Афиша

афиша

Туризм

туризм
туризм_музей

архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       

Храмы

Расписание богослужений

погода

Внимание! Новая группа!
Главная Кроме того "Угленцево: затерянные в снегах"
Просмотров: 1691, комментариев: 0

"Угленцево: затерянные в снегах"

Материал  вномере от 17.12.2016
 
Коротаем век в родной деревне
 
Заглянув в первый же дом, попадаем в гости к Александре Николаевне Кабановой. Узнав, что я из газеты, хозяйка ставит самовар и охотно рассказывает о своей жизни. Родилась она в 1940 году в соседней деревне Ефаново, от которой теперь одно воспоминание осталось, в 1963 году вышла замуж в Угленцево, с тех пор тут и живет. Муж рано умер, четверых детей пришлось поднимать одной.
- Тяжело было. Работала дояркой на ферме и на полеводстве подрабатывала, чтобы детей прокормить и на коров сена заработать, - вспоминает женщина. - Дома двух коров держали, телят, поросят, овец. Сейчас только курицы остались да кошки. Деревня раньше большая была, с километр длиной, народу много. Фермы стояли, телятник, конюшни, поля все пахались. Это сейчас работы нет, все заросло, кто мог – разъехались. А мы уж тут век коротаем. Дети по выходным приезжают, продукты привозят, воды нанашивают, соцработник помогает. Людмила Александровна два раза в неделю приходит – золотой человек. Мне молоко носит от своей коровы, квитанции оплачивает, газету приносит. «Сельскую правду» я всегда выписываю.
Александра Николаевна рассказала, что в ее детстве Новый год почти не отмечали – нечем было. А потом, когда уже ее дети росли – праздновали. Елку приносили высокую, до потолка, наряжали, на стол салаты готовили, селедку под шубой, пироги обязательно, конфет покупали и яблок - мандаринов тогда еще не было. 
- Один сын у меня в Жернокове живет, остальные трое в Вологде. Восемь внуков. Раньше на Новый год все ко мне съезжались. Сейчас больше у себя по домам отмечают. Может, и елку не буду ставить, только веточек наломаю для аромата. В конце декабря зовут в Вологду на концерт – внучка танцами занимается, будет выступать. Наверное, соберусь.
 
О жизни района узнает
из прессы
 
Распрощавшись с гостеприимной хозяйкой, иду дальше. В доме напротив живет Николай Константинович Романов. У него как раз гостила дочь Галина, хлопотала по хозяйству. Хозяин сидел приодетый в просторной комнате и читал газеты. Оказалось, что слышит он плохо, но видит отменно, поэтому еще и дочери зачитывает интересные моменты. Районку выписывает всю жизнь. Будучи помоложе, выполнял роль старосты в деревне, держал руку на пульсе жизни района и до сих пор всем интересуется.
Николай Константинович родился в большой семье (семеро детей!) и всю жизнь – 78 лет - прожил в Угленцеве. Женился, с женой прожил 40 лет. Вместе построили дом, вырастили пятерых дочерей, из них пара близнецов и пара двойняшек.
- Одна из двойняшек, правда, умерла пять лет назад, а мамы уже 17 лет как нет, - включается в беседу Галина. - У нашего папы шесть внуков, две внучки, три правнучки и один правнук. Я вот с января на пенсию выхожу по выслуге лет и сюда перееду. Папа 44 года «шоферил» - работал на тракторе, комбайне. Все эти годы без мамы он все еще держал овец. В мае этого года папа тяжело заболел, овец пришлось убрать, куры остались да четыре кошки. Маме трудно в жизни пришлось. Работала на ферме, рано заболела, хозяйство все на нас было. Ведь пять студентов-школьников одновременно учились. Сейчас это кажется нереальным. Пироги каждый день пекла, чтобы нам с собой дать.
- Деревня большая была, 40 человек детей в школу ходили, - рассказывает Николай Константинович. - Более сотни коров в общем количестве по дворам насчитывалось. 23 директора колхоза сменилось за мою жизнь. Вот и докатились, - сетует Николай Константинович. - Сейчас шесть пенсионеров осталось. Меня в дом ветеранов звали жить. Я отказался. Засмеют люди-то. Четыре дочери, а я куда-то поеду? Нет, в своем доме лучше.
- Как к Новому году готовитесь? – интересуюсь.
- Раньше-то при маме мы раз в год дом полностью мыли, - вспоминает Галина. - Выносили мебель и натирали бревенчатые стены мыльным раствором, терли щетками, потом чистой водой. Дом начинал блестеть. Давно уж так не «генералили». Папа не дает. На Новый год всегда елку ставим. Без нее как-то и не празднично. Кто из родных поближе живет, сюда всегда приезжали отмечать. До двадцати человек собиралось. Стол накрываем - холодец варим, пироги печем, оливье обязательно делаем, самовар ставим. Но долго не засиживаемся.
 
