Афиша

афиша

Туризм

туризм
туризм_музей

архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
       

Храмы

Расписание богослужений

погода

Внимание! Новая группа!
Главная Актуально Лучший материал в номере от 29 октября. "Общественно полезный труд в школе: "за" и "против""
Просмотров: 2887, комментариев: 0

Лучший материал в номере от 29 октября. "Общественно полезный труд в школе: "за" и "против""

В мои школьные годы дневник каждого ученика пестрел оценками. Там были отметки не только по предметам, но и по внеурочной деятельности. В графе общественно полезный труд оценку ставил учитель, а домашние дела оценивали родители. В школе было организовано дежурство по кабинету, включавшее влажную уборку и полив цветов. Мы занимались оформлением кабинетов, стендов. В летние каникулы трудились на пришкольном участке, выращивали овощи. У каждого класса была и своя грядка с цветами. Результаты нашей работы были видны в конце лета и, конечно же, 1 сентября, когда мы приходили в школу, а нас встречал благоухающий цветник. Я не помню, чтобы кто-то старался избежать общественно полезного труда. Для меня лично все эти работы не были обузой. Наоборот, это был еще один повод встретиться и пообщаться со сверстниками, с пользой, интересно и весело провести свободное время. 
В мои школьные годы дневник каждого ученика пестрел оценками. Там были отметки не только по предметам, но и по внеурочной деятельности. В графе общественно полезный труд оценку ставил учитель, а домашние дела оценивали родители. В школе было организовано дежурство по кабинету, включавшее влажную уборку и полив цветов. Мы занимались оформлением кабинетов, стендов. В летние каникулы трудились на пришкольном участке, выращивали овощи. У каждого класса была и своя грядка с цветами. Результаты нашей работы были видны в конце лета и, конечно же, 1 сентября, когда мы приходили в школу, а нас встречал благоухающий цветник. Я не помню, чтобы кто-то старался избежать общественно полезного труда. Для меня лично все эти работы не были обузой. Наоборот, это был еще один повод встретиться и пообщаться со сверстниками, с пользой, интересно и весело провести свободное время.
 
За несколько десятков лет ситуация изменилась. Сегодняшние ученики не занимаются мытьем полов в кабинетах, нет привычных советским школьникам работ на грядках в летний период. Но, как говорится, все новое - это хорошо забытое старое. Нынешний российский министр образования намерен ввести для учеников общественно полезный труд, на участие в котором не потребуется согласие родителей. Об этом было заявлено на встрече с родительской общественностью на прошедшем в начале нового учебного года Общероссийском родительском собрании. По планам министра уже со следующего учебного года общественно полезный труд войдет в общую практику. В данный момент по этой образовательной дисциплине идет разработка методичек. Общественность живо обсуждает новую инициативу Министерства образования. Вопрос на самом деле актуален, поэтому районка тоже решила поднять эту тему. Для начала мы отправились к начальнику Управления образования Грязовецкого района Т. А. Патракеевой. Вот что на этот счет думает Татьяна Александровна:

- История трудового воспитания детей уходит в далекое прошлое. В конце XIX века так называемый «Ручной труд» был включен в учебные планы школ Финляндии, Франции, Великобритании, США и других стран. В России «Ручной труд» начал преподаваться с 1884 года, а в 1937 году трудовое обучение в российских школах было отменено. В 60-х годах XX века трудовое обучение как учебный предмет было восстановлено (в начальной школе – «Ручной труд» (1 час в неделю), в 5–7 классах – практические занятия в учебных мастерских и на учебно-опытных участках (2 часа в неделю), в 8–10 классах – практикумы по машиноведению, сельскому хозяйству и электротехнике). Спустя десятилетие в учебные планы было введено производственное обучение (12 часов в неделю в 9–11 классах). И далее трудовое обучение не уходило из учебных планов и по сей день. 

