Афиша

афиша

Туризм

туризм
туризм_музей

архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       

Храмы

Расписание богослужений

погода

Внимание! Новая группа!
Главная Кроме того "В деревне виднее природа и люди"
Просмотров: 1704, комментариев: 0

"В деревне виднее природа и люди"

Материал в номере от 30.01.2016

«Как только наши свадебные сани въехали в деревню, нам опять дорогу перегородили. Вышел Глебко Крутов и говорит: «Выкуп платите или лошадь развернем с женихом и отправим на конюшню». А я не из робкого десятка была, отвечаю: «Ничего не дам!». Тогда лошадь развернули, жениха коня распрягать отправили, а мне подвезли маленькие саночки! Я села! И покатили меня! У дома жениха меня уже ждали с рисом, а тут невеста вместо саней на санках и подкатывает! Смеялись до упаду!», - вспоминает день своей свадьбы, который пал на 31 января 1957 года, Капитолина Ивановна Седова, жительница деревни Савкино, куда мы решили заглянуть на этот раз.

Преданья старины глубокой…

Капитолине Ивановне 79 лет. Живет она в своем доме, построенном в 1969 году ее мастеровитым мужем, Николаем Александровичем. Нет в нем особых благ цивилизации (за исключением балонного газа, телевизора и холодильника) и современной мебели…Посреди избы возвышается русская печь, на кожухе которой примостилась симпатичная кошечка. Чисто, просто и уютно. Кажется, что жизнь в этом доме когда-то замерла и сейчас течет тихо и неторопливо. На пороге - седая старость, за плечами - мудрость и богатство. Только не материальное. Где ж его было накопить, когда в колхозе сначала работали за трудодни, потом – за копейки. Сильна эта женщина духовным богатством, своими 5 детьми, 10 внуками и 13 правнуками.  Разговор плавно перетёк в воспоминания. Глаза Капитолины Ивановны как будто говорили: «Сейчас жизнь размеренная, а вот раньше не давала она передышки».

Замечу, что намеренно оставляю без изменения речь Капитолины Ивановны. Послушаешь ее: ручеек журчит. Словно привет от предков наших.

«Вся жизнь моя в работе, в животноводстве. Все вручную. Начала работать-то я в 8 лет. Годы послевоенные, куда денешься, потому стаж большой. Пять лет на пенсии еще работала, прибиралась в клубе, - повела неторопливый рассказ женщина. - Родила пятерых, одного уже нет в живых». То, что услышала я дальше, было до боли знакомо: точь-в-точь судьба моей бабушки.

«Хоть пятеро у меня, в декрете ни разу не была, - качает головой Капитолина Ивановна. - Пока свекровь работала, я детей носила в соседний дом к слепой бабуле. Они с дедом водились с 12 малышами. Утром пирогов напеку, тарку молока налью, бидон каши наварю и туда, чтобы деток кормили. Даже с грудными Галина Федоровна Евстигнеева и ее муж Андрей водились. Бабуля намоет грудничков, они и спят целый день, а нам ночью потом и дают дрозда. За всю жизнь я два отпуска всего гуляла. Первый брала, когда дети корью болели, второй - по здоровью ездила в санаторий. Дело было после войны… вот на нас и ездили, как могли. Чтобы раньше свекровь на пенсию вывести, с меня два года стажа сняли (договорился бригадир), а ей поставили, вот и помогала мне с детьми. А меня от 11-дневного ребенка дояркой поставили. Помню, как свекровь мне носила ребенка, чтобы я его грудью кормила».

- Это Вы в молодости? – спрашиваю я, указывая на фото на стене.  «Да, это мы с мужем, перед свадьбой за два дня. Сфотографировались, когда ходили в город за продуктами. Свадьба была у нас 31 января, аккурат в Афанасьев день - престольный праздник этой деревни. А выдавала меня матушка замуж по старому русскому обычаю. 15 января сваты к нам  приходили, а в день свадьбы за мной жених на саночках крашеных приехал. Конь Султан у него был, кавалер мой сам его обучал. Из дома провожали меня две деревни. Брат стрелял из ружья. Так было заведено. Сундук с моим приданым ехал за нами в других санях. Все приданое шила сама: крючком вязала к полотенцам концы, накидушку на подушку, покрывало. А у милого моего ничего не было: они как раз перед войной выгорели. Отгуляли мы веселую свадебку! А вот спать отправили нас на мороз, в горницу! А мороз стоял в тот день трескучий, 40 градусов! Такой закон был молодых. Спали под двумя одеялами, тулупом, а я еще в пуховой кофте и пуховом платке. На другой день к нам пришел Вьюшин. Кринку большую разбил со словами: «Чего делал жених: лед ломал или грязь топтал?» Вышла замуж я в 20 годов, а все равно стыдно было после ночи в избу заходить!».

