Афиша

афиша

Туризм

туризм
туризм_музей

архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       

Храмы

Расписание богослужений

погода

Внимание! Новая группа!
Главная Культура и искусство ХРАНИТЕЛЬ ИСТОРИИ
Просмотров: 3322

ХРАНИТЕЛЬ ИСТОРИИ

Событие это, безусловно, не останется в ряду проходных для всех тех, кто искренне любит свою малую родину и с чувством глубокого душевного трепета относится к ее богатой на события истории. Музей для них не просто «храм муз», но место, где каждый человек может сердцем почувствовать неповторимое дыхание прошлого, погрузиться в него.

Не надо думать, что такое общение случается лишь в рамках чувственных категорий, ибо бытие настоящего никак невозможно без бытия прошлого. И музей, независимо от отношения общества к искусству, культуре, истории в целом, всегда будет следовать сввоей основной функции - сохранение и передачу культурных традиций. Именно так он выполняет свою важнейшую задачу в системе культуры, обеспечивает непрерывность общечеловеческого, национального и социального развития.

Это хорошо понимали и представители предыдущих поколений. О создании музея в Грязовце стало задумываться наше деятельное земство еще в дореволюционный период. Однако реальное развертывание исследовательской работы по изучению истории наш его края началось лишь в сентябре 1924 года, когда было образовано краеведческое общество, именовавшееся «Грязовецкой организацией краеведения» (ГОК). И ее главным детищем стал музей местного края. Только за пять месяцев его работы число посетителей перевалило за шесть тысяч человек.

Интересно отметить, что при музее имелась столярная мастерская, при нем начала функционировать  метереологическая станция и было положено начало фотолаборатории. Имел музей и свой библиотечный фонд, состоявший из почти 500 экземляров книг, а также архив различных документов.

Среди первых грязовецких музейщиков назовем прежде всего  С.  В.  Бритвина, ставшего его первым заведующим. Производственным отделом заведовал агроном И. Л. Раевский, а отделом местной промышленности - Н. Н. Чивилева.

К 1928 году Грязовецкая городская организация краеведения объединяла 160 человек, в том числе 82 члена  секции юных краеведов. В это время были подготовлены рукопись «История г. Грязовца» и рукопись книги «Быт помещиков Юровской усадьбы», составлена библиографическая картотека...

К сожалению, целый ряд трудностей, в том числе и финансового характера, привели к тому, что в конце 20-х - начале 30-х годов музей был расформирован, а его фонды вывезены в другие музеи.

То, что музей является хранителем истории, - неоспоримая истина. Ведь он, собственно, есть некое хранилище предметов, которое необходимо сохранить, укрыть, уберечь от разрушительного воздействия внешнего мира. При этом ценности, которые хранит музей, значимы только в том случае, если они востребованы общественным сознанием. Эти ценные вещи, предметы, хранящиеся в музее, и есть тот фактор, который дает нам возможность вспомнить что-либо или даже реконструировать какое-либо явление, исходя из наглядных представлений и руководствуясь нашими же собственными ожиданиями того, что могло бы произойти. Любой предмет несет в себе не только документальные характеристики, он становится и носителем определенной информации, своеобразным знаком.

Понятно, что и эти соображения не в последнюю очередь породили мысль о возрождении краеведческкого музея на грязовецкой земле. А инициатором его воссоздания стала преподаватель истории средней школы  № 2 г. Грязовца Антонина Александровна Носкова.

Такой искренний интерес и любовь к нашему краю, какой пронесла через всю свою жизнь Антонина Александровна, - поистине редкий дар и, наверное, недюжинный талант, всегда привлекавший к себе многочисленных последователей и добрых попутчиков.

Впрочем, и интерес этот возник далеко не случайно. Наполненная всевозможными делами и заботами комсомольская юность, увлеченность театром, любимые друзья, многих из которых навсегда забрала война,  трудности военного лихолетья, совпавшие с началом ее педагогической деятельности после окончания Вологодского педагогического института в 1941 году, перемены в довоенном и послевоенном городе, развертывавшиеся на ее глазах, наконец, работа в школе в течение 34 лет, из которых 17 лет были отданы краеведению, во многом способствовали претворению в жизнь ее давней мечты - воссоздания в городе музея.

