Афиша

афиша

Туризм

туризм
туризм_музей

архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       

Храмы

Расписание богослужений

погода

Внимание! Новая группа!
Главная Кроме того ЛЕГЕНДЫ КОМЕЛЬСКОГО ЛЕСА
Просмотров: 4983, комментариев: 0

ЛЕГЕНДЫ КОМЕЛЬСКОГО ЛЕСА

Временем ее возникновенимя принято считать 1530 год, а местом возникновения - самый центр знаменитого Комельского леса, через который протекает всем  нам известная река Комела, в наши дни ставшая излюбленным местом отдыха грязовчан в жаркую летнюю пору. Что же представлял собой Комельский лес в далеком ХV веке?

« ...Жилище диких зверей и приют разбойников»

Откроем первые страницы «Жития преподобного Арсения Комельского» и в переложении прочитаем следующее: «Комельский лес, простиравшийся по южной окраине Вологодской страны на сотни верст и служивший жилищем диких зверей и приютом разбойников, издавна казался какой-то обетованной страной любителям безмолвия, стремившихся сюда со всех сторон, в продолжении двух веков то там, то инде не переставая рубить вековые сосны и ели, пролагая новые пути и обращая в иноческие обители берлоги медведей и становища разбойников. По течению одной только незначительной речки Нурмы было несколько обителей, а сколько было рассеяно пустынь и уединенных келлий по громадному пространству этого леса. Там, в непроходимых чащах леса, за мохами и болотами, жили люди, проникнутые древним христианским духом и составлявшие свой особый мир. Это не был мир ангельский, потому что подвижники были люди, но это не был мир человеческий, потому что в подвижниках не оставалось человеческого.  Распять плоть со страстьми и похотьми, стать выше самих себя, выше своей чувственности было их существенной целью, к которой они стремились и для достижения которой они не щадили никаких усилий».

Интересно, что колонизация как началась, так и окончилась выходцами из Троице-Сергиевой лавры. Но чем объяснить все возраставшее число обителей в то далекое время и почему возникали они предпочтительно в местах безлюдных?

Исследователи объясняют это следствием глубокого уважения монашеской жизни как со стороны простого народа, так и со стороны князей и бояр, а также следствием той легкости, с какой основывались тогда монастыри. Уходя в лес, будущий отшельник строил там себе хижину или копал пещеру и начинал, как принято говорить в таких случаях, подвизаться. Со временем о нем узнавали и начинали приходить - одни за наставлениями и советом, другие - с просьбой разрешить поселиться вместе с ним. Потом, поселившись, совместно строили небольшую деревянную церковь и кельи. Добрые люди делали приношения и пожертвования.Так появлялась пустынь, то есть небольшая община монашествующих при одном храме. Затем она могла разрастись до настоящего монастыря.

Зачастую случалось и так: первопроходец вновь удалялся в какое-нибудь пустынное место и точно таким же образом строил другую пустынь. Например, преподобный Димитрий Прилуцкий основал два монастыря, а Ферапонт Белозерский - аж три.

Это все в совокупности и дало повод известному духовному писателю А. Н. Муравьеву назвать вологодскую землю от южной ее границы до Белозерья «Русской Фиваидой на Севере» по аналогии с египетской пустыней, где когда-то селились основатели раннехристианского отшельничества.

Потомок боярского рода

Среди святых подвижников вологодского края, восприявших свое иночество в великой обители Сергия Радонежского, так и в обителях, основанных ближайшими к нему подвижниками, мы встречаем и имя Арсения Комельского, в миру Арсения Сахарусова.  Выходец из московского боярского рода, будучи человеком грамотным и начитанным, в Сергиевой обители он занимался переписыванием священных книг, что считалось очень важным и почетным делом, поскольку печатный станок на Руси тогда еще не был известен. В 1506 году он списал с печенгского списка сохранившееся до поздних времен Евангелие, ценное тем, что написано оно было без расстановки слов, с точкой и двоеточием, и представляло собой список с очень древнего подлинника. На нем сохранилась собственноручная  надпись Арсения: « Писал евангелие многогрешный чернец Арсеньишко Сахарусов».

