Куда реализуется грязовецкий сыр фета, почему на прилавках магазинов стало меньше сухого обезжиренного молока, какие новые проекты в ближайшем будущем будут реализованы на знаменитом «Северном Молоке»? Об этом и многом другом генеральный директор предприятия Антон Ночёвка рассказал в интервью «Сельской правде».
- При открытии линии по производству сыра фета 11 сентября прошлого года говорилось о 450 тоннах этого продукта в месяц. Удается ли производить такое количество продукции?
- 450 тонн - это производственная мощность линии. Конечно, таких объемов у нас пока нет. Выпуск сыра фета осуществляется в соответствии с утвержденными планами, согласно которым идет постепенное наращивание объемов производства. На сегодняшний день сыр фета нашего производства представлен во всех крупных торговых сетях. Сейчас мы, в основном, продаем сыр в такие города, как Москва, Санкт-Петербург, а в ближайшем будущем будем продвигать продукцию по всей России. Работаем над расширением географии продаж и над увеличением объемов реализации.
- Почему в Грязовце в магазинах редко встретишь сыр фета?
- Реализация сыра идет централизованно, через одного поставщика. Мы не продаем свою продукцию напрямую магазинам. У нас есть дистрибьютор, реализующий нашу продукцию, в том числе и в магазины Вологодской области и Грязовца. Поэтому она сначала идет в Москву, а затем распространяется по торговым точкам. Мы работаем с крупными распределительными центрами, которые развозят продукцию по магазинам.
- Какое сырье используется для производства сыра?
- Мы используем сырье местных поставщиков, в основном, это хозяйства Вологодской области, в том числе Грязовецкого района, есть небольшая часть молока с Ярославской области. Стараемся работать с теми, кто к нам ближе, тем самым снижая транспортные расходы.
- Изменилось ли финансовое состояние предприятия с введением новой линии?
- Понятно, что чудес не бывает, но так или иначе новая линия - это большой шаг вперед для предприятия. Особенно актуален данный проект в настоящее время в связи с проводимой в стране политикой импортозамещения. Сейчас в работе находятся еще два проекта, идет обсуждение по третьему. Поэтому впереди у нас много новинок, нацеленных не только на Грязовец, но и на то, чтобы завод выходил на федеральный уровень. Ориентируясь на близлежащие регионы, мы ограничиваем себя в развитии. Наша задача - создание крупного федерального завода, работающего на северо-западную часть РФ. Вся продукция будет реализовываться во все области, находящиеся в плече доставки от нашего предприятия, это в пределах тысячи километров. Надеюсь, что проекты будут реализованы.
- Если не секрет, в чем суть новых проектов?
- Они нацелены на увеличение объемов производства творога и сметаны - двух традиционных продуктов, которые сегодня пользуются спросом. Наш творог продается не только в Вологде и в Грязовце, но и в Ярославской, Костромской и Ивановской областях он представлен очень широко. Там его знают, любят, ценят за качество. При этом наши цены ниже, чем поставщиков соседних областей. Это позволяет наращивать объемы производства творога и сметаны. В данный момент мы подошли к тому, что больше производить мы не можем ввиду отсутствия технологических мощностей.
- Ходят слухи о планах по производству желтого сыра.
- Оборудование для сырного производства очень дорогостоящее. В России оно не производится на том уровне, который нам необходим. Мы вынуждены конкурировать с западными производителями сыра, поэтому уровень оборудования должен быть очень высоким. В данный момент проект по производству желтого сыра заморожен ввиду значительного повышения его стоимости. Но все может измениться, поэтому будем надеяться, что ситуация на валютном рынке стабилизируется, и это позволит нам строить планы по дальнейшему развитию, в том числе и по таким глобальным проектам, как желтый сыр.
- Антон Алексеевич, сколько рабочих мест открылось с введением новой линии? Есть ли на предприятии вакантные места?
