Афиша

афиша

Туризм

туризм
туризм_музей

архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
       

Храмы

Расписание богослужений

погода

Внимание! Новая группа!
Просмотров: 5357, комментариев: 0

По зову Родины

- Ну что, Сашка, теперь ты студент, поздравляю,- сказал Александру Савинскому, весело улыбаясь, двоюродный брат. Он уже второй год учился в Тотемском лесном техникуме и чувствовал себя взрослым.

1 сентября Саша прибыл на занятия. Шла размеренная студенческая жизнь. Учеба любознательному мальчишке давалась легко. Собираясь утром 16 октября 1940 года на занятия, ребята как обычно шутили, прихорашиваясь у зеркала.
 
- Послушаем, что там у нас, - Саша включил радио и принялся собирать свои тетради.
 
Оба вдруг на минуту окаменели. Голос из репродуктора передавал указ Президиума Верховного Совета СССР о том, что в средних специальных и высших учебных заведениях вводится плата за обучение, а стипендия будет выплачиваться только отличникам.
 
На этом студенческая жизнь двух братьев закончилась.
 
Стояла золотая осень. Отец, Николай Никонорович, готовил плуг для пашни зяби.
 
- Давай, Сашка, пойдем со мной. Наука эта немудреная. Главное каши хлебай побольше, чтоб сила была.
 
Пятнадцатилетний Александр, одев кепку, выбежал во двор.
 
- Паши, получается,- сказал ему отец, пройдя несколько раз за плугом вместе с сыном.
 
С этого времени Саша стал незаменимым помощником отца,  ведь дочь была уже замужем и жила своей семьей.
 
Незаметно прошло время в хлопотах и заботах о хозяйстве.
 
В июне в деревне Жилино, где проживал Саше Савинский, праздновали престольный праздник «Девятое», отмечавшийся широко, иногда затягивающийся на три дня. Крестьяне отдыхали от посевной, готовились к сенокосу.
 
Встав в воскресенье позже, чем всегда, семья Савинских  завтракала. Вдруг в окно постучали:
 
- Александра! Беда! Война началась. Все уже у сельсовета собрались.
 
Действительно, деревня была похожа на маленький муравейник. Ребятишки бегали, женщины плакали, мужики ходили пьяненькие, осознавая всю тяжесть предстоящего.
 
В августе Саша вместе с отцом жали на поле. Перед дождем летали ласточки. Небо предвещало грозу. Но гроза случилась и в душе Саши и его ровесников. Председатель комсомольской организации сообщил, что все комсомольцы должны завтра явиться к восьми утра в сельсовет.
 
Так, в 15 лет Саша Савинский впервые очутился на чужбине. Их отправили эшелоном на оборонные работы в Новгородскую область. За городом Валдай совсем еще дети, мальчишки и девчонки, вместе со взрослыми ночи напролет копали противотанковые рвы. А днем немецкие самолеты беспощадно расстреливали обессилевших, испуганных людей. Этот период своей жизни Александр Николаевич Савинский потом назовет страшными днями: «Через некоторое время мы оказались в окружении. Немцы наступали. Приходилось спасаться, кто как мог».
 
Саша с группой ребят пристали к мужчинам постарше - с ними было как-то спокойнее.
 
- Давайте, ребятки, мы с вами через лес попробуем пробраться, - сказал мужчина лет сорока. Пробираясь по лесу, затем переправляясь через болото, им казалось, что сейчас вот-вот выйдут на немцев. Но на этот раз все обошлось.
 
- Смотрите, поезд,- сказал Саша девчонкам, Саше Русиновой и Фаине Рыжаковой. На этом поезде, двигавшемся в направлении Москвы, они добрались до Рыбинска, потом пешком, на попутках до Вологды. А там уж рукой подать до Тотьмы.
 
-Усть Толмша! Наша станция, миленькая, мы вернулись, - кричали девчонки, задыхаясь от радости.
 
Но недолго пробыли они дома. За побег с оборонных работ их судили, отправив на исправительные работы.  Саше просто повезло - ему не было шестнадцати лет.
 
Он продолжал работать в колхозе, а в октябре вновь отправили парня на оборонные работы под Вологду. «Там уж я пробыл от звонка до звонка. Вернувшись, всю зиму трудился на лесозаготовках. Вот такой была жизнь мальчишек и девчонок военных лет»,- с горечью пояснил фронтовик.
 
