Познакомились родители (Полина Романовна и Николай Васильевич) на фронте. Мама служила радисткой в батальоне аэродромного обслуживания в авиационном полку, а папа был командиром роты. Служили они в одном полку, который участвовал в штурме Кенигсберга, и были награждены медалями за взятие этого города. В 1945 году Кенигсберг был главным городом Восточной Пруссии и являлся мощным узлом фашисткой обороны. Для того чтобы им овладеть, вой-скам 3-го Белорусского фронта пришлось неоднократно штурмовать город, применяя и артиллерийские удары, и танки, и самоходные орудия, и авиацию, и штурмовые отряды. В результате этих боев 9 апреля 1945 года в городе было водружено Знамя Победы, и гарнизон капитулировал. Кенигсберг был в руинах, разбитым оказался и зоопарк, т. к. командование вермахта использовало его постройки в качестве оборонительных сооружений. Большая часть животных погибла. В живых остались только ослик, барсук, лань и раненый бегемот, который лежал в канаве и не мог двигаться. По словам мамы, слух об этом разлетелся очень быстро среди солдат. Девчонки-радистки, с разрешения старшины, бегали смотреть на бегемота. Для нее, девчушки из сибирской глубинки, это было потрясением. Живой бегемот, которого можно потрогать! А на обратном пути, на подоконнике абсолютно разрушенного дома мама заметила чудом уцелевший кофейник и взяла его себе. Потом в семье, шутя, его стали называть маминым военным трофеем. По своему прямому назначению кофейник никогда не использовался. Когда я была маленькой, мама ставила в него цветы. Когда мы с сестрой учились в школе и институте, кофейник служил нам карандашницей. Потом долгие годы он жил в укромном месте (в доме родителей, в буфете), пока в один из моих приездов мама не предложила мне забрать его в мою семью. Со мной кофейник много поездил за годы службы. В один из переездов у него была разбита крышечка. Сейчас он живет в кухне на специально изготовленной моим мужем полочке. Рядом с ним поселилась любимая чашка моей покойной мамы и плакетка «Моя Украина». Кофейник за это время постарел, на нем появились трещинки, но он всегда будет напоминать о моих родителях, их фронтовой молодости, о детстве…
Семейной реликвией могут быть не только вещи, но и наши воспоминания…
…Мне три года. Мы живем в Херсоне, папа военный. Вечером собираемся в папину часть смотреть кино. Помню молодую, красивую и нарядную маму и экран из белых простыней, натянутый прямо на спортплощадке по волейбольной сетке. Помню: фильм назывался «Свинарка и пастух». Я, конечно, уснула под стрекотание киноаппарата. А потом помню, что папа несет меня на руках, и я никак не могу устроиться у него на плече, т.к. из погона выбилась золотистая ниточка и колет мне щечку, нежно пахнет сиренью, громко квакают лягушки. В это время мы жили на квартире в частном доме на берегу Днепра. Был месяц май.
…Мне 5 лет. Живем в Симферополе. Тоже в частном секторе. Весна. Я выхожу за калитку и вижу море алых маков! Восторг. Изумление.
Лето. Пряно пахнут цветущие олеандры – белые, розовые, алые. Вечер. Жду у калитки со службы папу. Увидела. Бегу навстречу. Нет, не бегу, а лечу, кажусь себе легким перышком! Папа подхватывает меня на руки, целует и подбрасывает вверх. Я визжу от восторга. Счастье…
…Мне 12 лет. Живем в Николаеве в военном городке. Папа берет меня с собой на рыбалку в Днепровские плавни. Там, в селе со смешным названием Козий Мыс, находится охотничье хозяйство Одесского военного округа. Лето. Жара. Безветрие. Я сижу на корме лодки. В руках охапка белых лилий, которые (я теперь знаю) называются нимфеи. Эти лилии среди жары пахнут первым снегом и легким морозцем. Я сижу разморённая и лениво думаю: «Как хорошо, что впереди еще много дней каникул, а потом школа, занятия балетом, надоевшая «художка» (художественная гимнастика). А пока хорошо! Лето!» А впереди у меня целая жизнь: учеба в институте, рождение детей, внуков, правнука…
Все эти и многие другие воспоминания я рассказывала своим детям. Теперь - внукам. Когда у меня гостит моя младшая внучка Юля, и мы, закончив дневные дела, ложимся поболтать, она просит рассказать что-нибудь. И я рассказываю ей, кем был ее прадед, кем были мои дедушки, истории из жизни и моего детства. Рассказываю фронтовые воспоминания моих родителей. Один из эпизодов, о котором я знаю из рассказов папы, Юля записала для Календаря Победы.
Мои родители похоронены на Украине. Украина - моя боль и слезы. Я люблю добрую, щедрую и певучую Украину. Там прошли мои детство и юность. Там живут мои родные и друзья. Но то, то происходит там сейчас, находится за гранью понимания здравомыслящего человека. В связи с этими событиями моя младшая дочь в прошлом году зарегистрировала моих родителей в составе Бессмертного полка в Вологде и приняла участие в его шествии. В этом году планируем пойти всей семьей: я, муж, младшая дочь с мужем, внук, две внучки - одна из них приедет из Санкт-Петербурга. Это наша память, это наша семейная реликвия. Это то малое, что мы можем сделать для наших родных и всех фронтовиков, победивших в Великой Отечественной войне.
Ольга Николаевна ЕЛИСЕЕВА,
д. Дворец, МО Ростиловское