Афиша

афиша

Туризм

туризм
туризм_музей

архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

Храмы

Расписание богослужений

погода

Внимание! Новая группа!
Главная Культура и искусство Павло-Обнорский монастырь: открытие забытых имен
Просмотров: 1608, комментариев: 0

Павло-Обнорский монастырь: открытие забытых имен

Интерес этот был вовсе не праздный - в его писаниях чувство- валась рука опытного писателя, хотя, наверное, лучше было бы его именовать журналистом, духовным журналистом, поскольку творения его были разбросаны по множеству религиозных изданий различных российских епархий. Хотя, если уж говорить о его творче- стве в целом, нужно отметить, что он показал себя и как прекрасный исторический исследователь, издавший несколько исторических очерков, в том числе и о Павло-Обнорском монастыре. Например, книжка "Преподобный Павел Обнорский, Вологодский чудотворец и основанная им Свято-Троицкая общежительная обитель" увидела свет в Санкт-Петербурге в 1912 году, а вполне капитальный труд "Свято-Троицкий Павло-Обнорский третьеклассный мужской мона- стырь Вологодской епархии" был издан в Вологде два года спустя.

Словом, следов творчества писателя можно найти предостаточ- но, а вот сведений о нем нет, как нет ни единой фотографии, в чем признаются все, кто хоть с какой-то стороны интересовался его лич- ностью. Впрочем, как мне удалось выяснить, в 1999 году студентка филологического факультета Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского Елена Симонова вдруг взяла да и написала дипломную работу под названием "Алексей Константинович Воскресенский - религиозный писатель". Так-то оно так, но там речь шла, прежде всего, о творческой стороне жизни писателя. И все же надо Елене сказать спасибо, ведь это первая работа об Алексее Воскресенском!

Со временем нашелся еще один след, ведущий к писателю. Доцент Международной славянской академии, кандидат педагоги- ческих наук Елена Ивановна Власова в своей статье "Религиозный писатель Алексей Константинович Воскресенский и его труды: открытие забытого имени" ссылается на небольшую книжечку, из- данную в типографии города Грязовца в 1912 году под названием "Две годовщины из жизни скромного церковного писателя", где речь идет именно об Алексее Воскресенском.

Разумеется, книжку эту мне заполучить не удалось, хранится она в Центральном архиве Нижегородской области, зато интересные выдержки из нее оказались в моем распоряжении. Итак, что же сообщает нам сие столетней давности издание?

"Родившись 8 февраля 1871 года в семье бедного псаломщика Нижегородской епархии, Алексей Константинович Воскресенский слишком рано познакомился с острою нуждою во всей ее ужасаю- щей действительности. Будучи одарен от природы недюжинными умственными способностями, он, по неимению необходимых ма- териальных средств, не мог продолжить свое образование далее Нижегородского духовного училища. Образовательный ценз, на- добно признаться, менее чем скромный. Но недостаток школьного воспитания восполнялся им самообразованием.

30 сентября 1883 года, вступив в одну из обителей родного Нижегородского края, А. К. Воскресенский, по счастью, встретил здесь некоего книжного и исколесившего не только Россию, но и весь Восток, до Синая включительно, иеромонаха, обратившего особое внимание на любознательного отрока-послушника. Под его руководством в душе юного послушника родилась ненасытная страсть к чтению произведений преимущественно церковно-исто- рического характера, и, возможно, стремление к путешествиям в прославленные места родной земли.

...Промысел Божий привел его на жительство в великую Лав- ру Преподобного Сергия Радонежского. Близость Московской Духовной Академии, знакомство с некоторыми студентами ее (из них назовем преос. Палладия, епископа Вольского, викария Саратовской епархии, и инспектора Академии, архимандрита Гри- гория Борисоглебского, а также известного редактора "Троицких листков" иеромонаха Никона (ныне Преосвященный Вологодский), богатство книжных сокровищ Лаврской библиотеки и также обще- ние с людьми развитыми - были причиной того, что уже в конце 1888 года юноша-послушник решил истрачивать свои силы на литературном поприще.