В январе 1943 года Александра Савинского призвали в ряды Советской армии, направив учиться в Череповец, в Лепельское военное училище (эвакуированное из белорусского города Лепельск). Шесть мальчишек из его родной Погореловской школы проходили здесь обучение. Они еще тогда не знали, что живыми останутся только двое - Савинский и Кочеванов.
 
11 августа у выпускников должны быть госэкзамены.
 
- Сейчас отстреляете последнее упражнение из танкового пулемета и вы – офицеры, - говорил им командир.
 
Неожиданно планы поменялись.
 
- Двадцать пятый год на стрельбище не идет! Почистить оружие на складскую смазку и готовиться к построению,- скомандовал начальник училища, оставив ребят в недоумении.
 
«Когда мы вышли, то увидели, что на площади собралось все училище.  Нас готовили к срочной отправке на фронт». Офицерское звание Савинский так и не получил и только потом, чтобы отличался от других солдат, присвоили ему звание старшины.
 
Направленный под Харьков на Степной фронт, Саша Савинский буквально через день попал в батальон, который посылали в разведку боем.
 
- Перед вами село Пересечное. Ваша задача занять его и укрепиться.
 
Эти слова командира напомнили Саше учебную задачу. Да еще и наградить пообещал! Какой-то страшный сон.
 
Завязался бой. Немец подпускал метров на семьдесят и начинал обстрел из всех видов оружия. Он просто крошил батальон на мелкие кусочки. В этом аду Сашу Савинского спасла кочка, за которой он смог спрятаться во время обстрела. Вещмешок был расстрелян на лоскутки, тетрадка для писем, скрученная в трубочку, кружка - все было продырявлено пулями.
 
Однако, разведка бом получилась. Многие огневые точки в системе вражеской обороны раскрыли себя. Но какой ценой…
 
К двенадцати часам дня из пятисот бойцов батальона в живых осталось только двадцать. После некоторой передышки оставшихся бойцов вновь послали в бой. О таком боевом крещении Саша и подумать не мог.
 
Уже темнело, но казалось, что конца не будет этому страшному дню: свисту пуль, взрывам, крикам, стонам и грудам мертвых тел. Вдруг Саша услышал голос. Он подполз поближе и увидел командира роты.
 
- Боец, помоги!- взмолился командир.
 
Он был ранен в ноги. Несколько минут Саша стоял в недоумении, потом увидел станковый пулемет, развернул его, расстрелял оставшиеся патроны. Вынув пулеметную ленту, ловко затащил командира на ствол пулемета.
 
- Цепляйтесь за щиток, я Вас потащу,- крикнул он раненому.
 
Путь был не близок, а метров через пятьдесят до наших окопов немец вдруг открыл стрельбу. Уставший, изнуренный боем, Савинский рисковал собственной жизнью, стараясь спасти командира. Вдруг Саша почувствовал сильную боль и, увидев кровь на руке, понял, что ранен.
 
Командир вытащил из кармана бинт, ловко перевязал руку Савинского.
 
- Я добегу, тут близко,- сказал Саша и, не дождавшись ответа, побежал за помощью.
 
Добравшись до своих, он сообщил о раненом командире санитарам.
 
Так, Александр Савинский оказался в госпитале. В лесу, в землянке, проходили лечение солдаты. «Тогда был молодой, заживало все быстро»,- вспоминает А.Н. Савинский. День выписки остался навсегда в его памяти.
 
Около пятнадцати человек сегодня должны были покинуть госпиталь. Кто-то спешил скорее вырваться отсюда и продолжать громить врага, кто-то стоял и задумчиво смотрел в высокое голубое небо. Лес прощался с листвой, и, казалось, падающие листья что-то шептали уходящим на фронт солдатам.
 
Капитан, начальник госпиталя, стал оглашать список бойцов, подлежащих выписке. Когда он дошел до фамилии Савинского, Саша громко ответил:
 
-Я!
 
Капитан подошел к нему и произнес слова, которые забыть невозможно:
 
- Поздравляю с совершеннолетием. Извини, друг, что детей воевать заставили.
 
Через несколько часов Саша был в дороге, ему предстояло добраться до Харькова, где стоял запасной полк, формировавший маршевые роты для отправки на фронт. На II Украинском фронте в батарее 120-милллиметровых минометов воевал он вместе со своим другом. Селиванов был разведчиком, а Савинского назначили заряжающим миномета. «Руки после перенесенного ранения плохо слушались, а сколько приходилось поднять за день шестнадцатикилограммовых снарядов никто не считал».
 
