Учебник «Музыка», первый класс
Лучший материал в номере от 06.02.2018.
Рисунки в учебнике «Музыка» к трём пьесам П. И. Чайковского из его знаменитого «Детского альбома» вызвали бурное обсуждение среди моих знакомых. У большинства из них дети учатся по этому пособию, а кто-то и сам когда-то слышал данные музыкальные произведения.
Первое изображение «Новая кукла» вполне безобидное: девочка достает хорошенькую куколку, любуется. Вторая картинка показывает, что игрушка заболела, а вот на третьей куклы нет, об этом говорит пустая коробка. Одним словом, «Похороны куклы». Девочка на рисунке плачет, на голове - черная повязка…
Комментарии родителей:
- Полная гармония...
- Из детства - сразу в реальный мир.
- Гармоничное развитие ребенка, ничего не скажешь.
- В детстве проходили эти произведения в детском садике… Помню, как плакала.
- Ужас!
Но хочу обратить внимание, что эти реплики родителей звучали вовсе не в адрес гениального композитора и его произведений, а в адрес рисунков, глядя на которые, даже взрослый ощутит холодок по спине, не говоря уже о детях с их неокрепшей психикой.
Первым выдающимся сборником музыки для детей в русской фортепианной литературе был «Детский альбом» П. И. Чайковского. Появление этого сборника - неслучайное явление в творческой биографии композитора. Чайковский много времени и сил отдал педагогической деятельности. Помимо работы в Московской консерватории, он написал учебник по гармонии и перевёл несколько работ западноевропейских музыкантов, которые могли принести пользу в воспитании русской учащейся молодёжи. «Детский альбом» отличается не только огромной художественной ценностью, но и чрезвычайно полезен для воспитания учащихся.
Мнения родителей мы услышали, а что думают по этому поводу психологи?
Анна Михайловна Алова, психолог отделения профилактики безнадзорности Грязовецкого социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Лада»:
- Ничего плохого и страшного в этой картинке не вижу. Я считаю, что с детьми нужно разговаривать на такие темы, они должны знать все аспекты жизни. К примеру, про блокаду Ленинграда воспитатели рассказывают в садике. Почему в более старшем возрасте попадают под влияние групп суицидального характера? Потому что это для них что-то новое и неизведанное.
Тяжело воспринимать такие разговоры ребёнку (и любому взрослому) в том случае, если они только что потеряли близкого человека. На похороны обычно я не советую брать ребёнка, чтобы ему не видеть слез и причитаний, но говорить об этом все равно необходимо. Ребёнок должен быть готов к потерям. Кошечка, собачка, хомячок... Разговоры на данные темы важны и для того, чтобы дети умели ценить, умели проявлять чувство жалости и сострадания. Иначе, отстраняя их от такой информации, мы их растим жесткими, черствыми и бездушными.
Наталия Владимировна Смирнова, педагог-психолог средней школы № 1 г. Грязовца:
- Во-первых, тема смерти затрагивается во многих литературных произведениях, которые детям к 1 классу уже известны. Например, сказка «Колобок» (Лиса его съела), «Русалочка» Г. Х. Андерсена (Русалочка погибла - стала морской пеной), Снегурочка (та вообще растаяла). Список можно продолжить: «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», а бедного Кощея Бессмертного так практически в каждой сказке убивают…
И мы читаем эти сказки детям, а их концовки редко переделываем. А вот всегда ли даем правильное пояснение? По сути, Колобок наказан за то, что сбежал из дома, а Русалочка и Снегурочка - за то, что не слушали старших.
Во-вторых, тема смерти, как и тема рождения, вызывает у детей большой интерес. Возраст появления страха смерти - это 4-5 лет, когда ребёнок осознаёт, что смерть есть. Он начинает опасаться, что умрут родители, и что он умрёт сам. Очень важно для родителей не оставлять эту тему до удобного времени, или ждать, когда ребенок подрастет. Ведь если вам сложно отвечать на неудобные вопросы малыша, он это увидит и, возможно, эта тема из просто волнующей станет ощущаться как очень опасная даже для родителя. И тогда у ребенка могут усилиться его страхи, может появиться чувство небезопасности. Постарайтесь выслушать вашего ребенка. О смерти лучше говорить тогда, когда у ребенка появляются такие вопросы. Говорите спокойным голосом, так же, как вы отвечали уже на многие другие его каверзные «почемучки». Старайтесь отвечать конкретно, не стоит вдаваться в подробные разъяснения, если ребенок не спрашивал.
В-третьих, если в семье произошла потеря близкого человека или домашнего любимца, и ребенок очень долгое время не может справиться с этой ситуацией, следует обратиться к специалисту за помощью.
И наконец, к кукле: по задумке автора П. И. Чайковского, дети, слушающие пьесы, вместе с девочкой переживают эмоции: радость от новой игрушки; грусть и волнение - переживания девочки, которая принимает свою игру как бы всерьёз (болезнь куклы); горечь утраты от «похорон куклы» - возможно, кукла сломана и ремонту не подлежит.
А вообще, на примере пьес о кукле можно научить детей и бережному отношению к вещам, к людям… Следующая пьеса из «Детского альбома» Чайковского - «Вальс». По задумке автора проходит время и вместе с ним - горечь утраты, и жизнь снова идет своим чередом. Если педагог правильно организует занятия, то никакой травмы детям причинено не будет. Сами же рисунки подобраны корректно и психике ребенка не навредят.
Оксана Харчевникова