Для кого-то 12 лет - это срок, для Апполинарии Ивановны - просто очередной жизненный этап большой и насыщенной событиями жизни. Не всегда эти события приносили радость, и не очень-то охотно вспоминает она о них, но что было, то было. В 2004 году ушел из жизни муж, в 2006-м - сестра. Тяжело оставаться одной-одинешенькой на 92 году жизни. Впрочем, совсем одинокой она себя не чувствует - часто навещают ее родственники, и эти посещения сглаживают одиночество. Вот и в день моего знакомства с Апполинарией Ивановной в ее комнате я застал племянницу долгожительницы, Нину Ивановну Кутышеву, приезжающую сюда из Вологды. Добавлю, что навещают ее и односельчане, также прожиающие в Доме ветеранов.
28 декабря Апполинарии Ивановне Чисняговой исполняется 92 года. Возраст, который не может не вызвать удивления у нас, привыкших не заглядывать за 70 или, в лучшем случае, за 75 лет. И конечно же, встреча эта была связана отнюдь не с желанием посмотреть на то, как выглядит человек в девяносто с лишним лет, а с живым интересом к тем событиям, которые ей пришлось пережить на своем жизненном пути, прикоснуться к живой истории нашей страны. Удивительно, но Апполинария Ивановна хорошо помнит детские и юношеские свои годы, и военные годы, и годы послевоенного возрождения... Вообще-то удивляться тут нечему: давно известно, что воспоминания детства и юношества, как правило, не улетучиваются из памяти до последних дней жизни.
Явилась Апполинария Ивановна на свет в далеком 1920 году, такая вот почти столетняя давность. В семье детишек было пятеро. Глава семьи работал в Вологде. К несчастью, простудился, заболел воспалением легких и в одночасье помер. Все заботы о семье легли на мать, Евгению Павловну. Но могла ли женщина в ту суровую пору прокормить эдакую кучу детей? Так что пришлось Полине закончить свою учебу уже после третьего класса и заняться плетением кружев, чему ее научила мама. Слава Богу, работать приходилось дома, а незамысловатые изделия юной кружевницы сдавали в кружевную артель. Какой-никакакой, а все ж прибыток семье.
Когда девушка подросла, то пошла трудиться в колхоз. Колхоз тот назывался «Комельстрой». Сегодня такое название кажется странноватым, но тогда оно звучало внушительно. В 1941 году Полина подалась в МТС, где выучилась на тракториста. В наши дни повстречать женщину-тракториста просто невозможно, но в предвоенные годы лозунг «Женщины - на трактор!» был весьма популярен. К тому же начавшаяся война диктовала свои суровые законы - надо было заменить ушедших на фронт мужчин.
Тракторов было мало, и трактористы работали на них в две смены, то есть весь световой день, прихватывая зачастую и ночные часы. Рабочих рук тоже не хватало, а потому вместо отдыха женщины ставили на поле суслоны, вручную жали рожь, теребили лен... За четыре года работы на тракторе Полине пришлось побывать на всех полях Комьянского сельсовета. В память о тех нелегких годах у Апполинарии Ивановны осталась медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
После войны она сменила трактор на лошадь - стала возить бочки с горючим от гаража к месту работы трактористов. Лошадь - не трактор, вроде, с ней полегче. Но каково грузить на телегу бочки весом по сто и более килограммов! Мешки с зерном были полегче - всего 60 килограммов. Может, для здорового мужика это по силам, а вот женщине.. Грузчика же ей не дали. Таковой вот была ее работа на протяжении целых восьми лет.
А ведь было и свое хозяйство - корова, телка и прочая живность. Прожить на палочки за трудодни было попросту невозможно. Скотина требовала корма, его приходилось добывать, выкашивая по ночам траву в кустах или у обочин дорог. В наши дни представить такое невозможно, но в те годы, выражаясь словами известного героя повести Василия Белова, это было делом привычным. Хуже было то, что это привычное дело продолжалось не годами, а десятилетиями.
...Замуж Полина вышла поздно, в 1957 году, когда на исходе был четвертый десяток лет жизни, жизни, которая дается человеку всего один раз. Ее избранником стал такой же тракторист как и она сама, а познакомились они во время заправки тракторов. Дружили они до свадьбы аж восемь лет. Почему так долго? А причиной тому стало противодействие со стороны матери жениха - невеста была на семь лет старше.
И тем не менее, свадьба состоялась и образовалась новая семья. Поначалу молодые жили в старом доме, но от ветхости своей он стал разваливаться. Пришлось ставить новый, стоит он и сейчас.
Прожитые в непосильном труде годы вскоре дали о себе знать - начались болезни, повлекшие за собой инвалидность. В итоге - переезд в Дом ветеранов. Да, такие ухабы жизни не проходят бесследно.
Такая вот получилась печальная история. И заметьте, что судьба Апполинарии Ивановны Чисняговой не является исключением из общего правила. Таковой оказались судьбы многих миллионов наших соотечественников в не столь уж далеком прошлом нашей Родины. И не будь такого самопожертвования в суровые годы войны на фронте, и в тылу, в нелегкие годы послевоенного строительства, еще не известно, как бы сложилась жизнь нынешнего поколения. Так давайте же вместо обыденного сочувствия низко поклонимся в ноги Апполинарии Ивановне Чисняговой и всем тем, кто не жалея здоровья и самой жизни ратным трудом и самоотверженным трудом у станков и на полях отстаивали само существование страны. Пусть пример их жизни навсегда оставит благодатный след в душах ныне живущих поколений.
Н. ГУСЕВ.