Афиша

афиша

Туризм

туризм
туризм_музей

архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       

Храмы

Расписание богослужений

погода

Внимание! Новая группа!
Просмотров: 2472, комментариев: 0

Завещана Жизнь

Не знаю, как ты, а меня с деревенскою
Дорожной тоской от села до села,
Со вдовьей слезою и с песнею женскою
Впервые война на проселках свела.
К. Симонов
 
9 мая во всех уголках нашей страны около Вечного огня застынут в почетном карауле потомки тех, кто свершив ратный подвиг, завещал нам жить в мире и согласии, отдав за это свою кровь, здоровье и жизнь. И каждый год пламя Вечного огня напоминает нам о погибших, заставляет вспомнить о мужестве героев и будит нашу совесть, чтоб мы не забывали уроков истории и не допустили повторения трагедии.
 
На территории моего родного, бывшего Покровского, а теперь Юровского сельского поселения, остались в живых только два участника ВОВ. Об одном из них сегодняшний рассказ.
 
Георгий Александрович Митонов родился в 1924 году в деревне Кокарево в многодетной крестьянской семье. После окончания Каргачевской начальной школы стал работать в родном колхозе. В 1941 году по вербовке был отправлен в леспромхоз Архангельской области, где всю зиму трудился на заготовке леса. Когда началась война, отца Георгия забрали на фронт, а его зимой 1942 года направили на оборонные работы. Молодой парень вместе с женщинами, подростками, стариками рыл окопы, возил лес на строительство блиндажей в Криводине, Хаймине и Слободе.
 
14 августа Родина призвала на защиту своих рубежей и Георгия. «До 1 января 1942 года в Вологде в составе 250 человек я проходил учебу. Нас готовили в саперы»,- рассказывает Георгий Александрович.
 
В начале 1943 года наш земляк попал на фронт. «Как сейчас помню, довезли нас до станции Торжок, это Калининградская область. Вооружили трофейным оружием, которое мы находили прямо в стогах сена,- делится воспоминаниями фронтовик.- Винтовки, автоматы вытаскивали из соломы на поле, находящемся в нескольких метрах от станции. Многие из них были непригодны для стрельбы, поэтому приходилось оружие себе собирать по частям».
 
Георгий попал в автоматную десантную бригаду, вместе с которой осенью 1943 года пошел в наступление. «Потрепали нас здесь изрядно немцы - пришлось отступать и ждать подкрепления»,- говорит Георгий Александрович.  В этот период войны несколько раз получал молодой солдат осколочные ранения - бои шли кровопролитные и тяжелые. Под городом Невель 5 ноября все-таки не уберегся он от шальной пули. Тогда Георгий с двумя бойцами выполняли приказ командира об уничтожении пулеметной точки противника. Иными слова, нужно было забросать гранатами смертоносный огневой дзот. Задачу солдаты выполнили, и все трое были награждены медалями «За отвагу». С поля боя нашего земляка вытаскивал санитар. Помнит он, что украинский хлопец первую помощь оказал ловко, умело и быстро. В перевязочном фронтовом пункте пришлось пролежать Георгию Александровичу целых две недели, так как не было возможности доставить раненых солдат в госпиталь по причине ожесточенных боев. Места для раненых катастрофически не хватало, бойцы лежали даже на подвесных носилках.
 
Долго пришлось мыкаться по госпиталям Георгию Александровичу - ранение в ногу было тяжелым, сквозным. После лечения солдату назначили нестроевую III группу, поэтому служить до конца войны продолжал он в рабочем батальоне.
 
Глаз не смыкали почти сутками. Днем сортировали и укладывали боеприпасы, а ночью грузили и отправляли вагоны на фронт. Тяжелый труд обременял  тот факт, что немецкие самолеты на станциях постоянно совершали налеты на составы, готовящиеся к погрузке. Под свист пуль мужчины и целая рота женщин рабочего батальона добросовестно выполняли так необходимую для фронта работу. От их слаженности, выносливости зависело бесперебойное снабжение наших войск боевыми патронами, снарядами, минами.
 
Вместе с этим батальоном Георгий Александрович прошагал до Эстонии, а в октябре 1945 года был демобилизован и вернулся в родные места. Отец с войны, славу Богу, тоже живым пришел, хотя был, как и сын, ранен.
 
- А приходилось ли на фронте встречать земляков?- спрашиваю ветерана.
 
- С двумя земляками свела судьба меня на той войне - встретил Романова Николая и Григория Смирнова. К счастью, все мы живы остались.
 
 Георгий Александрович по пальцам перечисляет тех, кто ушел из его и близлежащих деревень. Всплывают в памяти фамилии, имена мальчишек, оставшихся навеки семнадцатилетними:
 
- Вот Сашка - вместе гуляли, погиб парень у Зимоваловых, у Романовых брат не вернулся. Дима Зюзин с Погоста тоже … У матери брата убили, семеро детей остались без отца.
 
Да, не было в деревне семьи, которую бы  стороной обошла проклятая война. Она долгим эхом прокатилась по нашей стране - голода люди хватили вдоволь, где-то до 50-го года не забывали о нем в деревнях и селах.
 
