Проект. Наш дом - Россия
Памяти нашего земляка Сергея Леонидовича Соколова, погибшего при выполнении задач специальной военной операции на территории Луганской Народной Республики 17 сентября 2024 года.
Сергей воевал в составе штурмового именного отряда «Рыкарь». Что значит быть штурмовиком, более чем понятно повествует документальный фильм «ШтурмА», снятый в 2024 году липчанами (при поддержке губернатора Липецкой области Игоря Артамонова совместно с ОНФ в рамках проекта «Все для Победы»). Это хронико-документальный фильм о первых, которыми и являются участники штурмовых отрядов.
«Они первыми заходят во вражеский окоп.
Первыми поднимают флаг.
Первыми чувствуют победу.
Бойцы из штурмовых отрядов.
Элита, выполняющая самую тяжелую работу войны».
Среди героев ленты и командир штурмового взвода отряда «Рыкарь» Сергей Соколов с позывным «Ястреб».
Сергею судьбой было отмеряно 37 лет земной жизни. Простой русский парень, с корнями в грязовецкой земле. Родился 18 февраля 1987 года в городе Ухте Коми АССР, где жили тогда его родители, но прежде там обосновался дед Сергея, переехав из Грязовецкого района тогда еще с молодой семьей. Отработав на Севере до пенсии, все Соколовы вернулись в Грязовец, и Сергей теперь тоже. Каким был Сережа в детские, юношеские годы, вспоминает его отец Леонид Паисьевич, сейчас ветеран МВД, проживающий в г. Грязовце: «Да обыкновенный был. Как все сверстники, учился в школе, был бойким, подвижным, энергичным пацаном - любил гонять на велосипеде, вообще любил технику, разбирался в ней. После 9-го класса купили ему мотоцикл «Минск». Так Сергей не мог оторваться от него, до страсти любил скорость, драйв. В общем, к концу сезона от этого мотоцикла остался один двигатель». Таким его помнят и родные, сверстники в деревне Ржища под Грязовцем, куда он приезжал к деду.
А вы когда-нибудь летали?
Чтоб наяву, а не в мечтах.
Чтоб разрезая магистрали,
Чтоб за секунду в облаках…
Вот это точно про него. Бесстрашный, шальной, скоростной что ли был, как птица любил волю и свободу, особенно на деревенских просторах.
С детства пристрастился к рыбалке, охоте, куда его брали старшие. Научился хорошо стрелять. Все эти умения, хорошая физическая подготовка пригодились ему потом, на СВО. Например, выстрелом из автомата мог сбить дрон.
Очень любил деревню своего деда, куда тот вернулся на родину и с которым она, тогда почти опустевшая, заметно ожила. После учебы в Кировском техникуме Сергей все же решил приехать именно сюда, год жил в доме деда, отсюда пошел служить в армию - ох, и пошумела тогда деревня на отвальной у Серёги.
На службу призвали в войска МВД. В Москве прошел обучение, подготовку, служил в спецподразделении «Витязь», в ОДОН (Отдельной дивизии оперативного назначения). Отслужив полтора года срочной службы, заключил контракт на сверхсрочную, там же, в войсковой разведке. Боевой дух, волевой характер, быстрая реакция, природная смётка, неуемная энергия и серьезная школа обеспечили достойное прохождение этой службы еще в течение 12 лет. За время службы окончил школу прапорщиков и, кроме того, прошел заочно профессиональное обучение в техникуме.
Не раз бывал в горячих точках, боевых командировках в Чечне, Дагестане. Как выполнял эту военную работу, говорят его награды: медаль «За верность долгу и Отечеству» от Центрального Совета Всероссийского Союза общественных объединений ветеранов десантных войск Союза десантников России (2008 г.); нагрудный знак «За отличие в службе» II степени от войсковой части ВВ МВД РФ (2008 г.); медаль «Участник боевых действий на Северном Кавказе» (2011 г.); юбилейная медаль «90 лет 4 полку оперативного назначения ВВ МВД России» (2011 г.); нагрудный знак «200 лет внутренним войскам МВД России» (2011 г.), нагрудный знак «За службу на Кавказе» (2013 г.).
А еще рассказывают об этом боевые товарищи Сергея, приехавшие проститься с ним сейчас. Вспоминают: «Он же настоящий разведчик был - деловой, с холодным расчетом, с умениями, навыками…». И то, что эти навыки он все время старался передавать другим. Отпевать Сергея на проводах в последний путь приехал его бывший сослуживец, ставший священником. В конце прощальной проповеди он сказал, что «Серёга так много умел, так умел этому научить других, что тем самым помогал им выживать, многим помог просто выжить».
После увольнения из армии жил и работал в Москве, три года занимал должность начальника склада на большом производстве.