- Нам удалось открыть порядка 20 рабочих мест. По рабочим специальностям вакантных мест нет, а вот по инженерно-техническим работникам стоит проблема. Мы нуждаемся в квалифицированных кадрах, найти которых в Грязовце довольно сложно (конечно, нам приятнее и удобнее, когда работники местные). Поэтому многие специалисты к нам ездят на работу из Вологды. Несмотря на то, что рядом с нами - Вологодская молочно-хозяйственная академия, найти выпускников, работающих по специальности, проблематично.
- Качество выпускаемого сыра уже смогли оценить?
- Хотя сыр выпускается менее года, он оценен по достоинству и покупателями, и теми специалистами, которые поставляли нам оборудование. Летом будет проходить российский конкурс «Неделя маслоделия и сыроделия» в Угличе. Как обычно, помимо масла, которое без медалей не возвращается, будет отправлен и сыр. Надеюсь, ему тоже дадут высокую оценку.
- Почему на прилавках почти нет грязовецкого сухого молока, оно не выпускается?
- Сухое молоко выпускаем, как и ранее. В этом году в связи с увеличением объемов производства, с введением санкций имеется излишек сырья, цена на сухое молоко упала со 190 до 130 рублей. Соответственно, сырье на такой процент понизить мы не можем. Поэтому приходится сегодня выпускать сухое молоко под заказ по мере поступления заявок от покупателя. Продавать по рыночной цене нам не интересно, эта цена даже не покрывает затрат на сырье, поэтому стараемся минимизировать объем производства. Ситуация может измениться не ранее осени. До этого момента, скорее всего, больших объемов по сухому молоку не будет.
- На сегодняшний день завод занимает 3 место в области по объемам переработки молока.
- Да, совершенно верно. Года 3-4 назад мы были шестыми. Думаю, что через 1-2 года выйдем на второе мес-то. У нас нет возможности грустить, а впадать в уныние просто некогда. Есть желание двигаться вперед, радует то, что находятся те, кто тебя поддерживает, помогает во всех начинаниях. Поэтому планов много, а возможностей еще больше. Предела совершенству нет. Думаю, все поставленные задачи будут решены. Мы планируем выпускать продукты, которые будут эксклюзивными, но при этом их цена будет доступна любому покупателю, вне зависимости от уровня его доходов. Наша задача – сохранить доступность молочных продуктов, чтобы нашу продукцию могли покупать пенсионеры, студенты, рабочие. Сегодня наше масло в некоторых московских магазинах стоит 200 рублей за пачку (180 г). Это не наша жадность, а принцип работы торговых сетей, которые делают существенную наценку и стоимость товара, пока он идет от производителя до покупателя, повышается в разы. Я думаю, что здесь нужно принимать какие-то решения, в том числе на законодательном уровне. Нас такая наценка не радует.
Потребление молока и молочной продукции в России все-таки до сих пор ниже медицинских норм, поэтому расти есть куда. Наш покупатель на сегодняшний день молоком не обеспечен. Много появилось фальсификатов. Мы боремся и с ними. Наш сыр, изготовленный из 100% молока, стоит на одной полке с сыром, сделанным из 100% растительного жира. Цена на них сопоставима, и мы не можем довести до покупателя, что это два совершенно разных товара. Это неправильно. Продукты, сделанные с добавлением растительных жиров, должны стоять на отдельной полке, и покупатель должен быть об этом осведомлен, поскольку он может не отличить масло от спреда; творог от различных творожков; сыр от сырных продуктов. Многие заводы сейчас напоминают не молочные, а основанные на химической промышленности предприятия, где добавляются растительные жиры, стабилизаторы и многое другое.
- Пользуется ли спросом продукция предприятия в Грязовце?
- Грязовчане как покупали, так и покупают нашу продукцию. Хочется сказать спасибо им за то, что являются патриотами. Мы постараемся не уронить уровень качества продукции и делать все, чтобы она была самой вкусной и привлекательной.
Беседовала Е. Щучкина.