Валентина Ефимовна Дугина, коллега
- После окончания института в 1966 году я приехала по распределению в Грязовец, в школу № 2. В школе меня встретили не просто педагоги, а крепкий и дружный коллектив с большой буквы. И вовлекли меня в работу этого коллектива. Антонина Александровна Носкова стала не просто моей коллегой по предмету, она стала моим наставником, потому что институт давал хорошие теоретические знания, а практический опыт приходилось нарабатывать уже в процессе преподавания. Антонина Александровна очень любила свой предмет: умела интересно рассказывать, старалась разнообразить уроки, использовала много наглядности. Мы тогда работали в трех зданиях, с урока на урок приходилось переходить. До сих пор вспоминаю – в одной руке картина, под мышкой карта, в другой руке – знаменитый портфель, с которым она была неразлучна – Антонина Александровна спешит давать знания.
Во время урока она старалась заинтересовать каждого ученика – проводила игры, сочиняла сказания, использовала технические средства. Помню, однажды на уроке, посвященном восстанию Разина, вдруг она включила карту с подсветкой. Надо было видеть глаза ребят в тот момент! В то время ведь и телевизорыто не у каждого были, а тут такое чудо. После урока, естественно, все кинулись рассматривать, как это работает. При таком подходе результаты обучения всегда были высокими. О двойках и речи не было – ее предмет все знали на "хорошо" и "отлично".
Изюминкой Антонины Александровны была ее увлеченность краеведением. Как только мы приступали к изучению отечественной истории, она на каждом уроке находила возможность связать историю сраны с историей края. Конечно, это увлекало. И через работу краеведческого кружка, через ежегодные краеведческие конференции постепенно этим увлечением были охвачены все классы. Из этих ребят вырастали настоящие патриоты своей малой родины. Дальнейшее образование они получали в разных городах страны, но затем все равно возвращались в Грязовец. Поэтому ее патриотическое воспитание имело огромное значение для следующих поколений.
Владимир Валерьянович Соболев, ученик
С Антониной Александровной Носковой я был знаком с 1961 года. Следующие девять лет был ее учеником, тогда еще в школе № 3. Бисмарк сказал, что в войну выигрывают не генералы, а воспитатели. Первыми воспитателями всегда являются родители и школа. Так вот, о своих педагогах: я даже сейчас думаю, а когда же они бывали дома? Учились тогда в две смены. Утром придешь – они уже там, вечером уходишь – они еще там. И Антонина Александровна была в их числе. Она отдавала себя ученикам полностью. За таких учителей будешь воевать. Преподавая свой предмет, она всегда увязывала историю страны с историей края, приводила примеры, рассказывала, увлекала. Все краеведческие материалы, которые собирались по крупицам, со временем были переданы в музей. И совершенно справедливо решили, что память о таких людях должна оставаться не только в наших сердцах и душах, но и в виде таких вот знаков, как мемориальные доски.
Людмила Витальевна Щербакова,
эксдиректор районной библиотеки
С Антониной Александровной Носковой мы были в очень хороших отношениях сотрудничали и дружили. На этапе создания музея сотрудники районной библиотеки оказывали зарождающемуся учреждению большую помощь информационного и оформительского характера. Антонина Александровна постоянно приходила в библиотеку, советовалась, много работала с фондами. Была активным читателем, постоянно брала книги для себя и для сына, потом заходила обсудить прочитанное, побеседовать на разные другие темы. Она и Сергей Васильевич Проничев были постоянными участниками всех мероприятий, касающихся истории города. Антонина Александровна умела замечательно рассказывать, никогда не читала по бумажкам, речь ее лилась грамотно и спокойно. Человеком была очень добрым, скромным, уважительным, тактичным, и звания Почетного гражданина города заслуживает как никто другой.
Ольга Сергеевна Широгорова, дочь
Мама была занятым человеком, много времени отдавала школе, оставшееся время уделяла семье, воспитывала нас, детей, добром и личным примером. В нашей семье не принято было повышать голос и уж тем более нецензурно выражаться. Ни разу никто из родителей себе такого не позволил. Маму в ее педагогической деятельности мы все поддерживали: дети помогали по хозяйству, папа, Сергей Николаевич, помогал воплощать в жизнь ее задумки технического характера, которыми славились мамины уроки и мероприятия. Но даже в каникулы она не могла сидеть без дела и организовала сводный отряд "Сокол", куда входили мы, дети соседей и дети приезжавших погостить родственников. Это был 1967 год. Каждый день был четко распланирован: мы ухаживали за могилами погибших воинов, вели переписку с родственниками, вели поисковую работу, организовывали культпоходы в кино, экскурсии в Вологду, конкурсы рисунков, походы в лес. В 1968 году школьные краеведы, в число которых входила и я, за свою деятельность были премированы поездкой в Москву на теплоходе, посетили Красную площадь. До сих пор все это помнится и даже в специальном альбомчике хранятся фотографии. Мама была мастерицей на разные выдумки. К урокам сама рисовала плакаты в увеличенном виде, изготавливала разные электрифицированные стенды. Наглядные пособия всегда были изюминкой ее уроков. Папа был радиомастером, поэтому во всем ей помогал. А однажды для новогоднего маскарада даже изготовил для нее костюм электростанции – весь в мигающих лампочках.