Общественно полезный труд (ОПТ) как учебный предмет существовал в советской школе во второй половине 1980-х годов. Основными направлениями ОПТ были работы для своей школы, по охране природы и благоустройству. Но на практике ОПТ в основном сводился к уборке школьных помещений и территории школы.
Наверное, нужно различать понятия «трудовое обучение» и «трудовое воспитание». Если с первым всё понятно, то второе, на мой взгляд, в XXI веке вытеснилось из стен школы. А в том, что трудовое воспитание – это неотъемлемая часть становления личности человека, нет сомнения. Считаю возврат в учебные планы общественно полезного труда очень своевременным. Только он не должен сводиться к мытью полов и досок. Важно, чтобы общественно полезный труд был связан с реализацией каких-либо социально значимых проектов, которые были бы направлены и на профориентацию школьников, и реализовывались бы не только на территории школы, но и на предприятиях, в организациях и в сельском хозяйстве.
А как к этому новшеству относятся жители Грязовецкого района? Интересно было услышать и их мнение. Ответы были такими:
Вероника Николаевна, 63 года: «Мои дети уже выросли, но если судить по внукам, то могу сказать, что они сейчас очень заняты: уроков много, приходят поздно, посещают занятия по дополнительному образованию. В принципе, для детей это будет дополнительная нагрузка». 
Людмила, 67 лет: «Я бабушка шес-ти внуков. Думаю, что труд детей не испортит. Раньше мы и наши дети в школе все делали, были к труду приучены, и все выросли хорошими людьми».
Наталья Николаевна, 43 года: «Я отношусь к этому положительно. Дети должны трудиться. Труд – фундамент воспитания».
Елена, 33 года: «Нужно, чтобы дети к порядку приучались, может, и пакостить не стали бы в школе. Стали хотя бы уважать свой труд, если чужой не ценят. Но только здесь нужен индивидуальный подход. Например, у моей знакомой ребенок астматик, моющие средства могут неблагоприятно сказаться на его здоровье».
Анастасия, 26 лет: Я, конечно, «за». Так дети приучатся к труду и будут заняты полезными делами. Когда я училась в школе, у нас были так называемые «отработки». Мы, может быть, и не совсем с удовольствием ходили на них, но все же считали, что это нужно, ведь то, что было выращено нами на участке школы, мы в дальнейшем кушали в столовой и знали, что наши труды не пропали даром».
Кирилл Иванович, 61 год: «Школьникам это только на пользу пойдет. Давно пора. Пусть работают!» 
Оксана, 29 лет: «Введение общественно полезного труда пойдет на пользу. Может, так школьники научатся уважать чужой труд».
Елена, 44 года: «Если в классе прибираться, это нормальное явление. После себя же дети порядок будут наводить, аккуратнее станут относиться к имуществу, меньше мусорить, научатся мыть пол. Ответственность вырабатывается. Я лично помню, как оставались после урока, чтобы прибрать кабинет. Много интересного в это время происходило, между прочим!»
Юлия, 27 лет: «Если решение будет продуманным, почему бы и нет? Помню, как в классе 5-6 в моей школе (в другом городе) раз в четверть нас заставляли приходить по вечерам в школу и мыть свою парту. Естественно, к месту действия являлись лишь самые ответственные и добросовестные. Надо ли говорить, что они отдувались за всех до победного? А самое страшное мое воспоминание о школьном детстве заключается в следующем: раз в четверть классный руководитель отправляла нас, среднюю школу, после уроков разносить дневники по домам старшеклассников. Жуть! Одним словом, я за общественно полезный труд, но с умом и без фанатизма».
Ольга Дмитриевна, 49 лет: «Я только «за», потому что растут трутни. Мы, когда учились в школе, прибирались, у нас были санитарные дни, поэтому ценили труд уборщиц. Считаю, что родители, выступающие против этого, не правы». 
Наталья, 41 год: «Я такую инициативу поддерживаю. Чисто не там, где моют, а там, где не мусорят. Во-первых, школьники не будут мусорить там, где сами несут ответственность за порядок. Во-вторых, приучать к труду возможно и таким способом, главное, чтобы была поддержка со стороны родителей».
Елена, 48 лет: «Детей нужно приучать к труду, как это было раньше. Элементарно: не будут мусорить там, где убирали сами». 
Анна, 36 лет: «Я не против. Благодаря этому дети станут ценить труд других людей, может, лишний раз поднимут фантик или донесут его до мусорки. Отдохнут от умственного труда, переключаясь на физический. Дети могут мыть доску, разносить стаканы и булочки в столовой. Работа нетрудная, но помощь учителю ощутимая. Ко всему прочему, общественный труд сплачивает коллектив. Прибирая пришкольную территорию, дети учатся помогать друг другу, больше общаются. Думаю, эта проблема сейчас у школьников тоже есть». 
Александр Петрович, 59 лет: «Полностью поддерживаю! Труд еще никому не вредил. Пусть отдохнут от гаджетов и уроков».
Маргарита, 43 года: «Сейчас нагрузка у детей огромная. Плюс занятия внеурочной деятельностью. Когда они будут заниматься общественно полезным трудом? Нужно хотя бы точно определить, что подразумевает министр под этим понятием? Мытье полов? Нереально! Хотя просто уборка территории не каждый день и может быть».
На странице газеты в соцсети мы поинтересовались у наших земляков, можно ли периодически возлагать на школьников уборку классов, пришкольной территории или этими делами должны заниматься технические служащие? В голосовании принял участие 221 человек. Предлагаем вашему вниманию его результаты.
Получается, что большинство опрошенных не против введения в школах общественно полезного труда. Главное, чтобы не было перегибов. Не нужно забывать и о том, что труд является фундаментом и очень действенным орудием любого воспитательного процесса. А если он правильно организован (к примеру, школьники отремонтируют книги в библиотеке или соберут материалы об учителях школы, а потом издадут сборник), то это еще и прекрасный стимул для творчества.
 
Подготовила материал
Екатерина ЩУЧКИНА




Анонс номера

Реклама

Работа
ПФР
ФСКН
ФНС