Пришлось Саше на фронте быть еще и комсоргом. «Комсорг - это всегда впереди идущий, поднимающий бойцов в бой,- вспоминал А.Н. Савинский. - Наступали в те годы без всякой артподготовки, вот что было ужасно». Комсорг личным примером вдохновлял товарищей на подвиг, стойкость в бою, взаимовыручку и помощь в беде. Снова и снова звучало его раскатистое «Ура!», «За Родину! За Сталина!», и бойцы смело шли на врага, каждый раз глядя в лицо смерти.
 
Во время очередной атаки Савинский получил ранение в ногу, «была задета кость». После шести месяцев лечения в госпитале ногу удалось спасти. Военные врачи знали, что от их работы зависела глобальная задача возвращения в строй раненых солдат, а, значит, и повышение боеспособности частей и соединений армии.
 
Умный, образованный, Саша Савинский хорошо понимал, как нужны там, на передовой, его знания и стремился скорее вновь встать в строй.
 
В батарее 207 Краснознаменной ордена Суворова Померанской стрелковой дивизии он был старшим разведчиком и все время находился на наблюдательном пункте. « Моим самым лучшим оружием была стереотруба и бинокль. Для вычисления данных – офицерская карта и командирская линейка». За считанные минуты Саша ловко рассчитывал угломер, прицел, тип заряда. Его мастерством восхищались и знали в лицо самые большие начальники.
 
А.Н. Савинский вместе с воинами нашей доблестной армии прошагал Прибалтику, Польшу, участвовал в Вислинском плацдарме, принимал участие в освобождении Варшавы. Потомкам А.Н. Савинского есть чем гордиться. Их отец и дед дошел до Берлина, с честью выполнив свой воинский долг. О его доблести говорят правительственные награды: орден Отечественной войны I степени, орден Красной звезды и двенадцать медалей.
 
Закончилась война, но вернуться домой посчастливилось только в 1949 году после службы в Германии.
 
В военкомате, при постановке на учет, Александра Николаевича сразу же определили на работу:
 
- Будешь директором кинотеатра в Тотьме.
 
И в том же году бравый солдат женился. Любовь с первого взгляда переросла в любовь всей жизни - с Тамарой Николаевной вот уже 61 год вместе, воспитали троих замечательных детей. Дочь, Охапкина Галина Александровна, председатель Грязовецкого районного суда. Внук Сергей пошел по стопам деда, окончил Институт права и экономики, сейчас замдекана факультета психологии.
 
Вся послевоенная жизнь Александра Николаевича была посвящена учебе: сначала в вечерней школе, затем в Калининградской школе милиции (окончил с отличием) и высшей школе МВД в Ленинграде. Очень много пришлось семье поездить по Вологодчине - Александр Николаевич был оперуполномоченным ОБХСС в Тотьме, старшим оперуполномоченным уголовного розыска, затем начальником милиции в Тарноге. В 1965 году семья Савинских переезжает в Грязовец, где Александр Николаевич также занимал пост начальника милиции. Живя в Липином Бору, в 1977 году по линии МВД он выходит на пенсию и вновь возвращается в Грязовец. Трудиться продолжал в Грязовецком Домоуправлении, затем начальником комбината коммунальных предприятий. Закончил свою трудовую деятельность Савинский в должности юриста в 1998 году.
 
А.Н. Савинский прошел доблестный путь служения своей Родине. Ветеран труда, полковник за безупречную службу в милиции награжден медалями I и II степени.
 
Нужно сказать и о том, что он стал первым председателем Совета ветеранов в Грязовце, до сих пор состоит в его членах, присутствует почти на всех заседаниях. В свои 84 года Александр Николаевич остается человеком интересным, активным и жизнелюбивым.
 
Хочется выразить свою признательность А.Н. Савинскому за то, что поделился воспоминаниями, за которые он заплатил своей кровью. На нас, потомках, лежит обязанность сохранять их и делать достоянием будущих поколений.
 
Пройдут годы, десятилетия, но память об участниках той великой войны будет жить вечно в сердцах русских людей.
 
Долгих лет жизни, здоровья, душевного спокойствия Вам, уважаемый Александр Николаевич, супруге, Тамаре Николаевне, детям, внукам и правнукам.
 
Е. Щучкина




Анонс номера

Реклама

Работа
ПФР
ФСКН
ФНС