15 ноября 1888 года на страницах "Костромских епархиальных ведомостей" напечатана была его первая статья. И с этого времени начали появляться его многочисленные статьи, которые, если бы собраны были вместе, составили бы несколько объемистых томов с тысячами печатных знаков".

Из текста становится ясным, что Алексей Воскресенский пре- бывал в числе насельников Павло-Обнорского монастыря с 1909 года. Но при этом он совершал частые паломничества по городам и весям необъятной России, оставляя источники - статистические описания различных обителей, службы и акафисты святым, воспо- минания... Все они публиковались в различных церковных газетах, журналах и изданиях монастырей. Таких трудов к 1912 году, как можно видеть из приложенного к книжке списка, набралось более восьмидесяти.

О том, что он надеялся завершить свой земной путь в Павло- Обнорском монастыре, свидетельствуют такие строки из книжки "Две годовщины из жизни скромного церковного писателя":

"Впрочем, состояние здоровья А. К. Воскресенского ныне таково, что заставляет его подумывать о более оседлом образе жизни. И вот, избрав одну из древнейших обителей Вологодской церковной области, ей и другим ее сестрам думает он посвятить остаток дней своих и Богом данные ему способности".

Удивительно, но, несмотря на "состояние здоровья", в последующий период, вплоть до 1918 года, он постоянно переходит из монастыря в монастырь. Вот почему в 1914 году он обретается в Ростовском Спасо-Яковлево-Димитровском монастыре. Статью в "Вологодских епархиальных ведомостях" он написал как непосред- ственный свидетель и участник праздничных событий 7-8 июня 1914 года в Павло-Обнорском монастыре. И сделал он это, несо- мненно, с благословения настоятеля монастыря игумена Никона.

Кстати, личность самого игумена Никона (в миру Николай Львович Чулков) занимает особое место в истории Павло-Обнорского монастыря. Давайте же, опираясь на исследование бывшей учени- цы 11 класса СОШ № 16 г. Вологды Анны Карповой, познакомимся с жизнью и служением этого замечательного человека.

Родился он в Вологде в 1862 году и учебу начал в Вологодском уездном училище, одновременно занимаясь в певческой капелле при архиерейском хоре. Любовь к духовному пению и стихам он сохранил на всю жизнь, сам писал стихи и приветствовал эти способности в своих духовных чадах.

Получив родительское благословение, он покинул дом и ушел в Павлов монастырь, где был определен в послушники. 1 октября 1893 года, по истечении всего лишь двух месяцев от дня поступле- ния в обитель, Николай Львович был пострижен в монахи с именем Никон, 6 августа 1896 года рукоположен в иеромонаха, а 17 дека- бря того же года братским духовником монастыря. В сан игумена он воздвижен в 1903 году и утвержден в должности настоятеля.

Стараниями Никона Павло-Обнорский монастырь из не- общежительного становится общежительным. В 1903 году в монастыре открывается иконописная школа, развивается издательское дело, открывается библиотека, утверждаются крестные ходы. Строгое богослужение привлекает множество народа.

Священник Леонид Киселев сообщает любопытный эпизод того времени. Разговаривая с возницей по дороге в Павлов монастырь, он спросил: "А в который из монастырей, Корни- льев или Павлов, больше возите седоков?". Тот, не задумы- ваясь, ответил: "Коли кому погулять, тот едет в Корнильев, а кому помолиться, тот едет в Павлов".

После 1912 года архимандрит Никон становится изве- стен в округе не только как духовный отец, но и как старец. Существует несколько свидетельств его прозорливости. Об одном таком случае сообщил священник Алексий Бриленков:

"Моя мать и будущая моя теща еще девчонками ходили сюда за 50 верст из села Оверхово. Были они здесь в 1915 году. После службы подошли к кресту и хотели приложиться, но игумен Никон им сказал: "Отодвиньтесь, девочки, подо- ждите немного". Но через некоторое время разрешил. Потом он их благословил и сказал: "Идите и никого не бойтесь!". На обратном пути, когда они вышли за Грязовец, увидели толпу пьяных ребят, которые ушли, не заметив девушек. Тогда-то они поняли, что если бы отец Никон разрешил им сразу прило- житься к кресту, то они встретились бы с пьяными ребятами, которые могли бы над ними надругаться!"

