Афиша

афиша

Туризм

туризм
туризм_музей

архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
       

Храмы

Расписание богослужений

погода

Внимание! Новая группа!
Главная Экономика Бенчмаркинг: система координат для муниципалитетов
Просмотров: 2992, комментариев: 0

Бенчмаркинг: система координат для муниципалитетов

Каких результатов добился тот или иной муниципальный район, в чем его сильные и слабые стороны, какие направления стоит «подтянуть» местным властям в связке с регионом и частными инвесторами — ответ на эти и другие вопросы дает бенчмаркинг. Такой конкурентный анализ территорий начал проводится на Вологодчине относительно недавно и уже заставляет корректировать как оперативные задачи, так и стратегические планы власти на местах.

СТРЕМИТЬСЯ К ЛУЧШЕМУ

Технология бенчмаркинга позаимствована из бизнеса.

Сравнительный анализ территорий был всегда, однако одним из инструментов управления качеством он стал совсем недавно.

- Сегодня корпоративные технологии применяются в региональной и муниципальной практике. Территории, как и компании, активно конкурируют за инвестиции, федеральные средства, человеческие ресурсы, - поясняет начальник департамента стратегического планирования области Светлана Пономарева. - Федерация ежегодно сравнивает нас с другими регионами по определенному кругу показателей (ред. - Указ Президента РФ от 10.09.2012 № 1276, от 21.08.2012 № 1199). Наш бенчмаркинг позволяет не только сравнить положение дел Вологодской области на фоне других российских регионов и Северо-Западного федерального округа, но и проецировать результаты области на муниципальный уровень для того, чтобы понять, кто из районов выводит нас в лидеры, или, наоборот, тянет вниз.

Бенчмаркинг проводится по 40 ведущим позициям, которые, по словам Светланы Пономаревой, отражают разные грани социально-экономичес-кого развития той или иной территории. В том числе, оцениваются такие направления, как промышленное производство, сельское хозяйство, инвестиции, жилищное строительство, потребительский рынок, уровень жизни населения и масштабы теневого сектора.

- Суть бенчмаркинга – внедрение лучших практик. Районы должны перенимать лучший опыт не только у «передовиков» муниципального рейтинга, но и лидирующих российских регионов. При оценке муниципалитетов для нас важен не только потенциал их возможностей, но и динамика развития. Именно из этого принципа мы исходим при декомпозиции плановых значений области на муниципальные образования - отмечает Светлана Пономарева.

Таким образом, бенчмаркинг позволяет увидеть «узкие места» одной или сразу нескольких территорий. В результате это помогает принять управленческие решения как на муниципальном, так и региональном уровнях. Допустим, если показатели муниципалитета ниже среднеобластных, то районной администрации вполне логично принять комплекс оперативных мероприятий для улучшения ситуации или даже внести изменения в программы стратегичес-кого развития.

ПЕРВЫЕ И ОТСТАЮЩИЕ

Визуально бенчмаркинг представляет собой карту Вологодской области (по каждому из анализируемых направлений), где районы раскрашены в разные цвета. В основу его заложен принцип «светофора». Зеленый обозначает территории с высокими показателями, желтый, оранжевый – чуть похуже, и красный цвет – дела идут из рук вон плохо. Здесь же дается анализ Вологодской области в сравнении со среднероссийскими показателями. Для примера возьмем некоторые из них.

Так, по вводу жилых домов на тысячу жителей в январе-ноябре 2014 года область занимает 16 мес-то (517,4 квадратных метров), это выше среднероссийского значения и среднего значения по СЗФО.

Три лучших района по этому показателю - Череповецкий, Кирилловский, Вологодский. На нижней ступени рейтинга следующие три муниципальные образования – Сокольский, Великоустюгский, Междуреченский.

По объемам инвестиций в основной капитал на душу населения за 9 месяцев 2014 года Вологодчина занимает 57 место по России и 8 мес-то по СЗФО. При этом, если брать муниципальные образования, наибольший объем инвестиций отмечен в Кадуйском, Кирилловском районах и Череповце.

Что касается малого и среднего бизнеса, то по итогам 9 месяцев прошлого года по числу зарегистрированных предпринимателей в расчете на тысячу жителей населения Вологодская область среди регионов России занимала 36 место, среди СЗФО - 7 место. На региональном уровне пальма первенства досталась Тарногскому району (47 субъектов МСП на 100 жителей), который обошел традиционных лидеров по данному показателю – Вологду и Череповец. По словам начальника департамента стратегического планирования, каждый выпуск бенчмаркинга имеет свою тематику, и в течение нынешнего года один из них будет посвящен описательной статистике малого и среднего предпринимательства области.