«Наш город - родина многих выдающихся ученых, родина кавалеров ордена Ленина, родина Героев Советского Союза и Героев Социалистического Труда, - писала она тогда в районной газете «Сельская правда». - Обо всех этих людях грязовчане должны знать. О них могут рассказать собранные в музее документы, вещи. Нельзя допустить, чтобы памятники старины, которые еще сохранились в сельской местности, уничтожались и увозились в музеи других городов.

Время стремительно идет вперед. Уходят из жизни участники Великой Отечественной войны, ветераны труда. Некоторые из них бережно хранили или до сих пор хранят памятные материалы, вещи, которые со временем могут быть заброшены или забыты.

Деревянная посуда, прялки и другие орудия труда, изделия из бересты, ткацкие изделия из холста, старые рукописные книги - все эти экспонаты можно еще найти и поместить в экспозицию музея.

Об организации музея в Грязовце следовало бы позаботиться прежде всего отделу культуры райисполкома, райкому ВЛКСМ, общественности города. Надо не только восстановить былую славу Грязовецкого краеведческого музея 20-х годов, но и приумножить его».

Это обращение Антонины Александровны нашло широкий отклик у грязовчан.

«Было бы сделано великое дело, если бы в нашем городе снова создали краеведческий музей. Не сомневаюсь, в подборе экспонатов для него примут участие десятки, сотни грязовчан. Внесут свою долю охотники. Они могут передать музею чучела птиц и зверей, обитающих в нашей местности. Хорошим умельцем в изготовлении чучел, я знаю, является Геннадий Аполлонович Соколов, директор откормочного совхоза «Грязовецкий».

Грязовецкий музей явится очагом воспитания у молодежи района любви к родному краю.

Помнится, когда закрыли тот первый музей в Грязовце, я и мои товарищи долго горевали.

Я - за создание музея».

Так ответил на призыв Антонины Александровны Носковой охотовед В. А. Плюснин.

Полную поддержку  идее создания музея выразила и жительница деревни Косиково Заемского сельсовета А. Лялина:

«Очень правильно ставит вопрос об открытии краеведческого музея в нашем районном центре учительница А. Носкова.

Конечно, создание музея требует много труда. Не так уж просто городскому Совету изыскать помещение для него. В общем, дело нелегкое - но нужное. Наши будущие поколения получат богатое представление о том, как жили его далекие и не столь далекие предки, лучше будут знать историю родного края, его людей. Да  и нам, ныне живущим, музей дал бы много интересного и полезного. Я в этом убеждена».

Было это в уже далеком 1971 году, но до открытия музея прошло еще долгих семь лет, наполненных непрерывным трудом. Ведь речь шла о том, чтобы организовать совершенно новое учреждение с соблюдением всех правил и тонкостей специфической музейной эстетики. На первых порах очень кстати оказалась помощь Т. С. Гаврильченко, бывшей в то время секретарем районного отделения Общества охраны памятников истории и культуры и уже имевшей опыт музейной работы.

Научные изыскания С. В. Проничева и Е. В. Тяпушкиной, основанные на работе с архивными и библиотечными документами, стали главной теоретической базой для музея, они не потеряли своего значения и по сей  день. Среди ближайших помощников Антонины Александровны нужно назвать М. И. Худякова, В. А. Плюснина, А. В. Галкина, не только собиравших необходимые материалы, но и активно участвовавших в обустройстве экспозиции. Руки и талант художника С. Д. Золотова помогли создать живописные уголки живой природы - настоящего украшения отдела природы музея. Не считаясь со временем, увлеченно работала с документами, печатала тексты для выставок Г. П. Леонтьева.  Нельзя не сказать и о той активной поддержке, какую оказала делу создания музея тогдашняя заведующая отделом культуры райисполкома А. П. Майорова. Это были настоящие энтузиасты, все они входили в совет музея и работали исключительно на общественных началах.