В 1921 году в Павловом монастыре была создана ком- муна из бедняков окрестных сел. Никон от управления был отстранен, но продолжал заниматься совершением служб и как старец принимал страждущих встречи с ним.

Известны также попытки Никона спасти монастырь от закрытия через организацию артели, сохранить иконы и другие церковные ценности путем создания так называемо- го "Музея древностей". Однако в 1924 году монастырь был окончательно закрыт. С этого времени и начались скитания архимандрита Никона. Местами его пребывания стали села, где проживали его духовные дети. Бывший настоятель Кре- стовоздвиженского храма в Грязовце отец Николай Кулаков рассказывал, что однажды Никон жил на квартире у начальни- ка милиции, сочувствовавшего верующим. Начальник активно "искал" Никона, отдавал приказы подчиненным немедленно схватить архимандрита, а сам помогал ему прятаться в соб- ственном доме.

Находясь на нелегальном положении, Никон никак не мог смириться с прекращением служения. У него зарождается мысль создать из прихожанок женскую общинку, которая стала бы настоящим монастырем после отмены советской власти. И такая общинка была создана в селе Захарьево нынешней Ярославской области. В 1921 году в ней состоя- ло семь девушек, которых Никон знал еще по монастырю и которые были его духовными чадами. В последующем году общинка стала расти, сюда приходили девицы, монашки, вдовы, многие были из семей духовенства. Всех их окормлял архимандрит Никон, часто туда приезжавший.

В районе общинка считалась одним из лучших хозяйств. Однако с 1927 года она стала объектом пристального вни- мания со стороны властей. И тогда Никон предложил путь компромисса: "В душе будьте верующими, тайно молитесь, а внешне выполняйте волю Советской власти, вплоть до вступления в партию". Так появилась на свет коммуна имени Крупской.

Естественно, что в коллективе, где все его члены - единомышленники, и дела идут на лад. Вскоре на Всесоюзном смотре коммуна получила третью премию (!). Однако и власти не дремали: к 1930 году органы ОГПУ подготовили материалы по разработке дела, названного ими "Непорочные".

...Архимандрит Никон был арестован в 1932 году, а всего по делу привлекли 17 человек. Показания выбивали жестоко. Допросы велись, в основном, ночью. Приговор оказался от- носительно легким - три года ссылки в Казахстан.

Их путь после отбытия срока ссылки - это путь скитаний и духовных подвигов. И все же 30 июня 1939 года Никон был вновь арестован на хуторе Павлушино Рыбинского сель- совета Ярославской области. С ним арестовали и других членов общинки. При обыске в тюрьме у него был обнаружен "нательный крест, пустотелый, покрытый бронзой, местами стертой, на шнурке", который по приказу заместителя на- чальника отделения НКВД был уничтожен.

В ходе следствия выяснилось, что в 1933 году Никон был освобожден по фиктивной справке о состоянии здоровья, а после освобождения продолжил службу в одном из храмов Ярославской области.

... 20 мая 1940 года архимандрит Никон был приговорен к 10 годам тюремного заключения, но уже 21 декабря 1941 года умер в Соль-Илецкой тюрьме НКВД в Оренбургской области. Одна из активных сподвижниц Никона Анна Благовещен- ская была расстреляна еще раньше, в 1938 году. Расстреляли также иеромонаха Николая Воропанова, близкого друга Нико- на. Смертный приговор был вынесен еще одному насельнику Павловой обители - иеромонаху Иерофею Глазкову. На допро- сах эти люди никого не выдали и остались твердыми в вере.