В 1525 году в жизни дотоле неизвестного никому чернеца произошел крутой поворот: он был удостоен звания священства и поставлен игуменом Сергиевой обители, что уже может служить свидетельством незаурядности его личности. Однако игуменство Арсения было недолгим, через несколько лет он покинул обитель. И этому предшествовало весьма интересное событие. Вот как повествует об этом предание:

«Однажды в великую лавру Пресвятой и Живоначальной Троицы и преподобного и богоносного отца нашего Сергия приехал благоверный и великий князь всея Руси Василий Иванович. Здесь он впервые увидел игумена Арсения. Великий князь весьма удивился худым и убогим одеяниям старца и, удивившись, спросил у братии: «Почему ваш игумен ходит, одевшись столь бедно?» Иноки ответили ему: «Наставник наш живет удалившись от всех земных благ, и в настоящее время и вовсе собирается оставить нас и уйти в пустыню». Великий же князь спросил обратно: «Почему же хочет ваш наставник оставить эту великую лавру?» Братия отвечали ему: «Великий самодержец, наш настоятель настолько любит безмолвие, что хочет жить в отдельном месте в уединении». Услышав это, великий князь расстроился. Иноки обители тем временем молили его: «Великий самодержец князь Василий Иванович, умоли отца нашего наставника нашему спасению, игумена Арсения, да пребудет  в обители с нами неотступно!» После этого разговора великий князь лично говорил с преподобным: «Блаженный отче, игумене Арсение, молят тебя братие сей обители и я остаться в монастыре и продолжить подвиг в этом святом месте». Преподобный отец не мог презреть мольбы великого князя и остался в обители на несколько лет».

А в вологодских пределах случилось между тем удивительное событие - около 1525 года на расстоянии 40 верст от Вологды в верховьях маленькой речки Бабайки явилась чудотворная икона Божией Матери Одигитрии. Безусловно, прослышав про необычное явление, преподобный укрепился в мысли уйти из монастыря именно в это пустынное место. Нам не известна точная дата его ухода,  предположительно произошло это в 1527 году.

В поисках уединения

В Комельском лесу он построил себе малую келью и стал подвизаться в ней в посте и молитве. Но случилось то, что и должно было случиться: весть о пустыннике разнеслась по окрестностям и вскоре к нему стали стекаться во множестве богомольцы. Безмолвное место перестало быть таковым. Преподобному не оставалось ничего другого, как покинуть обжитое место и вновь отправиться в странствие по болотам и дебрям Комельского леса в поисках уединения. А вот там, где осталась его келья, впоследствии возникла Масляная пустынь.

Однажды в густой чаще леса, у слияния речек Лежи и Кохтыш, у него с плеч сорвало ношу. Преподобный присел отдохнуть и вдруг увидел необыкновенный свет, озаривший окрестность. Уразумев в этом откровение Божие, преподобный Арсений на месте явления света построил себе небольшую келью, проводя дни в труде, а ночи - в бдении.

Тогда он пребывал уже не в одиночестве - в келье с ним жил келейный старец. Как уже было сказано, Комельский лес был не только местом обитания диких зверей, но и пристаницем разбойников. Вот эти злые люди заявившись в келью и не застав там Арсения, убили келейного старца. Похоже, в те времена человеческая жизнь особой ценности не представляла. Пришлось преподобному снова удалиться верст за тридцать в соседний Шилегонский лес на речку Шингор или Шингорь.

Прошло всего лишь немного времени и к нему снова стали стекаться для духовных бесед монахи и миряне. Некоторые из них селились рядом и принимали от него пострижение. Преподобнный Арсений, окончательно потеряв надежду обрести уединение, водрузил крест и построил часовню для общей молитвы. Так в дремучем Шилегонском лесу возникла пустынь, ставшая впоследствии известной под названием Александро-Коровиной. Название это она получила по имени ее первого настоятеля Александра Коровина. Место это расположено на территории нынешнего Междуреченского района. Забегая вперед, скажем,что в 1764 году пустынь была упразднена а ее храм стал именоваться приходской Троицкой пустынской церковью тогдашнего Грязовецкого уезда.

Набеги татар и милость царя

Около семи лет преподобный Арсений провел в Шилегонском лесу, но тут на его обитателей обрушилась новая напасть - казанские татары. У читателя может возникнуть законный вопрос: а как эти татары оказались в дремучем Шилегонском лесу? Дело в том, что через Шилегонскую волость пролегал путь из Солигалича в Вологду, по которому провозили известковый камень. По нему-то и прошли татары после учиненного ими погрома в костромских пределах. Этим же путем воспользовались поляки во время своего похода на Вологду в 1612 году.

И вот как описывали летописи это несчастное для Руси время:зимой 1537-1538 гг. «ходиша татарове по московским городом, в Костромщины, и в Муромщины, и в Галич, и в Вологде», все «пограбиша и пожгоша», «житных людей, и жен младых, и отроков поведоша во свою землю». Жители, чтобы спастись от смерти,  толпами бежали в гущу Шилегонского леса, ставшего  вследствие этого вполне обитаемым, а также в Комельский лес, куда ушел и преподобный Арсений.