На ее уроках, открыв рты, сидели даже хулиганы и двоечники. У нее был самый беспокойный класс, но, видимо, мама сумела на них повлиять, заинтересовать, причем в своей обычной манере, не повышая голоса, так что многие из них потом получили высшее образование. Я и сейчас, бывает, встречаю ее бывших учеников, все вспоминают ее добрым словом.
Еще мама очень любила книги. Заказывала через почту, выписывала, собрала большую библиотеку, которая досталась мне по наследству. В молодости вышивала очень мелким крестиком. Позже увлечение пришлось забросить – все время отнимала школа и семья. Любимая песня ее была "Синий платочек", любимый актер – Алексей Баталов.
В память о маме остались некоторые вещи, которые мы бережем – вышитая ее руками блузка, книги, фотографии, старинный резной стол, патефон, настенные часы, перевезенные еще из исторического дома на бывшей Топоровской улице. Храним и привезенный отцом с фронта немецкий трофейный фотоаппарат, которым мама и я много фотографировали и который до сих пор находится в рабочем состоянии. Будем надеяться, что память о ней будет жить, и, может быть, когданибудь Грязовецкому музею будет присвоено ее имя.
Ольга Вениаминовна Баранова,
продолжившая дело, начатое А. А. Носковой, и в течение 10 лет возглавлявшая музей, сохранила о первом его директоре самые светлые воспоминания.
Антонина Александровна не была моей учительницей в школе, но благодаря ей дух истории и краеведения прочно витал по всей школе и увлекал за собой. Благодаря ей был создан школьный музей, называвшийся тогда Ленинской комнатой, краеведческий кружок, жизнь которого была насыщена разнообразными интересными событиями, встречами, перепиской. Благодаря Антонине Александровне в школе организовывались содержательные и впечатляющие своей патриотической направленностью краеведческие вечера, в процесс подготовки которых вовлекалась вся школа.
34 года Антонина Александровна проработала в школе, из них 17 лет были отданы краеведению, но и после выхода на пенсию она не ушла на покой, а с энтузиазмом приступила к новому делу – созданию общегородского музея, сумев увлечь этой идеей общественность и руководство города и района, собрав группу единомышленников. Немало хлопот выпало на долю организаторов музея по обустройству, ремонту помещений, приобретению всевозможных материалов, оформлению стендов и выставок, но по всему было видно, какой радостью, а не тяготой была эта работа. Уже много позже Антонина Александровна однажды спросила меня, знаю ли я, сколько ступенек на лестнице, ведущей на второй этаж здания? Она помнила их наперечет, и это показалось мне символичным: с какой радостью она поднималась по ним сотни раз, как она любила свое детище! Я начала работать в музее в июне 1991 года, когда из статуса «народного» он стал уже филиалом Вологодского государственного музеязаповедника. К Антонине Александровне пришла сама, к ней домой, на ее любимую улицу Горького (бывшую Топоровскую), и потом не раз бывала там. Чутьем понимала, что для того, чтобы понастоящему почувствовать суть музея, влиться в него, проникнуться тем, чем он наполнен, надо, чтобы это было передано из первых рук, и передано с желанием, с благословением. Антонина Александровна стала приходить в музей. Благодаря ее рассказам экспонаты «заговорили», раскрывались их истории, легенды, то, о чем они молчали (именно на основе этих живых свидетельств строились потом многие мои экскурсии). Никто лучше Антонины Александровны не смог бы передать то, что хранилось в музее. Вместе с ней мы разбирали экспонаты, подписывали, возвращали их легенды поиска. Тогда много было просто складированных картин, хранившихся, мягко говоря, в хаотичном порядке. Горечью было это для их собирательницы, и она очень помогла в их разборе, "опознании", чтобы поставить их на музейный учет и обеспечить правильное хранение.
У Антонины Александровны была удивительная память историка. Она детально перечисляла имена, фамилии, отчества, должности и подробности биографий людей на многочисленных групповых фотографиях. Сколько интереснейших страниц грязовецкой истории в результате открылось передо мной!..
Я безмерно благодарна Антонине Александровне за то, что она как бы раскрыла мне душу музея, помогла понастоящему почувствовать его содержание. И я горжусь, что получила от нее то самое "благословение" напутствие на работу в нем, которое мне в свое время очень помогло.
Удивительно скромным, чистым и мудрым человеком была Антонина Александровна. Присвоение ей звания Почетного гражданина города Грязовца в день празднования 200летнего юбилея города было бесспорным, можно даже сказать, народным награждением, выражением уважения и признания ее заслуг.
Всю жизнь собирая, сохраняя, передавая другим память о замечательных, выдающихся, достойных уважения и примера земляках, Антонина Александровна сама стала для нас одной из них. И память о ней должна быть достойно увековечена. Хочется верить, что эта цель будет достигнута, когда Грязовецкому музею будет присвоено имя его основателя Носковой Антонины Александровны. Будет справедливо, если именно ее имя первым будет встречать каждого, пришедшего в исторические, хранящие изначально собранную ею память, стены.
Подготовила НАТАЛЬЯ НОСОВА