Материал в номере от 25.07.2015.
Возвращаясь с очередного редакционного задания, мы с водителем Александром Николаевичем раздумывали над тем, в какую бы деревню комьянской земли «заскочить», чтобы добыть материал для уже полюбившейся многим жителям нашего района рубрики. Времени было в обрез, а так хотелось услышать какую-то занимательную историю, повстречать интересных людей. «Может, в Малое Денисьево махнем? - поинтересовался мой неизменный попутчик в дальних поездках. – Деревня хорошая, приветная». Кто же откажется посетить место, которое столь лестно отрекомендовали?
Вот мы уже мчимся по ровной дороге. По левую руку от нас - прекрасные ячменные поля. Красота! Вскоре «Нива» добирается до пункта назначения, я покидаю салон и вдыхаю полной грудью такой чистый воздух, что голова идет кругом. У калитки ближайшего дома стоит женщина и доброжелательно мне улыбается. Узнав, кто мы и откуда, сообщает, что «Сельскую правду» выписывает исправно и за жизнью района следит. Незаметно ветеран войны 84-летняя Нина Александровна Горшкова становится персональным гидом корреспондента по населенному пункту.
Деревня, по словам моей собеседницы, «стародавняя». Об этом ей в свое время поведала свекровь, с которой она жила очень дружно. Сельчанка рассказывает о том, что вышла замуж в 1955 году, переехав сюда из Бушуихи, и с тех пор Малое Денисьево стало ее судьбой, а деревянный дом с резными наличниками на окнах, которому больше ста лет – смыслом существования. Ну не выдерживает благоустроенное жилье «на центральной усадьбе» конкуренции с милым, привычным сердцу подсобным хозяйством – и все тут! Раньше, конечно, держала корову, поросят, куриц. Порой в два часа ночи вставала, чтобы накосить травы для буренки. Сейчас сил и здоровья все меньше, однако огородные дела не заброшены. Сколько ни упрашивают ее дочка и внучки бросить тяжелый труд, женщина стоит на своем: «Пока работаю – живу». До сих пор Нина Александровна самостоятельно закатывает на зиму банки с заготовками: и салаты делает, и огурцы солит. Да еще сколько! Излишками она делится с теми, кто в этом больше нуждается. А цветы? Каких только представителей флоры она не высаживает! Всех сортов и разновидностей не счесть. Занимается жительница деревни и разведением лекарственных растений – мята, мелисса, золотой корень, календула. Долгими зимними вечерами она попивает ароматный и полезный чаек да ждет наступления весны.
Домоседкой Нина Александровна стала сравнительно недавно. Много лет проработала в сельсовете, после выхода на пенсию устроилась агентом по добровольному страхованию, позже – ухаживала за «бабулечками» по линии соцпомощи: мыла, стирала, продукты носила. Все время «при движении» была. Обладая активной жизненной позицией, около 10 лет возглавляла местную первичную ветеранскую организацию. Трудовых регалий у нее полным-полно, включая медали «За преобразование Нечерноземья РСФСР» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». А уж про почетные грамоты и говорить нечего!.. Оказывается, есть в арсенале женщины и награды от редакции газеты. «Внештатным корреспондентом работала, заметочки писала», - говорит Нина Александровна. Всегда была близка ей и художественная самодеятельность. «Я - плясунья деревенская, - смеется она. - Сейчас ноги уже так не поднимаются, а раньше, бывало, как пойду дробить! В деревне сказывали – «на четыре каблучка». Очень много частушек знаю». И тут же бойко выдает:
«Я девчонка боевая, правда, боеватая.
Вся семейка боевая, я не виноватая!».
«В деревне у нас чисто, тихо и спокойно, - делится со мной Нина Александровна. – Очень красиво. У каждого дома – все в цветах, за забором – аккуратно выкошено. В других деревнях, я видала - не пройдешь, не пролезешь. Здесь не так».
Сейчас в небольшой деревеньке живет около 20 человек. Почти все – дачники, некоторые из них возвели новые дома. В Малом Денисьево сельчане дружат друг с другом, даже веселятся одним миром. Мы приехали в деревню 8 июля и узнали, что на следующий день в два часа местные жители соберутся за общим столом, чтобы отметить праздник Тихвинской иконы Божией Матери. Каждый принесет любимое блюдо: холодец, тушеный картофель, пироги и будет потчевать соседей. Зазвучат застольные песни, потечет неспешная беседа. Поистине удивительно, что в этом уголке муниципального образования Комьянское здравствует старинная традиция, принадлежащая вепсам (малочисленное финно-угорское население родом из Карелии, Вологодской и Ленинградской области), отмечать всей деревней «свой» православный праздник. Раньше так и было: где-то широко справляли Яблочный Спас, где-то – праздник иконы Казанской Божьей Матери.
Покидали деревню с каким-то необыкновенным чувством духовной наполненности. Все здесь ладно, все заслуживает уважения – по-другому и не скажешь. И еще почему-то на память сразу пришли строчки из песни, прозвучавшей в замечательном черно-белом фильме «Дело было в Пенькове» с Вячеславом Тихоновым в главной роли:
«Но не бойся, тебя не обидим мы,
Не пугайся земляк земляка.
Здесь держать можно двери открытыми,
Что надежней любого замка».
Ю. Корешкова
В разговоре с нами Нина Александровна Горшкова поделилась воспоминаниями о Чагринской кедровой роще, расположенной неподалеку от деревни Малое Денисьево.
Напомним, ботанический памятник природы областного значения, согласно разным источникам, был заложен не то в 1900 – 1901 гг., не то в 1902 году крестьянами помещика Петрова близ деревни Шепяково. Саженцы кедра, около 300 штук, привезли из Сибири. Кроме кедра, в роще высадили и другие деревья: ель европейскую, сосну сибирскую, березу, а по периметру – липу. В детские годы Нина Александровна вместе с сестрами каждое лето бегала туда, чтобы любоваться на густую зелень и вдыхать непередаваемый, вкусный запах хвои. Еще она вспоминает, как, годы спустя, за порядком в роще следил вологодский поэт Олег Семенович Кванин, проживавший тогда в деревне Большое Денисьево. Тот самый, которого писатель Виктор Афанасьев в своей книге «Затеси» назвал «очень складным, очень ладным, из чисто народного родника золотинкою вымытым стихотворцем». Относился к своему делу Олег Семенович более чем серьезно. В роще всегда был порядок. Как знать, быть может, могучие кедры вдохновляли его на стихи и баллады? На память о поэте, трагически погибшем в 1978 году, у нашей собеседницы осталась тоненькая книжечка стихов с автографом автора. А роща живет.
Только, как посетовала нам Нина Александровна, приходит она в запустение: приезжают люди на машинах да велосипедах, сбивают орехи и при этом ломают ветки. Очень жаль…