Зашла речь о деревенских гуляньях. Капитолина Ивановна об этой беззаботной поре помнит все, словно вчера было: «С 7 вечера и до 2 ночи два раза в неделю собиралась мы на посиденки (прим. автора – посиделки). Посиденки были взрослые и детские, для подростков. Для них нанимали большой дом. Хозяевам платили за это. Как дело к двум ночи шло, сидели и посматривали мы на хозяина дома, а он - на часы. Как два часа - так забираем одёжу и бежать! Всю ночь плясали да играли, а высыпались! Приду в третьем часу, а в четыре на дойку идти! Игры у нас на посиденках были две: Советская и Николаевская. Если девчата робят выбирают, то Советской звалась. Мы все убежим на маленькую посиденку: стыдно робят разбирать. А вдруг подойдешь, а парень откажет. Николаевская - это ребята девок разбирают. Если вперед Николаевскую выгонят, то смело к парню идишь, т. к. он тебя уже выбрал. А когда мы убегали, потом нас робята в снегу обязательно выкатывали. Вот так мы гуляли. Когда молодежь нашего возраста переженилась, не стало посиденок. На улице молодежь гуляла. Гармонисты у нас были в почете. Пойдем, бывало, на посиденку, аж с четырьмя гармошками. Весело! У меня ухажеров много было. На посиденках перед свадьбой четверо выбрали. Бабы смеялись: «С которым пойдешь?». Мы с моим Николаем 5 месяцев встречались. Приехал он из Панфилова работать к нам комбайнером. Заприметил меня, изо дня в день ходил. Ухаживал хорошо. Этой осенью, видно, сразу и задумал жениться. И дров мне привез, и картошку между работой выкопал. Очень услужливый был. Любил дарить цветы. И внуков всегда заставлял мне дарить полевые цветы. Его нет 20 лет уже. Очень хороший был. 39 лет мы с ним прожили. Худого слова не слыхала никогда от него. Николай Александрович у меня трудолюбивый был. Два дома построил: нам и матери. Работал всю жизнь трактористом. Был в почете. Самый первый из колхозников получил (дважды) орден Красного знамени. Даже телевидение приезжало, снимали как передовика».

- Капитолина Ивановна, а деревня раньше большая была?

- Я когда вышла замуж, здесь домов 38 было. Деревня была очень гостеприимная. От старых жителей слышала я такую историю. Это еще когда помещики были. Забрался в лесу на елку крестьянин, а барин его ищет. «Откликнись», - говорит. А мужик барину в ответ: «Портки с тебя съехали». Вот барин-то, говорили, и обиделся. Проклял то место, откуда мужик этот был. А был он из Савкино. Вот и стали деревню звать проклятой».

Признаюсь, расставаться с собеседницей не хотелось. Уж очень интересная она рассказчица. Судьба этой женщины еще раз доказывает, что вот на таких простых тружениках держалась и до сих пор держится деревня. Низкий им поклон. Особенно в этой истории стоит почтить память супругов Евстигнеевых, о которых шла речь. Выручали они работающих матерей, организуя у себя подобие детского сада.

Традиционное фото на память. Этот момент тоже надолго останется в памяти. Капитолина Ивановна, разглядывая свой снимок на моем фотоаппарате, в очередной раз пошутила: «Ой, как хорошо гляжусь! Не зря переоделась! Вот и будет подарок мне на юбилей. Он у меня в июне. Приезжайте в гости!».

«Живем дружно»

К Капитолине Ивановне мы заглянули в гости с соседкой, Ангелиной Константиновной Смолиной, которая любезно согласилась быть проводником по своей деревеньке.

- Зимой у нас пять домов всего, а летом дачники приезжают. А так, видите, деревня немаленькая. Я здесь живу с 1978 года. Так же, как соседка, в животноводстве, полеводстве работала. Трое было детей у меня, одного уже нет. Жили мы всегда трудно, от зарплаты до зарплаты. Вся жизнь прошла в труде. Уйдешь в 7 утра, придешь в 10. Помню, как мама мне однажды сказала (она мне с детьми помогала): «Ты зачем домой ходишь?». А как иначе было?

