Вот уже год уверенно держит руль нашего служебного авто незаменимый Александр Николаевич Лебедев. Ездить с ним – одно удовольствие! В кабине всегда тепло и уютно, а для наших сотрудниц всегда имеется изрядный запас конфеток. Да и скучать нам не приходится: заслушиваемся байками Александра Николаевича и мотаем себе на ус увлекательные истории или присматриваем героя очередного материала по подсказке водителя. Скажем по секрету: нам иногда кажется, что он знает всех. И неудивительно, что в редакции появилось желание рассказать об Александре Николаевиче на страницах «Сельской правды».
Большую часть времени наш водитель проводит в служебном гараже, ожидая очередной поездки. Там и удалось нам с ним спокойно пообщаться: ведь, как правило, в командировках нас сопровождает шум двигателя, изрядно мешающий полноценному разговору.
Разместившись на уютном диванчике, начинаем неторопливую беседу. К слову сказать, Александр Николаевич отличается скромностью и рассказывать о себе не очень-то любит. И для нас каждое его слово было на вес золота.
Свою трудовую деятельность наш шофер начинал в Грязовецком ГОРПО больше 30 лет назад. Это потом уже была работа в Грязовецрайгазе, БУК «Межпоселенческая центральная библиотека»… Как сейчас помнит свой первый рейс: «Я только пришел с курсов автовождения, и мне сказали: «Поедешь в Вологду за товаром!» Посмотрел машину, посадил товароведа и поехал. Доехал до первого светофора и сразу попал под знак, запрещающий проезд грузовому транспорту. И все – сотрудник ГАИ поставил «прокол» в правах». Смею напомнить, раньше за нарушение ПДД делали «проколы» в удостоверениях на вождение автотранспорта, если водитель получал их три штуки, то автоматически шел на пересдачу. С нарушителями было строго в те времена…
Так случилось в жизни Александра Николаевича, что приходилось крутить «баранку» не только нашей «Нивы», но и других авто, например, автобуса, самосвала, «Колхиды» (тягача с прицепом, что-то вроде КАМАЗа). Техника, как правило, выдавалась старенькая, и весь необходимый ремонт ложился на плечи водителя. Да и дороги, вернее их отсутствие, заставляли понервничать... Ведь времени, чтобы совершить нужный рейс, требовалось значительно больше, чем сейчас. «Я по таким дорогам ездил: вспоминать страшно! Был случай: в мае из дома уехал в тапочках получать машину в Никольск, а вернулся в декабре. Раньше дорог не было, да и машины приходилось получать с платформы. Пароходы, перевозившие авто, не доходили до Никольска по реке Юг и свой груз раскидывали по берегам. Вот мы и забирали с берегов, а потом развозили до места назначения по 5-6 машин за раз. Непросто, но все равно надо было работать», - вспоминает Александр Николаевич. А помимо всего прочего, на дороге случаются и разного рода экстренные ситуации, аварии, поломки, но наш водитель говорит, что нервничать и переживать не стоит, ведь жизнь нам дана не для этого. Может, поэтому чаще всего мы возвращаемся из поездки в хорошем настроении.
Имея за плечами богатый опыт вождения, Александр Николаевич с легкостью может оценить не только качество дорог, но и стиль современного вождения. По его словам, он значительно изменился: стали ездить агрессивней и много «лихачить». Но самое неприятное в том, что культура поведения на дорогах практически исчезла. «Например, едешь и видишь, как водители ругаются: читаешь по губам. В Вологде не так заметно, а в Грязовце сей факт налицо. Или едешь в пределах допустимой скорости, а кого-то это не устраивает: обгонят, да еще и притормозят резко перед тобой. А ведь так и до аварии недалеко. Раньше такого не было, хотя и дороги хуже были», - сетует Александр Николаевич. Конечно, мы не могли не спросить и об его отношении к женщинам за рулем. На что он ответил, что к женщинам-водителям относится нормально, лишь бы ездили спокойно и соблюдали правила.
Под конец разговора наш собеседник поведал, какими качествами должен обладать шофер. Оказывается, человек за рулем должен быть, прежде всего, выдержанным. Позже он пояснил, что владелец авто должен предусмотреть всё и заочно предотвратить возможные неприятности на дорогах: никогда не знаешь, что может произойти в следующую секунду. А мы, в свою очередь, ни капли не сомневаемся в том, что Александр Николаевич – ответственный, и как он говорит, выдержанный водитель, с которым «море по колено» и беда не беда.
О. Харчевникова