещения.
В том числе в качестве принимающей стороны могут выступать физические и юридические лица, предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации для фактического проживания иностранному гражданину жилое или иное помещение, которое предоставлено принимающей стороне во владение и (или) пользование на основании гражданско-правового договора с правом предоставления данного помещения третьим лицам. В данном случае, кроме документов, необходимых для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания и предусмотренных пунктом 28 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. № 9, рекомендуется предложить принимающей стороне дополнительно представить гражданско-правовой договор.
Кроме того, иностранный гражданин подлежит постановке на учет по адресу организации, в которой он в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность, в случае фактического проживания по адресу указанной организации либо в помещении указанной организации, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном.
Иностранный студент, проживающий в период обучения в съемном жилом помещении, подлежит постановке на учет по адресу этого жилого помещения. Принимающей стороной для данного иностранного студента будет являться лицо, предоставившее ему это жилое помещение, и на которое возлагается обязанность по предоставлению необходимых документов для постановки иностранного студента на учет по месту пребывания, Вместе с тем, обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 7 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» обязанность по предоставлению документов в территориальный орган МВД России, необходимых для продления срока временного пребывания иностранных студентов, возложена на образовательную организацию.
В отношении иностранных граждан, поставленных на учет по месту пребывания до вступления в силу Федерального закона № 163-ФЗ, не требуется переоформление постановки на учет по месту пребывания.
Н. В. Эйсман, начальник Миграционного пункта МО МВД России «Грязовецкий» капитан полиции