Детьми и внуками богата
 
В доме на другом краю деревни живет Валентина Михайловна Малышева.
- Поговорить? Это всегда пожалуйста! - восклицает она, узнав зачем я пришла. – Газету читаю с удовольствием. Муж Николай раньше «Красный Север» любил, а я «Сельскую правду». Интереснее читать про тех, кого знаешь. В деревне с рождения живу, а родилась я 31 декабря 1934 года. Тут и замуж вышла, как тогда говорили, «самокруткой» - без сватовства, значит. Пятерых детей вырастили (сын вон в доме напротив живет, одна дочь в Грязовце, трое в Вологде). Я на ферме работала, муж комбайнером, трактористом, электриком был, гармонистом знатным. Пятьдесят домов в деревне помню. Семьи большие были: у некоторых по девять ребятишек. Коров, овец, свиней все держали. Мясо, молоко, сливки, творог - все свое было. Теперь магазинное-то и невкусно...
У Валентины Михайловны девять внуков, шесть правнуков. Дети работящими выросли.
- С малых лет по хозяйству помогали. В третьем классе могли корову подоить. А в своем детстве помню, как до Грязовца пешком ходили – 25 километров, босиком, да по бездорожью. Туда молоко несем, обратно хлеб.
Рассказала женщина, как весело в былые времена праздники гуляли – Ильин день, Спасов день, Покров.
- Покров по неделе гуляли. Народу собиралось! Из соседних деревень приходили. Столы в домах накрывали, а плясали на улице. Везде гармошки играли. По 12 пирогов пекли, по три корчаги пива выставляли.
 
С котами веселее
 
Сфотографировав хозяйку с ее любимым котом, отправляюсь к Василию Николаевичу Туркину. Он тоже является коренным жителем деревни, всю жизнь проработал в колхозе. Из-за сгоревших в конторе документов получает мизерную пенсию. У них с женой был сын и две дочери. Сын погиб в 1998 году, через полтора года, не выдержав горя, умерла жена. Дочери живут в Вологде (одна медик, другая учитель), по мере возможности приезжают, помогают по хозяйству. В остальное время выручает социальный работник – воды принести, продуктов. Несмотря на слабое здоровье, Василий Николаевич до последнего времени держал овец. И сейчас ещё овечка осталась.
- Три кошки у меня. Зимой-то время долго тянется, вот на них и любуюсь. Телевизор смотреть глаза устают, в гости ходить ноги болят. Газеты вот с лупой изучаю, овцу накормлю, дрова в корыте привезу, печь протоплю, поесть приготовлю. Так и день проходит. Летом в огороде дела всегда найдутся, а зимой скучно. На Новый год дочери с семьями приедут, елку я заранее поставлю, украшу. Без елочки нельзя. А из салатов селедку под шубой люблю.
Черный красавец кот Цыган фотографироваться не захотел, а Василий Николаевич не отказался.
Если бы время позволяло, каждый из этих людей на повесть мог бы нарассказывать о прожитой нелегкой жизни. Но мы спешим, хоть и уезжать приходится с грустью в душе. Живите дольше, будьте здоровы и с наступающим вас Новым годом, дорогие сельчане! 
 
Наталья НОСОВА




Анонс номера

Реклама

Работа
ПФР
ФСКН
ФНС