- Ангелина Константиновна, а районную газету в деревне читают?

- Нет. Некому теперь газеты носить: почтальон с Юрова ходит раз в месяц, поэтому газету не читаем. Автолавка к нам ездит исправно. Из Скородумки - Виктор Васильевич Ильинский. Товар всегда хороший, свежий. Так что не жалуемся. Конечно, хочется нам, чтобы деревню газифицировали. Мы ведь проработали всю жизнь в колхозе.

Посетовали савкинцы и на проблемы с колодцами. Говорят, воду из них пить нельзя. Единственный источник воды – колонка посреди деревни.

По протоптанной стежке пробираемся к дому Ангелины Константиновны.

- Вон и банька у нас топится!- показывает она за палисадник. В бане застаем супруга, Юрия Александровича. За процессом топки наблюдают два кота: греются у печки. Работает приемник. Знакомимся. Юрий Александрович немногословен. «Он у меня скромный, - спешит пояснить жена. - Бывает, приедут на поле его фотографировать (тоже в передовиках ходил), а он скроется. Юрий Александрович кивает головой: «Бывало…». Да, местные поля изъезжены им за 35 лет вдоль и поперек. Трудился на славу. Не привыкли в деревне по-другому. Вот и сейчас не сидит на месте. Из бани отправился снег чистить.

- А где вы познакомились? – пытаю Ангелину Константиновну.

- А ходили в клуб в Криводино, там и познакомились. Два года дружили. Свадьбы никакой не было: одна я была у мамы. Прожили душа в душу. Золотую свадьбу уже справили.

- А это кто у вас по–соседству живет?

- Это вологодские дачники. Второй год на зиму остаются. Как понравилось!

Заходим в гости к Коржевым. От недавно протопленной печи пышет теплом. Хозяева - Ольга Ивановна и Василий Алексеевич - встречают радушно. Ощущение такое, что мы век знакомы. Вспомнились строчки из стихотворения нашего земляка Николая Рубцова: «В деревне виднее природа и люди».

Коржевы поясняют, что дом достался им в наследство от матери Ольги Ивановны, Веры Васильевны Кустовой.

- Вот выйдете на пенсию и тоже убежите ото всех, - предупреждает Василий Алексеевич.

- Нам здесь очень нравится. Муж - рыбак, - рассказывает Ольга Ивановна.-  Летом «рыбачит» на огороде. На каникулах внук старший с нами живет. В город ездим редко: закупимся продуктами и обратно. Живем дружно, в гости друг к другу ходим. Собираемся летом на улице, сидим по 8 часов. Все песни перепоем. Бабушки на лето все хорошие приезжают: Александра Михайловна, Антонина Васильевна, Нина Александровна. В своем доме жить, значит двигаться. А движение - жизнь. Снег раскидываем, баню топим два раза в неделю.

- Рыбы много ловите?- спрашиваю у хозяина.

- Минимум 15 щук в день. Езжу на Никольское озеро, ловлю на живца. Покупаю в Вологде сорожку.

- А что готовите из щуки?

- Я сначала лук обжариваю, потом на него кусочки рыбы выкладываю. Масло сливочное и водичку добавляю. Ставлю на газ под крышку. Получается вкусно, - делится рецептом хозяйка.

- У вас на заборе флаг висит…

- Да, каждый год у нас такой. Вот уже два флага на лето новеньких заготовили. Мы - патриоты.

Прощаясь с четой Коржевых, спрашиваю, не держат ли они скот.

- Нет. У нас вот бычок стоит, - смеется Ольга Ивановна, показывая на снегоход.

Сейчас у многих такие бычки в деревнях. Скотины теперь днем с огнем не сыщешь. Реалии современной сельской жизни.

Что ж, встреча с сельчанами получилась, как всегда, замечательная. Хочется поблагодарить нашего внештатного фотографа Сергея Николаевича Молчанова. Именно он подсказал нам этот адрес.

А народные приметы, связанные с Афанасьевым днем, гласят: если день вьюжный, то ранней весне не бывать, если же погода выдалась ясной, то можно ожидать, что весна наступит рано. Еще есть примета о том, что стаи ворон, кружащие по небу в этот день, предвещают большой мороз.

С деревней знакомилась
Екатерина Щучкина.





Анонс номера

Реклама

Работа
ПФР
ФСКН
ФНС