Когда началась специальная военная операция, пришел в числе многих москвичей на мобилизационный пункт. Через полгода службы подал рапорт и перевелся в штурмовое подразделение «Рыкарь» в звании прапорщика. Воевал в ЛНР на передовой - был среди первых. С начала СВО за короткий срок прошел боевой путь с повышением в воинских званиях: от прапорщика до старшего лейтенанта (присвоено в июне 2024 года), был командиром - сначала штурмового взвода (ноябрь 2023 г.), затем назначен командиром штурмовой роты и заместителем командира батальона.
В фильме «ШтурмА» о сути их «работы» рассказывают боевые товарищи Сергея. Например, старший разведчик штурмового отряда «Рыкарь», позывной «Паренёк»: «Штурмовики - это элита, объясню почему. Это ребята, которые прямо непосредственно видят смерть, видят своего врага в глаза. Мы видим своего врага, мы с ним можем даже общаться. И за счет этого, я думаю, нас все-таки считают, как бы основной ударной силой. Ну оно так и есть. Штурмовик, на самом деле, это не такой вот красавчик как на картинке. Что такое штурм? Штурм - это… в общем, стоя только самоубийцы стреляют. Ты будешь ползать, ты будешь падать, ты будешь тащить, ты будешь в крови, ты будешь в этой чаве. Чистых штурмовиков не бывает, либо это не штурмовик, это самозванец, поэтому к нам относятся с уважением, почитанием и максимально стараются нам помочь».
Из диалога с бойцом штурмового отряда «Черная мамба», позывной «Дантист»:
- Страшно?
- Страшно. И те, кто говорит, что им не страшно, врут. Всегда страшно… Потому что сам штурм подразумевает, что у тебя непосредственно огневой контакт с противником. То есть ты с автоматом подходишь, заходишь, кидаешь гранаты, стреляешь с гранатометов и всего прочего - и не факт, что ты выйдешь оттуда, потому что … как повезет.
Сергей, позывной «Ястреб» в фильме говорит о враге, с которым приходится иметь дело и о том, что мотивирует подниматься в бой, идти на штурм:
«Противник изощренный. То есть бьемся мы не с какими-то там «мобиками» и набранными, так сказать, с улицы людьми, а с профессиональными убийцами. … против «Кракена» бился (нацбатальон «Кракен» - террористическая организация, запрещенная на территории РФ). Мы их тоже нормально нахлобучили, они аж бежали от нас, бежали и спотыкались. И вот на данных участках уже две январские задачи - что по левому флангу, что по правому мы их наказываем. И они, к счастью, отступают, перегруппировываются и оставляют свои позиции.
Ну нет если характера, я не знаю, быть мягкотелым, там … либо 200, либо 300. Надо быть прям нормально заряженным, уверенным быть, в первую очередь, в себе и в своих товарищах.
И вот опять же на этой силе духа, на этом характере мы идем вперед».
Что было самым тяжелым для командира штурмового отряда Сергея Соколова?
«Ну, наверное, самое тяжелое, - говорит он, - это терять близких пацанов, которые буквально 10 минут назад тебе прикрывали спину, а через 10 минут, к сожалению, от вражеского камикадзе погибли. То есть самое тяжелое - это терять друзей, самое тяжелое. Идти вперед нетяжело. Тяжело отдавать приказы и тяжело терять близких, очень тяжело. Наверное, тяжелее только переосмысливание вот этого после выхода - то, что вот его место, вот его вещи, а его больше нет. Это очень тяжело».
Но и это мотивировало идти вперед, на врага, опираясь на свой опыт, борясь за своих товарищей: «У каждого свои тараканы в голове, каждый чем-то сам мотивируется. Я, допустим, встал, собрался и пошел, осознанное мое решение было. Я знал, знаю и уверен, что здесь со своим опытом я пригожусь. Я хотел прийти и делиться своим опытом».
И Сергей делился. А это, может быть, едва ли не самое главное на войне. Так, еще один герой фильма, позывной «Медведь», инструктор БПЛА рассуждает на эту тему: «В первую очередь задаю себе вопрос: не то, что Родина сделала для меня, а то, что я сделал для Родины? Мне не так важно, что она мне даст. Я преподаю, потому что кому-то необходимо передать опыт тем, кто может его реализовать. Чем быстрее будет победа, тем меньше будет потерь с обеих сторон. Потому что обычные украинцы - тоже обычные люди. Их власть - это враги. Страны НАТО - это враги… Мы победим… Потому что есть для этого все основания и за нами правда».
Сергей Соколов был настоящим товарищем, хорошим командиром, стремился сохранить своих бойцов. Об этом знали и рассказывали они сами, те, кто воевал рядом с ним. Позывной «Метис», командир взвода штурмового отряда «Рыкарь», ветеран сирийской кампании вспоминал на похоронах Сергея: «Он хотел ко мне в дивизию, в разведку, в подразделение. Он же настоящий разведчик… Но на тот момент он вошел в состав 2-го штурмового взвода в качестве гранатометчика. Был второй накат штурма. Он просил для него с товарищем подготовить коридор. Мы понимали друг друга с полуслова, говорили два слова, а как будто целый абзац - понимали, что нас слушают. Когда вытянули их оттуда, где они находились, потом туда влетело, не стало трех полковых разведчиков, - влетело туда, где они сидели. Сергей остался жив и говорил мне все время, что «ты - мой путь, ты указал мне мой путь и продлил мне жизнь, ты - брат, который указал мне новый путь, брат на всю жизнь». На что я ответил: «Ангела-хранителя тебе, Сергей».
