Материал в номере от 10.11.2015.
В 2014-м году в Вологде была издана шикарно иллюстрированная книга «Вологодские кружева».
Ее авторы Ангелина Глебова и Юлия Евсеева занимаются изучением этого вида искусства много лет. Они очень профессионально рассказали об истории кружевоплетения. Единственное, чего лично мне не хватило в книге для полноты картины - это раздела, где были бы опубликованы краткие биографические очерки о выдающихся кружевницах.
История вологодского кружева - это история тысяч женских судеб. Даже само это словосочетание «вологодские кружева» появилось благодаря одной очень талантливой вологжанке. Авторы книги рассказывают: «В 1840-х годах вологодская кружевница Анфия Федоровна Брянцева изобрела своеобразную технику плетения штучных изделий, которая получила название «вологодский манер». Ну, а если пойти в Музей кружева, то можно увидеть, как величественные панно размером от пола до потолка сопровождают неприметные таблички с именами и фамилиями выдающихся художниц наших дней: Ангелина Ракчеева, Виктория Ельфина, Вера Веселова, Галина Мамровская...
Маленькие деревни музеев не имеют. Однако есть и у нас в Полтинке изба, которую до сих пор называют «кружевная». Когда-то здесь работали скупщики-приёмщики кружев. Во времена моего детства почти все полтининские бабушки занимались рукодельем на посиделках. В основном они плели мерное кружево. И под перезвон коклюшек, как под музыку, звучали женские голоса. Бабушки говорили о детях и внуках, о тяжелой работе, о старых временах и новостях за день... И пели про зореньки и речки, про васильки и березки, про неверных дролей и змей-разлучниц... Но если вдуматься, то все эти беседы и все эти песни были лишь об одном - о любви и смерти. Не зря же наши предки уподобляли судьбу человека нити в руках ткачихи или плетеи (так называли кружевниц).
Мерное кружево - как оно выглядит? Это бесконечная полоса, напоминавшая мне в детстве одновременно и заснеженную дорогу за родной Полтинкой, и Млечный путь. Возвращаешься ясным зимним вечером с посиделок вместе со своей бабуленькой Марией Дмитриевной, запрокидываешь голову вверх, и вот она - кружевная тропа - сияет прямо над твоей макушкой. Кто ж ее сплёл? Кто придумал рисунок? На чьей подушке распят на булавках сколок неба и сколок земли? Брели мы тогда по снегу или по кружеву, или по Млечному пути?..
Причудлива память. Сквозь призму лет мы видим всё, будто через искусно сплетенную нитяную сетку, легкостью которой так славятся вологодские кружева. В Полтинке остались четыре жилых дома, ушли из жизни «плетеи» и только слово осталось: «кружевная», будто памятник крестьянкам, великим и безымянным хранительницам нитей судьбы.
Наталья Мелёхина,
журналист, прозаик, критик