Я слышу зов через года:
«Найди меня! Найди меня!
Я так устал безвестным быть
В чёрной земле, в окопе гнить...»
И. В. БУЛАТОВА
Так вышло, что война 1941-1945 г.г. оставила многие семьи без вестей о пропавших родственниках. Неизвестно, что было страшнее - получить похоронку на близкого человека или сообщение, что он пропал без вести. С одной стороны, последнее оставляло хоть призрачную надежду: а вдруг вернётся? Но сдругой - с каждым послевоенным годом таяла надежда, а в душе оставалась тяжёлая горечь, что нельзя навестить могилу родного человека... До сих пор судьбы тысяч людей так и остаются невыясненными, но поиск мест их захоронений продолжается.
Благодаря появлению в открытом доступе списков советских военнопленных, погибших в фашистских концлагерях, появилась возможность узнать судьбу многих наших воинов, о которых ранее было ничего неизвестно. В руках учащихся и педагогов Вохтожской школы № 1 в декабре прошлого года оказалась Книга памяти советских военнопленных концлагеря «Эренхайн Цайтхан». В этой книге содержится информация о 23809 пленных из более 60 регионов России.
Данный документ попал к Эльзе Дмитриевне Ковалевой, бывшей выпускнице Вохтожской школы № 1, из рук руководства Мемориала концлагеря в 2012 году, когда она побывала там, на месте захоронения своего дяди Михаила Васильевича Трофимова. В музее лагеря с фотографий на нее смотрели глаза тысяч советских ребят, о судьбе которых до сегодняшнего времени знает лишь малая часть родственников. Давно уже нет в живых матерей и отцов, ждавших своих детей до последнего дня жизни, но их потомки свято хранят память и о тех, кто погиб в боях, и о тех, кто считается пропавшими без вести... Тогда Эльза Дмитриевна посчитала своим долгом найти не только всех погибших в стенах лагеря, но и их родственников. Она обратилась к обучающимся Вохтожской школы №1 с просьбой помочь в обработке информации, содержащейся в Книге Памяти концлагеря «Эренхайн Цайтхан». С января месяца началась активная работа учеников с базой данных о военнопленных этого концлагеря.
Под руководством и при активном участии Эльзы Дмитриевны Ковалевой, Анатолия Васильевича Белова и Геннадия Андреевича Сурова, выпускников школы 1958 года, а также учителя истории Вохтожской средней школы №1 И. А. Фроловой обучающимися велась долгая и кропотливая работа. С помощью данных, размещенных в ОВД «Мемориал», установлены адреса и имена родителей узников, их специальность, причина смерти.
«В наших руках оказалась уникальная информация - картотека на каждого военнопленного, погибшего в лагере «Цайтхайн». В каждой карточке содержатся сведения о дате рождения и смерти, месте призыва военнопленного, вплоть до района, села и сельского совета. Помимо этого, там содержится информация о фамилии жены и сведения о детях. К сожалению, не все документы содержат фотографию. Именно с таким материалом работали ученики 7-11 классов и участники объединения дополнительного образования «Музейное дело», - рассказала о ходе проделанной работы Ирина Анатольевна Фролова.
Для того, чтобы немного упростить поиск необходимой информации, между классами были распределены одна-две буквы из алфавитного списка военнопленных. В дальнейшем учащиеся работали со списком, обрабатывая информацию о каждом военнопленном и составляя отдельный список уроженцев Вологодской области. По словам Ирины Анатольевны, сделать это было довольно сложно: обработка данных велась вручную, был нужен выход в Интернет, поэтому ребята работали как в школе после уроков, так и дома. Школьники посчитали это своей священной обязанностью. «Мы в неоплатном долгу перед теми солдатами, которые ценой собственной жизни отстояли мир и свободу. Кто-то прошёл всю войну, а кому-то удалось повоевать совсем недолго. Мы помним и чтим всех, и хотим, чтобы не осталось неизвестных и пропавших без вести солдат»,- сказали участницы кружка «Музейное дело» Марина Беззубова и Юля Давыдова. В общей сложности было обработано более 470 страниц. И на каждой – данные о 50 советских военнопленных. Но общими усилиями справились. Помощь оказали и ученики Вохтожской школы № 2, вместе с учителем истории Н. А. Каберовой.
Из всего списка удалось установить 118 человек - уроженцев Вологодской области. Фамилий 70 воинов нет в электронной Книге Памяти Вологодской области. 28 человек, по данным Книги Памяти, числятся без вести пропавшими. Трое родом из Грязовецкого района. Это Александр Павлович Денисов (в Книге Памяти есть данные, что он умер в плену, теперь родственники смогут узнать место захоронения солдата). Нашлись учётные карточки Александра Александровича Кренёва и Николая Ивановича Скрябина (о них нет данных в Книге Памяти Вологодской области). «Мы очень надеемся найти их родственников, - говорит Ирина Анатольевна. - И со страниц газеты хотим обратиться ко всем землякам с просьбой помочь в поиске родных красноармейцев Кренёва и Скрябина».
Конечно, многие узники концлагерей сознательно не рассказывали правды о своих родственниках, искажали фамилии, чтобы не навредить тем, кто остался на Родине, скорее всего, в данных могут быть неточности. Но, с другой стороны, именно немецкая педантичность помогает найти подробную информацию о советских военнопленных. Мы надеемся, что читатели газеты узнают в фамилиях грязовчан своих родных и смогут восстановить историю их гибели, а может, и посетить место захоронения близкого им человека
P. S. Если вы узнали фамилии своих родственников, за информацией можно обратиться по телефону 3-15-89, БОУ «Вохтожская средняя общеобразовательная школа №1».
Лагерь «Цайтхайн», расположенный недалеко от города Риза, был сооружен в 1941 году специально для советских военнопленных. В июле 1941 года прибыл первый эшелон с 2000 советских солдат. После учета, медицинского обследования и дезинсекции им пришлось прозябать первое время под открытым небом и терпеть голод и острую нехватку воды. Поэтому пленные пили дождевую воду из луж. Все документы свидетельствуют о том, что люди погибали в ужасных условиях. Голодные отеки, цинга, дизентерия, брюшной и сыпной тиф, непосильный труд обессилили и без того крайне ослабленных после тяжелых боев и длительного этапирования пленных. Из-за эпидемии сыпного тифа смертельно больные были брошены на произвол судьбы без всякой помощи. От 10677 человек, находившихся в «Цайтхайне», к моменту эпидемии в конце апреля 1942 года в живых осталось всего 3729. По разным источникам, ежедневно умирали от 10 до 20 человек. «Цайтхайн» до конца войны оставался лагерем смерти для советских военнопленных. В общей сложности там погибло от 25 до 30 тысяч людей. Жертвы похоронены на четырех кладбищах в окрестностях территории бывшего лагеря. До сих пор эти места называются «лесом мертвецов». 23 апреля 1945 г. войска Красной Армии освободили лагерь. Многие узники «Цайтхайна» умерли от последствий плена в последующие недели. На месте лагеря теперь стоит большой мемориальный комплекс, в документационном доме и в бывшем бараке открыта постоянная выставка, посвященная истории лагеря смерти. Мемориал, в первую очередь, служит информационным центром для родных бывших узников, а также центром просветительской и педагогической работы.
О. ХАРЧЕВНИКОВА