И другие вспоминали: «Серёга был не просто другом, а братом. Мы с ним много прошли бок о бок. Мало того, что он воевал как настоящий мужик, был командиром группы, - он все время спасал раненых ребят, вытаскивал под обстрелом. Под Тернами вытащили 190 раненых пацанов - и в этом большая заслуга именно его, Серёги».
До конца вытаскивал «трехсотых» ребят, даже когда был ранен, контужен.
За бои по освобождению населенного пункта Указом Президента РФ был награжден орденом Мужества и медалью «За храбрость» II степени (февраль 2024 г.), имеет награды - медаль «За боевые отличия», медаль «Участнику специальной военной операции». Наверное, не без основания говорил, бывало, в кратковременных отпусках домой: «Получу Героя, вернусь».
Трудно представить, как можно было выдерживать такую нагрузку, какую силу воли надо иметь, чтобы держаться в таком напряжении. Последние слова в фильме «ШтурмА» произносит об этом именно Сергей, позывной «Ястреб»:
«Да ну, уже как-то привыкший. Ну есть, конечно, да, вот эта моральная, может быть, эмоциональная усталость, а вот физической нет, да и уже, наверное, вообще ничего нет, голова уже одним забита - и все. Домой, конечно, хочется, но надо выполнять. Если не мы, то кто? Вот кто?».
В последний отпуск домой (а он приезжал к родным в Грязовец) в июне этого года все заметили, что Сергей был необычно тихим, задумчивым, как будто и правда прощался, старался насытиться мирной жизнью: качался в саду на качелях, дышал запахами цветов, парился в бане, однажды накупил огромные букеты и повез их в любимую деревню на могилы деда, бабушек, как-то непривычно просил у отца прощения за былые обиды… Тогда попросил еще, в случае непоправимого, похоронить его на том самом сельском кладбище рядом с дедом…
Сергей погиб 17 сентября в ходе боев за Макеевку. От попадания вражеского беспилотника, «Бабы Яги», как его называют на фронте, особо коварного, летящего со звуком бензопилы, невидимого в темноте, трудносбиваемого. Прилет пришелся прямо на блиндаж, где находился Сергей с товарищами - двое раненых, он убит. Но Макеевка вскоре была взята.
Отпевали Сергея в старинной, намоленной веками Грязовецкой Крестовоздвиженской церкви. Специально приехавший священник, бывший сослуживец Сергея по сверхсрочной службе объяснил в проповеди: «Люди, находящиеся близко к смерти, ближе находятся и приближены к Богу. У каждого из нас определено свое время. Оттого на войне неверующих нет. Чем ближе к смерти, тем чище люди. А такие, как Сергей, особенно - потому что готовы отдать свою жизнь, осознанно понимают и делают это».
Хоронили Сергея Соколова с воинскими почестями. Как земляка-грязовчанина - на Зыковском кладбище, как он и завещал. Почетный караул. Траурный митинг ведут представители Грязовецкого военкомата, администрации Грязовецкого округа. Последние слова прощания говорят его боевые братья, приехавшие между боевыми командировками - сослуживцы-ветераны по ОДОНу из Москвы, и ребята из штурмового отряда, с которыми вместе воевал в ходе СВО. Все вспоминают его очень жизнерадостным, настолько, что невозможно поверить в его смерть, которой он не раз смотрел в глаза. Выражают соболезнования и благодарность землякам, родным, отцу Сергея за то, что воспитали настоящего сына, настоящего мужчину, а для них бывшего настоящим другом, братом, боевым товарищем. Звучит Указ Президента России о награждении Сергея Леонидовича Соколова орденом Мужества, на этот раз посмертно.
Гремят прощальные залпы из воинского оружия, последние залпы в честь воина, исполнившего ценой жизни задачи, поставленные перед ним на службе Родине.
На Руси всегда была неписаная молва о том, что на миру и смерть красна, на поле боя - почетна. А еще есть такое понятие - честь. Одним человеком было справедливо сказано, «когда у тебя нет ничего, - у тебя есть честь, когда у тебя нету чести, - у тебя нет ничего». Для военного честь - защищать гражданских.
Сергей Соколов погиб смертью храбрых, с честью, до конца выполнив свой долг, свою миссию в этой жизни. Низкий поклон, вечная память и спасибо тебе, Воин Сергей, наш защитник, наш Герой. Ты навсегда останешься в памяти молодым, бесстрашным, самоотверженным и любившим жизнь, за которую бился и которую защищал. Жить тебе вечно!
Ольга БАРАНОВА