В уже упоминавшейся статье Алексея Воскресенского о праздновании 500-летия Павло-Обнорской обители среди гостей, прибывших на торжество, особо упомянут статс- секретарь, министр путей сообщения Сергей Васильевич Рухлов. Каким же ветром занесло министра в Г рязовец?

Дело в том, что Сергей Васильевич Рухлов на Вологод- чине был человеком известным и весьма почитаемым. Ро- дился он в Вологде, дед его был простым крестьянином, но сам Сергей Васильевич, благодаря своим исключительным способностям, сделал головокружительную карьеру.

Окончив юридический факультет Санкт-Петербургского университета, он несколько лет служил по тюремному ведомству, а в 1892 году был переведен на должность статс-секретаря Государственного совета в отделение государственной экономики. 6 ноября 1905 года его назна- чают членом государственного совета и уже в 1909 году он становится министром путей сообщения. Это назначение сильно удивило современников. Сергей Юльевич Витте, сам занимавший этот пост, говорил: "Нынешний министр путей сообщения Рухлов - человек очень умный, толковый, из простых мужиков, что, конечно, делает ему честь, человек с характером, но, к сожалению, не знающий железнодорож- ного дела; вообще, он склонен скорее плыть по течению, нежели против течения, хотя бы движение против течения и было правильно".

В том 1909 году ввод новых железнодорожных линий был практически равен нулю, и причин для сомнений было немало. Но уже, начиная с 1910 года, прокладка железных дорог повысилась до почти пяти тысяч верст в год. В 1913 году эксплуатационная длина сети составляла 58,5 тысяч километров. В годы управления С. В. Рухлова повысилась и пропускная способность российских железных дорог, что позволило с началом мировой войны точно в срок провести мобилизацию. В Сормово был построен паровоз серии "С", развивавший в пробных поездках около 110 километров в час.

Новый министр выступал против крупных монополий, считая их интересы противоположными интересам казны, и являлся сторонником усиления государственного влияния на экономику. Он осуществлял выкуп в казну частных желез- ных дорог и добился их безупречной ра боты.

Как-то, отвечая на вопрос о своем удивительно быстром карьерном росте, Сергей Васильевич сказал: "Уверяю вас, что никакой даже идеи о карьере у меня не было, я вовсе не думал о ней. У меня была привычка, какое бы дело ни под- вернулось, делать его как следует, вполне добросовестно, вот и все. Меня интересовало справиться с задачей не как-нибудь, а непременно хорошо. Вот и весь секрет моей карьеры".

В данном случае, нас, конечно, интересует общественная сторона его деятельности, которая, кстати, и привела его в Грязовец. Вот лишь несколько фактов.

В 1905 году в Вологде возник Северный кружок люби- телей изящных искусств. Одним из основателей его был С. В. Рухлов. Он принимал участие в написании Устава, организации выставок, пользуясь связями, привлекал на вологодские выставки знаменитых столичных художников, делал пожертвования для текущей деятельности кружка.

Собрание картин Северного кружка составило основу ху- дожественного музея, а затем и современной Вологодской картинной галереи. Некоторые работы были приобретены на средства, пожертвованные С. В. Рухловым.

По инициативе С. В. Рухлова 11 марта 1901 года было образовано "Общество вспомоществования учащимся в Санкт-Петербурге вологжанам", причем он был избран его первым председателем, позднее - почетным членом. По- становлением Вологодской городской Думы от 17 мая 1901 года ему присвоено звание Почетного гражданина города Вологды "За неустанную благотворительную деятельность в пользу учащейся молодежи города". В 1904 году он стал одним из инициаторов образования и первым председате- лем Российского морского союза.

Понятно, что такой человек не мог оставить без внимания такое событие, как 500-летие одного из самых известных монастырей на Вологодчине и приехал, чтобы лично при- нять участие в торжествах и разделить радость праздника с земляками.

Таковы были последние действа уходящей эпохи на гря- зовецкой земле сто лет назад.

Подготовил Николай ГУСЕВ.





опрос

А вы поставили себе цель на следующий год?
Все опросы

Анонс номера

Реклама

Работа
ПФР
ФСКН
ФНС