Прокомментировать указанные в законе новые нормы и тарифы мы попросили директора Комплексного центра социального обслуживания населения Татьяну Владимировну Кашину.
- 28 декабря 2013 года был принят закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 января 2015 года. В течение 2014 года разрабатывались нормативно-правовые акты к данному закону. С 2015 года в соответствии с приказом Департамента социальной защиты населения Вологодской области установлен порядок утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов. Также приказом Департамента утверждены стандарты социальных услуг. Например, покупка продуктов питания осуществляется 9 раз в месяц; оплата коммунальных услуг раз в месяц; топка печей 15 раз в месяц и т. д.
Но надо понимать, что тариф и плата - разные понятия. Тариф – это та сумма, в которую обходится государству содержание одного клиента в месяц. Оплата услуг зависит от размера пенсии получателя социальных услуг и не должна превышать 50% разницы между величиной среднедушевого дохода клиента и полуторной величиной прожиточного минимума, установленного в Вологодской облас-ти. Она рассчитывается так: средний доход за 12 месяцев минус полтора прожиточных минимума, затем эта сумма делится пополам. Получается сумма, выше которой взимать с клиента мы не имеем права, хотя он может воспользоваться полным перечнем услуг, стоимость которых намного выше его платы.
В связи с вступлением в силу нового федерального закона положение многих граждан улучшилось. Раньше на бесплатное обслуживание имели право те, у кого среднедушевой доход был ниже прожиточного минимума (на сегодняшний день для пенсионера это 7082 рубля), а новый закон дает право на бесплатное обслуживание тем, у кого доход ниже полуторной величины прожиточного минимума, т.е. 10623 рубля. В прошлом году бесплатное обслуживание у нас получали 24 человека, сейчас - 77. Среди них участники, инвалиды и вдовы Великой Отечественной войны, которым бесплатные услуги мы предоставляем по поручению Губернатора области, несмотря на то, что их доход намного превышает прожиточный минимум.
По сравнению с 2014 годом перечень услуг уменьшился, но они стали более емкими. Например, услуга «Уборка жилых помещений» предусматривает подметание (сухая чистка пылесосом) пола и вытирание пыли с наружной поверхности мебели; влажная уборка помещения; вынос бытовых отходов. Раньше это все были отдельные услуги.
В течение 1 квартала 2015 года специалисты учреждения проводили с нашими клиентами информационно-разъяснительную работу, всем лично объясняли, просчитывали плату, пересматривали потребность в социальных услугах.
Сейчас на обслуживании в Комплексном центре находится 351 человек, из них 77 граждан пользуются услугами бесплатно. Постановлением Правительства РФ от 18.10.2014 г. № 1075 утверждены правила определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг. Раньше мы рассчитывали среднедушевой доход за 3 месяца. Теперь расчет среднедушевого дохода производится, исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за последние 12 календарных месяцев. При расчете учитываются пенсии, пособия, стипендии и другие аналогичные выплаты; страховые выплаты; доходы от сдачи в аренду имущества и др. Плата у каждого клиента просчитывается индивидуально и берется в соответствии с действующим законодательством.
Тарифы на социальные услуги экономически обоснованы, проверены специалистами Департамента социальной защиты населения Вологодской области.
Н. НОСОВА