По итогам 10 месяцев 2014 года Вологодская область по объему налоговых доходов на душу населения находилась на 41 месте (35 тысяч руб-лей). Это значение хуже среднероссийского и среднего по СЗФО. В то же время по темпам роста налоговых доходов Вологодчина вошла в десятку субъектов с наилучшим значением показателя (135,5 %, 8 место).

Внутри региона лидерами по поступлению налоговых и неналоговых доходов в бюджет по итогам 11 месяцев 2014 года стали Череповецкий, Кирилловский, Вологодский районы. Результат ниже среднего показали практически все восточные территории – Бабушкинский, Сокольский и Никольский районы.

Среднемесячная заработная плата работников крупных и средних организаций области в январе-октябре 2014 года составила 29,5 тысяч руб-лей. Больше всего зарабатывают в Череповце, Нюксенском районе и Вологде. Меньше – в Кичменгско-Городецком, Никольском и Вожегодском.

Лидерами по темпам роста заработной платы даже с учетом инфляции стали Усть-Кубинский, Вашкинский и Кичменгско-Городецкий районы.

АНАЛИЗИРОВАТЬ «ТЕНЬ»

Вологодская область в 2014 году одной из первых в стране провела комплексный анализ теневого сектора экономики. Первое, с чем сталкиваются специалисты по данному вопросу - отсутствие единой и удобной методики измерения «скрытого». Поэтому в прошлом году на свет родилась понятная и логичная методика расчета объемов «теневой экономики». За основу брались данные пенсионного и других внебюджетных фондов по перечислению платежей за жителей области трудоспособного возраста. Полученные цифры впечатляют. Как показал бенчмаркинг, фактически каждый четвертый вологжанин трудоспособного возраста (в общей сложности это 167 тысяч человек) сегодня официально нигде не работает и, следовательно, находится «в тени».

- Мы озаботились теневым сектором экономики не только с позиции недопоступления налогов в бюджет области, но и обеспечения социальных прав вологжан, в том числе в части пенсионных выплат в будущем, - отметила Светлана Пономарева.

Бенчмаркинг показал, что очаги теневой экономики в первую очередь сосредоточены на востоке области в лесных территориях. Это Кичменгско-Городецкий, Никольский и Бабушкинский районы. Эти же муниципальные образования находятся в красной зоне по таким показателям, как официальный уровень жизни населения и налоговые платежи. В то же самое время в сфере потребительского рынка эти территории находятся в зоне «выше среднего». Когда на протяжении долгого периода люди тратят значительно больше, чем зарабатывают легально - это прямое подтверждение теневой экономики.

- Одновременно мы работаем над созданием благоприятных условий для того, чтобы бизнесу было некомфортно работать в «серой» зоне. Уже сегодня разработана дорожная карта по борьбе с теневой экономикой, действуют комиссии по легализации заработной платы. Мы четко понимаем, в каких отраслях она взращивается, и какие меры мы можем предпринять, - подчеркивает Светлана Пономарева.

ИЗ ПУНКТА «А» В ПУНКТ «Б»

Казалось бы, в кризисное время, когда бюджетные доходы сокращаются, местные власти вполне могут говорить о пересмотре поставленных перед ними задач.

- Это в корне неверно. Мы ставим четкую задачу, к чему должны прийти, и уже под этот ключевой показатель органы местного самоуправления определяют источники финансирования, привлекая частных инвесторов и федеральные средства. Конечно, корректировка целей не исключается, но мы должны прийти «из пункта А в пункт Б» с минимальными затратами ресурсов и максимальным эффектом и, желательно, в намеченное время, - отмечает Светлана Пономарева.

Сегодня муниципальные районы разработали, а некоторые уже прошли защиту в Правительстве области своих Стратегий социально-экономического развития, а реализуемый механизм бенчмаркинга помог территориям четко определить свои приоритеты в рамках стратегирования социально-экономического развития территорий.


Наш район сохраняет лидирующие позиции в области по ряду показателей:
1 место по производству молока на 1 жителя (20 % молока, произведенного в области, приходится на район);
2 место – по обороту розничной торговли, своего род индикатору уровня жизни населения, который составляет три миллиарда 700 миллионов рублей;
4 место по производству мяса;
6 место по объему инвестиций;
7 место по уровню среднемесячной заработной платы, составившему за 11 месяцев 2014 года 24053 рублей – это на 6,3 % больше по сравнению с соответствующим периодом 2013 года;
8 место по объему отгруженной продукции.
В 2014 году в районе увеличилось производство цельномолочной продукции (119,3 %), масла сливочного (146,9 %), молока и сливок в твердых формах (в 2,6 раза), комбикормов (103,7 %), плит древесностружечных (110 %).


А. ТРЕТЬЯКОВ





Анонс номера

Реклама

Работа
ПФР
ФСКН
ФНС