- В рамках государственной программы мы получили соответствующее оборудование для обучения детей-инвалидов. А за счет муниципальных средств сделали пандус, оформили комнату, которая сейчас является кабинетом СБО (социально-бытовой ориентации), расширили проемы в дверях первого этажа и полностью его отремонтировали, заменили дверь во входную группу.
Но, как отметила Елена Анатольевна, главная гордость школы – это сенсорная комната или, как еще ее называют, комната психологической разгрузки. Если говорить научным языком, то это специально организованное пространство, которое помогает организовать работу с детьми с ограниченными возможностями.
- Наравне с детьми-инвалидами здесь также занимаются ученики начальной школы во время динамической паузы: им сенсорная комната помогает снять напряжение, возникающее во время учебного процесса. Для этого используется специальное оборудование, которое воздействует на все органы чувств: зрение, слух и осязание. Сейчас у нас работает огромный просторный кабинет, который может функционировать как при свете, так и в темноте, - пояснила директор школы.
Правда, как отмечают педагоги, они смотрят на оборудование как на чудо и пытаются разобраться, каким образом оно влияет на детей, потому что иногда реакция бывает не расслабляющая, а наоборот, тонизирующая.
Стоит отметить, что все занятия с обучающимися проводит психолог Светлана Леонидовна Смирнова. Кстати, в день нашего визита она получила удостоверение на право проведения занятий в сенсорной комнате.
Так как С. Л. Смирнова имеет непосредственное отношение к работе сенсорной комнаты, мы попросили рассказать о ней подробней:
- Нашу сенсорную комнату дети ласково называют «волшебной», даже взрослые согласны с ними – педагоги все хотят туда попасть. В этом вы сами убедитесь, побывав там. В комнате находятся различные приборы, создающие свето-цветовые и звуковые эффекты, которые положительно влияют на развитие различных систем восприятия ребенка. Например, настенные интерактивные панели, панно дают различные стимулирующие визуальные, акустические и тактильные эффекты, развивают пространственные ощущения. Световые проекторы создают визуальные завораживающие спецэффекты на стенах и потолке, а фибероптические волокна «Звездный дождь» - визуальную, тактильную стимуляцию, чувство спокойствия: их можно трогать, держать в руках. А с помощью сухих бассейнов можно активировать нервную систему ребенка, если она слабая, или наоборот, успокоить с помощью света, для этого есть пузырьковые колонны с рыбками. В комнате есть также и возможности для развития мелкой моторики. Так, интерактивные панели способствуют развитию у детей тактильного, визуального, звукового восприятия; формируют осязательные навыки, мелкую моторику.
Как отметила Светлана Леонидовна, важный элемент каждого занятия - этап релаксации, когда ребенок, лежа на мягком пуфе, принимающем форму тела, расслабляется. Во время отдыха, релаксации звучит успокаивающая музыка.
После беседы с педагогами нам не терпелось побывать в сенсорной комнате и воочию увидеть «чудо» Вохтожской школы.
Попав впервые в этот кабинет, оказываешься словно в сказке: все сверкает и переливается разноцветными огнями, манит и ненавязчиво заставляет забыть все страхи, успокоиться… Возникает желание остаться здесь навсегда… Неудивительно, что дети с нетерпением ждут новых посещений этой комнаты: девочка, покидающая кабинет, спросила Светлану Леонидовну: «А мы еще сюда придем?..»
Благодаря реализации государственной программы «Безбарьерная среда» БОУ «Вохтожская средняя общеобразовательная школа» № 1 позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья получать образование наравне со всеми учениками и чувствовать себя полноценными членами современного общества.
В гостях побывала О. ХАРЧЕВНИКОВА.