В пропавших порохом строках – дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу. Война никого не щадила. Жестоко она обошлась и с этой семьей. Когда началась война, Римме Николаевне Шороховой из деревни Юрово было всего 4 года. Отец ушел на фронт в первые месяцы кровопролитных боев, а мать осталась одна с четырьмя дочками на руках, младшей из них было несколько месяцев. Война тогда разлучила миллионы семей. Вся надежда была на почту, которая помогала держать связь с родными в тылу и на фронте. Долгих четыре года отец Риммы Николаевны – Николай Дмитриевич Цветков писал семье письма, в которых бесхитростным языком рассказывал о том, что сильнее всего волновало. Последний фронтовой треугольник отца был написан 13 марта 1945 года. Читать написанные наспех строки Римме Николаевне тяжело, комок застревает в горле, а на глазах появляются слезы.
"Писал 13 марта. Добрый день, милая моя семья. Крепко я вас всех целую. Это ваш милый папа Коля. Галя, возможно я пишу последнее письмо. Я пошел в бой. Вернусь живой, еще напишу. Но это письмо читайте и берегите, не теряйте и папу Колю всегда вспоминайте. Галя, передай привет всем нашим родным. Галя, главное береги свое здоровье, подрасти дочек. До свидания, милая моя жена Галя и миленькие мои дочки. Галя, поцелуй всех дочек за меня и скажи, что это велел поцеловать их папа. Крепко всех целую. Ваш папа Коля".
Старая бумага упорно заворачивается по сгибам, сделанным более 70 лет назад. Чернильный карандаш со временем выцвел, но чувства воина, прошедшего весь ужас военных лет, хранятся на маленьком листе бумаги и по сей день…
Николай Дмитриевич не услышал залпов победного салюта, не встретился с женой, не увидел, как растут его дочки. Он без вести пропал в боях на подступах к Берлину.
Римма Николаевна наказ отца выполнила, прощальное фронтовое письмо хранится вот уже 71 год, его читают внуки и правнуки русского воина. А недавно женщина приняла решение передать письмо в музей Юровской школы.
- Нас осталось четверо у мамы, – вспоминает свое детство Римма Николаевна. - Когда в 1941 году отец ушел на фронт, младшей дочери было несколько месяцев, мне 4 года, а самой старшей – 14 лет. Приходилось выживать. Мать работала на дворе, а мы выполняли все работы по хозяйству и смотрели за крошечной сестрой. В колхозе работали за трудодни, основное зерно отправляли на фронт, а отходы - костери - отдавали населению. Мать держала корову, но молоко нужно было сдавать на завод, нам возвращали пахту и обрат. Мама пекла хлеб из костери и давала нам по кусочку. Хлеб делили на несколько частей – на вечер и утро. Жили мы дружно и старались поддерживать друг друга. Тяжело было всем.
Спустя годы, женщина отчетливо помнит, как закончилась война:
- Я ходила во второй класс. Нас со школы отпустили, сказали, что война закончилась. Мы бежали по улице и кричали: «Война закончилась! Войне конец!». В деревне звучал колокол, и все кругом кричали эти долгожданные слова: "Войне конец!". В здании старой деревянной школы собрались люди. Все плакали. Для одних это были слезы радости, для других слезы печали и горечи утрат.
После войны семья начала поиски отца. На многочисленные запросы пришел документ, в котором говорилось, что Николай Дмитриевич Цветков без вести пропал в боях под Берлином.
Времена Великой Отечественной войны ушли в историю. Все меньше и меньше сегодня людей, которые помнят эти страшные годы. Но эхо войны не утихает. На полях сражений встречаются неразорванные снаряды, а в семейных архивах хранятся военные письма-треугольники и открытки, как память о героизме наших отцов и дедов.