Нужно сказать, что великий князь Василий III не забыл свою встречу с бывшим игуменом Сергиевой лавры и в 1530 году выдал преподобному Арсению жалованную грамоту, в которой строго запрещалось в Комельском лесу на речке Кохтыш во все стороны на две версты рубить лес, ставить новые поселения, заниматься звероловством и обращать в свое владение землю или лес.

В 1539 году преподобный получил новую грамоту, но уже от Ивана Васильевича Грозного, в которой ему предоставлялись еще большие права и надел земли уже на пять верст. По благословению архиепископа Вологодского Алексия, он построил храм, который был освящен 2 июля 1541 года в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. Именно храм и дал название обители.

В память о святом старце

Предвидя кончину, святой старец преемником назначил своего ученика Герасима. Скончался преподобный Арсений 24 августа 1550 года. Братие погребли его близ алтаря монастырского храма. Всего прожил преподобный в обители своей в Комельском лесу и в малой своей пустыни в шилегонском лесу 45 лет.

Через 100 лет игумен монастыря Иоасаф построил на месте прежнего храма новый, каменный, с двумя приделами: во имя преподобного Сергия Радонежского и преподобного Арсения - над местом его погребения. Позже над мощами преподобного была устроена гробница.

Краткое житие святого помещено в печатном Прологе 1662 года, что свидетельствует об общерусском почитании святого. В 1841 году память преподобного Арсения была внесена в Собор Вологодских святых.

В рукописной книге «Служба и чудеса преподобного Арсения», пожертвованной в монастырь в 1660 году, начиная с 1602 по 1657 год записано 176 чудес.  Приведем здесь одно из них.

«Боярский сын Василий Максимов Скорчнов, имевший поместья  на Комеле неподалеку от обители преподобного Арсения, взят был в плен и уведен в Литву. Находясь долгое время в неволе, он призывал на помощь Арсения и обещался постричься в его обители, если Бог молитвами его даст ему возможность возвратиться в отечество. Постоянно тоскуя о домашних и родных, он впал в тяжкую болезнь, но и тогда не переставал просить и надеяться на помощь преподобного.

Преподобный Арсений однажды ночью явился ему во сне и указал путь для бегства, сказав: «Встань, Василий, и поди в путь свой». Тотчас же пробудившись от сна, Василий почувствовал себя совершенно здоровым и немедленно отправился в указанный ему путь через сырое болото. Во время пути, когда литовцам случалось догонять беглеца или встречаться с ним, он начинал призывать преподобного Арсения и проходил незамеченный ими.  Достигнув благополучно своей родины, он пришел в монастырь и припадая ко гробу преподобного, объявил игумену и братии о своем чудесном избавлении от болезни и от плена святыми молитвами Арсения».

В 1620 году владения монастыря состояли всего из трех деревень (Низовка, Обериха и Ведерково) и шести пустошей. В деревнях находилось 20 крестьянских и бобыльских дворов. По переписной книге 1678 года в вотчине Арсениева Комельского  монастыря было уже семь деревень и починков.

20 февраля 1764 года Екатерина II издала манифест «О разделении церковных имений», согласно которому по всей территории Российской империи началась секуляризация монастырской собственности, иначе говоря, ее национализация.

Часть монастырей была переведена на государственное содержание. Для этого их разделили на три класса и в зависимости от класса определялись размеры содержания и численность монашествующих. Арсениев Комельский монастырь был отнесен к третьему классу с игуменским настоятельством. Заметим в связи с этим, что в мужских монастырях третьего класса полагалось 19 монашествующих, в женских - 17. Судьба остальных монахов предоставлялась на усмотрение епархиальных иереев.

В конце ХIХ века численность монахов в монастыре упала настолько, чт о это стало поводом для преобразования в 1904 году мужской обители в женскую.

В то время, как свидетельствуют документы, в монастыре было два каменных строения - монастырский храм и двухэтажный настоятельский и братский корпус, построенный в 1856 году и сохранившийся до наших дней. Остальные строения были деревянными. При монастыре имелась школа для мальчиков и девочек.

После 1918 года монастырь был закрыт, храм разобран. В 1960-х годах было принято решение на месте разрушенной соборной монастырской церви построить сельский Дом культуры. Однако фундамент здания Дома культуры неоднократно проваливался в подземные пустоты. В итоге здание построили в непосредственной близости от снесенной церкви.

Такова почти 500-летняя история Арсениевой Комельской обители, третьей по значению после Павло-Обнорского и Корнильево-Комельского монастырей на грязовецкой земле.

Подготовил Н. ГУСЕВ.





Анонс номера

Реклама

Работа
ПФР
ФСКН
ФНС