Герои нашего материала - люди, поистине преданные профессии, делу и своим суждениям. Помимо звезд и регалий, они, как никто другой, знакомы с темными сторонами обыденной жизни. Новое дело в производстве обозначает не просто набор сухих данных, изложенных на бумаге в соответствии с законом. За каждым томом, а порой и не одним, стоят жизни людей, слезы, страдания, покалеченные судьбы. Наши собеседники - следователи Грязовецкого межрайонного следственного отдела Следственного комитета РФ.
В этом году структуре, в которой они трудятся, исполняется 10 лет. Следователи ответили на вопросы «Сельской правды» и рассказали, могут ли они определить потенциального преступника на улице, помогает ли опыт работы в органах в жизненных ситуациях, а также о других нюансах профессии.
Игорь Леонидович Мокиевский, руководитель следственного отдела, подполковник юстиции, в следственных органах с 2007 года.
- Каким было первое уголовное дело, которые Вы расследовали? Много ли времени на это ушло?
- Одним из первых уголовных дел было убийство, совершенное на территории Грязовецкого района. Конечно, как молодому специалисту, мне было сначала сложно, но в то время рядом были опытные коллеги, которые помогали, у которых я учился, перенимал опыт. Уголовное дело было окончено в установленный срок. При направлении дела, кончено же, переживал, подпишет ли его прокурор, как оно будет рассматриваться в суде. Позднее, с приобретением опыта, уверенности стало больше, но тем не менее я и сейчас переживаю за каждое расследуемое дело.
- Работа следователя похожа на кино. Есть ли в ней детективная романтика?
- Романтика в профессии есть, но, бывает, следователи со временем этого уже не замечают, выгорают на работе. Наша работа очень напряженная и без зрелищ.
- Какие привычки следователю лучше всего оставить на работе?
- Выезжая на место происшествия, следователи сталкиваются с людским горем, к которому невозможно остаться равнодушным. Поэтому у нас много психофизиологических нагрузок. Работа следователя вносит некоторые корректировки и в личную жизнь. На нее остается не так много времени, и здесь главное, чтобы родные люди тебя понимали и поддержали, а ты, в свою очередь, не должен приносить в дом негативные эмоции.
- Несколько советов тем, кто только начинает свой путь в этой професии или планирует стать следователем.
- В какой-то момент начинаешь понимать, какими качествами должны обладать сотрудники следственного отдела. У следователей должен быть особый склад ума, сочетающий аналитику и хорошее воображение. В этот набор непременно входят стрессоустойчивость, выдержка, моральная прочность, чувство справедливости. Все эти качества со временем становятся неразрывными с человеком, в том числе и благодаря коллективу.
Хочу пожелать начинающим следователям хороших наставников и доброжелательного коллектива, где им предстоит работать, а также обязательно верить в себя и никогда не опускать руки, как бы ни было тяжело порой.
Александр Александрович Пупов в Следственном комитете работает с 2007 года, он старший следователь Грязовецкого межрайонного следственного отдела с 2012 года.
- Можете ли Вы уже с точки зрения своего опыта, идя по улице, определить, кто из людей потенциальный преступник?
- На мой взгляд, потенциально опасных людей нет. Все разные, иногда с виду интеллигентный человек может оказаться особо опасным преступником.
- Важная часть работы следователя - проведение допроса. У вас выработалась какая-то стратегия? В чем разница между допросом бытового убийцы и допросом того, кто живет в криминальном мире?
- Как таковой четко выработанной стратегии нет, поскольку к каждому человеку требуется индивидуальный подход. Прежде чем пообщаться с человеком, стараешься изучить его, потом пропустить через себя то, что произошло, моделируешь преступление и представляешь, что человек мог сделать. Стараюсь заранее готовиться к допросу, чтобы получить как можно больше сведений.
Разница между допросом бытового убийцы и того, кто живет в криминальном мире, кроется в специфике общения. Кто впервые совершил преступление, более открытый для разговора, потому что не знает, что произойдет дальше. Я могу ему дать ложную информацию, чтобы он раскрылся, а тот, кто живет в криминальном мире, будет зажат в разговоре, поскольку уже знает все уловки следователей.