Среди грязовчан у них было немало помощников, принявших участие в становлении музея: Б. А. Долгов, Г. М.  Брянчина, А. Б. Рогалев, В. А. Загаврина и другие. Например, пенсионер Н. И. Клушин подарил старинные часы, Ю. В. Шабашкина - медный рукомойник, Н. В. Крутикова - мялку, Б. М. Сергеев - чучела пернатых... Перечислять всех можно долго, но заметим, что именно их участие дало право музею называться народным.

Особо следует отметить вклад творческих работников. Так, художник-любитель Э. И. Южанин привез из Новосибирска около 30 своих работ, в том числе посвященные Грязовцу, где он провел часть своей жизни. С музеем он сотрудничал до конца своих дней.

Художник С. Д. Золотов передал в дар музею несколько лучших своих работ, таких как «Починок Грязовицкий», «Стежки-дорожки», «К солнцу». Из Москвы пришла посылка с работами художника Большого театра Союза ССР грязовчанки М. А. Бронниковой. Бесценным подарком для музея стали около 50 картин, сценариев документальных фильмов, кадров из них, присланными известным советским кинорежиссером, нашим земляком Н. А. Левицким.

29 апреля 1978 года в торжественной обстановке Антонина Александровна Носкова  разрезала ленточку и музей приветливо распахнул двери перед своими первыми посетителями. Перед ними предстали экспозиции: природы родного края,  его дореволюционного прошлого и современной жизни города и района. Сотни грязовчан, посетивших тогда музей, были искренне тронуты увиденным, и в тот день прозвучало немало слов благодарности в адрес тех, кто доставил им такую радость.

Такой успех не только окрылил создателей музея, но и побудил их к дальнейшей работе. Дважды в неделю, по средам и воскресеньям, музей принимал целый поток желающих ознакомиться с их детищем. Уже через два месяца он принял своего четырехтысячного посетителя. Им оказалась одна из первых трактористок района Таисия Ивановна Воеводина. Ей был вручен сувенир, который, наверное, сегодня уже стал настоящим раритетом, достойным занять место в экспозиции.  Всего же за за один только год в музее побывало десять тысяч человек - людей самого разного возраста и различных профессий, причем особенно много было молодежи. За этот срок были проведены более 100 экскурсий, лекций и бесед.

Прошло лишь немного времени и народный музей стал одним из лучших в области. В начале 80-х годов, по решению горсовета, в распоряжение музея был передан и весь второй этаж здания, в котором он располагался. Теперь экспозиции можно было размещать в четырнадцати комнатах, а не в двух, как раньше.

Для того, чтобы музей мог получать значительную финансовую поддержку за счет государственных средств, в 1987 году Грязовецкий народный музей был преобразован в филиал Вологодского государственного музея-заповедника с последующим включением его в план Вологодского бюро путешествий и экскурсий.

Первой заведующей филиалом стала Т. И. Трибушинина. Именно на руководство выпала вся громада работ по капитальному ремонту здания, перепланировке помещений, оформлению на высоком музейном уровне основных экспозиций, прежде всего экспозиции «Вологодский лен». Отдадим должное всем, кто принял участие в научных экспедициях по району, в оформлении теперь уже государственного музея, - вологодским музейщикам-профессионалам, специалистам Вологодской художественно-производственной мастерской Союза художников РСФСР, мастерам-умельцам.

Сегодня Грязовецкий музей истории и народной культуры стал одним из важнейших центров культурной жизни города и района, без которого вообще невозможно представить себе Грязовец. Творческая составляющая его деятельности находит свое продолжение в районных краеведческих чтениях - Игнатиевских и Проничевских, привлекающих к участию в них не только грязовецких краеведов, но и краеведов из других мест Вологодчины, в том числе и из Вологды. Здесь регулярно проводятся семинары по кружевоплетению, изготовлению игрушек, изобразительному искусству, а также художественные выставки, множество других интересных мероприятий. Не преувеличением будет сказать, что для многих грязовчан музей превратился во второй дом, где их всегда ждут и приветливо встречают.

Впрочем, к чему слова? Приходите и вы все увидите и прочувствуете. Двери музея всегда открыты для вас!

Подготовил
Н. ГУСЕВ.





Анонс номера

Реклама

Работа
ПФР
ФСКН
ФНС