- Немец успевал напакостить везде и у нас тоже побывал. Бомбил он и Бакланку. Она от нас недалече, семь километров через лес. Ведь там было много баз: хлебная, по заготовке сена, нефтяная. Немцы знали, что уничтожать. Хотели, чтобы страна осталась без продовольствия, горючего. Весь 42-ой год совершали они свои злополучные налеты, пока не поставили грязовчане на крышах зенитки. До сих пор воронки от бомб напоминают об этом. А недавно между вокзалом и почтой вырыли невзорвавшуюся бомбу - вот вам и отголосок войны через 65 лет.
 
Послевоенная жизнь Георгия Александровича, как и всех сельчан, была посвящена труду - тяжелому, не за деньги, а за трудодни. Сразу после фронта три сезона было отдано леспромхозам на Гремячем, в Каменке. Жить приходилось в бараках, там познал страшный голод и нищету. Паспорта в деревне люди не имели – не положено было, иначе, кто остался бы в такое трудное время. Те, кто посмелее, уезжали по вербовке в Череповец, там и оставались, обзаводились семьями. А ему выпало счастье не покинуть малую родину, пустить корни на этой земле.
 
Будущей жене, Сосиной Екатерине Васильевне, тоже досталось - в войну девушка работала на строительстве аэродрома под Вологдой, возила на лошадях песок и другой  стройматериал.
 
В 1950 году молодые люди решили создать семью, ведь знали они друг друга с детства. Екатерина стала работать на телятнике - работа тяжелая, без выходных, отпусков и декретных. К родившей только вчера женщине наутро в окно уже стучал бригадир. Мол, пора на работу, свое дело знай. Приходилось со слезами умолять его, чтобы дал хотя бы день отдохнуть после родов. Первенец, Анатолий, у Митоновых родился в 1951 году (два года назад похоронил уже его отец), в 52-ом - Галя, в 55-ом - Нина, в 60-ом – Витя.
 
Георгий Александрович трудился на конюшне. «В каждой деревне,- поясняет он с гордостью,- была своя конюшня, до двадцати лошадей насчитывала». Потом приходилось работать бригадиром полеводства и животноводства.
 
Хозяйство всегда было большое у Митоновых: овцы, по две коровы держали (ведь раньше здесь было сливочное отделение маслозавода), куры. Шерсть носили в Кукобой, где ее обменивали на валенки. 2кг.100 гр. овечьей шерсти требовалось на женскую пару этой теплой и незаменимой для крестьян обуви. Конечно, приходилось добавлять 3-4 рубля за работу мастера.
 
Георгий Александрович в 1957 году на основе старенького домика построил свой. Смотришь сейчас на него и удивляешься - ни один бок не покосился, заботится хозяин о родном гнездышке. В конце прошлого года государство выделило деньги на покупку квартиры, пришлось добавлять, не хватило. Да не хочет в город ехать наш ветеран, хоть и трудно приходится сейчас одному - жена умерла в 1999 году. Трое жителей осталось в деревне Куземкино. Хорошо, что дети не забывают отца. По очереди на выходные ездят - воды на всю неделю отцу наносят, дров. Восемь внуков и двое правнуков продолжают род Георгия Александровича. Сын Виктор живет в Вологде, Нина – в Надееве, а Галина далеко, в Ленинградской области, город Пушкино.
 
Единственной  связью с миром (а центральная усадьба находится в восемнадцати километрах) является автолавка, в ней-то мы и застали Георгия Александровича, когда приехали в отдаленную деревню.
 
Ничего, скоро лето, а там, глядишь, дачники понаедут, оживет деревенька. А какие поля, перелески здесь! Все мило сердцу человека, отдавшего жизнь этому краю. Но становится не по себе, когда смотришь на разбитые ставни окошек, некогда даривших столько тепла и света, на покосившиеся избы, вросшие в землю. Хороших, заботливых хозяев ждет не только эта, но и сотни других, забытых Богом и людьми российских деревень.
 
А Георгий Александрович с оптимизмом смотрит на жизнь. В свои 86 лет держит пчел, которых разводит с 1959 года. Восемь домиков под окном  в ожидании лета и заботливых рук хозяина. Бывало, «внук на лето приезжал ко мне, так, помогал за ними ухаживать». Старается и сейчас Георгий Александрович все делать сам - не привык бездельничать. Да вот беда, ноги плохо слушаются, сказывается всю жизнь фронтовое ранение.
 
Усиливающийся ветер и приближающийся вечер заставили поторопиться, чтобы не опоздать на школьный автобус. Многое бы мог рассказать проживший долгую и трудную жизнь фронтовик, да разве уместиться она вся на лист бумаги?
 
Хочется пожелать здоровья и безоблачного неба дорогому нашему ветерану и выразить благодарность строчками из стихотворения:
 
Вам, всем, кто вынес ту войну-
В тылу иль на полях сражений,
Принес победную весну -
Поклон и память поколений.
Е. Щучкина




Анонс номера

Реклама

Работа
ПФР
ФСКН
ФНС