- Как часто следователи распознают преступников, опираясь только на природное чутье? Или интуиция здесь не играет роли?
- Интуиция и природное чутье, конечно, помогают, но на них не построить обвинение. Преступника обличают только факты, которые на него указывают.
- Случалось ли так, что опыт работы в органах помогал Вам в жизни?
- Да, несомненно. Недавно был случай, когда мне позвонили мошенники и сообщили, что якобы на меня пытаются оформить кредитную карту. Стал задавать определенные вопросы, на которые знал ответы только я и специалисты банка, с которым сотрудничаю. Затем дал ложную информацию, стал проверять мошенников. В результате они поняли, в какой структуре я работаю, и даже стали угрожать.
- Вам снятся страшные сны, как-то связанные с вашей работой?
- Страшные сны снятся, но с работой они редко связаны.
Альберт Игорьевич Таланцев в органах Следственного комитета России служит на протяжении трех лет. С июля 2019 года и по настоящее время состоит в должности следователя Грязовецкого межрайонного следственного отдела. Имеет специальное звание - старший лейтенант юстиции.
- Как молодой специалист, расскажите, чем интересна данная сфера для молодежи? С чем связан Ваш выбор?
- Общаясь с людьми, начинаешь разбираться в тонкостях разных сфер, работа дисциплинирует, помогает планировать дела, быть внимательнее, делать все на скорость и результат. Помимо этого, наша профессия требует грамотно, аргументировано излагать мысли, развивает организаторские способности и такое качество, как умение убеждать.
Мой выбор стать следователем во многом определили перечисленные выше критерии.
- Первое дело обычно запоминается на всю жизнь. Помните ли вы свой первый следственный опыт?
- Все, что было у меня в производстве, так или иначе остается в памяти. По каждой категории уголовных дел существует своя методика расследования. Но то, что случается на практике, оригинально и требует осторожности, предугадывания дальнейшего хода расследования.
Категории и количество уголовных дел в районных и городских центрах кардинально отличаются. Расследуя каждое дело, ты погружаешься в него полностью, да так, что порою участники уголовного процесса становятся настолько близки тебе, что кажется, знаешь их давно. В эти моменты начинаешь разбираться в людях, различать правду или ложь. По долгу службы я был прикомандирован к центральному аппарату СК России в Москве в состав следственной группы для расследования резонансных уголовных дел. Их расследование запомнится мне на всю жизнь. Работа с людьми, пускай даже обвиняемыми по достаточно громким экономическим преступлениям, позволяет выйти на новый уровень мышления. В такие моменты понимаешь, как важно быть на шаг впереди. Благодаря советам штатных сотрудников центрального аппарата СК России набирался бесценного опыта, который в последующем использовал в расследовании уголовных дел любой сложности.
Помню ли я свой первый следственный опыт? Конечно, помню. Из дежурной части пришло сообщение о самоубийстве путем повешения. Все произошло в глухой деревне Бабушкинского района на границе с Никольским муниципалитетом. Место преступления находилось на расстоянии 180-200 км от места моего постоянного пребывания. Приехав туда с участковым уполномоченным полиции, установили, что мужчина, прежде чем залезть в петлю, попытался застрелиться из охотничьего ружья. Но попытка была неудачной, поэтому он положил ружье за печь, а сам покончил жизнь самоубийством через повешение. После проведения всех необходимых следственных действий, мне пришлось с изъятым предметом - ружьем - в ночное время добираться на попутном транспорте. Эту историю запомнил на всю жизнь.
- Как удается разгрузить голову от работы?
- Встречаюсь с друзьями, провожу как можно больше времени дома с семьей. Многочисленные командировки учат ценить дом, уют и тех, кто тебя ждет.
- На Ваш взгляд, как бы себя чувствовал Шерлок Холмс в следственном отделе?
- В современных условиях, думаю, Шерлок Холмс не смог бы работать в следственном отделе с такой колоссальной нагрузкой, несмотря на его чуткий ум, скрупулезность, эрудицию.
Беседовала Оксана Харчевникова