«В каждом из нас живет память предков. И любой городской житель в глубине души мечтает проснуться однажды утром в чистой горнице у настежь распахнутых окон, под разноголосое пение петухов и умопомрачительный запах оладушек, томящихся в печи. Мечтает пройтись босиком по траве, усыпанной росой, искупаться на ранней зорьке в озере или реке, разгоняя легкий туман, стелющийся над водой. Попробовать парного молока от ласковой и смирной буренки, прокатиться на резвом жеребце. Да, ведь корни любого из нас здесь, в деревне». Эти строчки, зацепившие искренностью и душевностью, я нашла на страничке группы «Батовское землячество» ВКонтакте. Посвящены они не только деревне Батово, а всем российским деревенькам. Как вы догадались, подошла пора очередным сельским встречам...
В деревне Батово мы искали Батовых, но так и не нашли. Из уст местных жителей хотели услышать рассказ о происхождении этого населенного пункта, но, увы, никто из них не смог ответить на этот вопрос. Пришлось покопаться в Интернете. Нашлась довольно любопытная информация. Вот что пишет В. Лебедев в своей книге «Описание церкви Воскресения Христова, что в Раслове, Грязовецкого уезда Вологодской губернии» об этой местности:
«Крестьяне деревни Батово в 1895 году принадлежали помещику Якову Гавриловичу Аплечаеву. Деревня насчитывала 32 двора, в которых проживало 90 мужчин и 104 женщины. Девять деревень (Новгородово, Чистая Баба, Климково, Батово, Максимово, Миткино, Петров Починок, Аркатово и Чистопьяново) в XIX веке входили в Воскресенский Расловский приход и занимали площадь в окружности до 30 верст».
Что в имени тебе моем?
«Названия одних деревень указывают на имена первоначальных поселенцев или первых владельцев: Максимово (от Максим), Климково (от Клим). По поводу названия Чистая Баба существует такое местное предание: в одну из своих поездок на Север России Император Пётр I остановился в деревне. Время было очень жаркое. Царь пожелал напиться воды. Одна женщина, одевшись в чистое платье, подала царю в чистом сосуде воду и белое полотенце. Царь сказал: «Ты чистая (чистоплотная) баба». С этого времени деревня стала называться Чистая Баба. Название Новгородово, по всей вероятности, указывает на сравнительно недавнее его происхождение, на порядок и красоту местоположения. Невразумительны названия Батово и Аркатово...»
Занятия и промыслы
«Крестьяне занимаются землепашеством, употребляя при обработке земли косули и деревянные бороны. Сеют рожь, овёс, ячмень, пшеницу, картофель и много выделывают на продажу льну, который засевают преимущественно на "огнищах", т.е. рубят лес весной и на следующую весну сжигают его, а на том месте сеют лён. Крестьяне деревни Чистая Баба имеют постоялые дворы. Занимаются отхожим промыслом: до 120 человек проживают в Петербурге, где или ведут собственную торговлю, или живут в услужении - в магазинах, лавках, гостиницах, трактирах. Рыбный и звериный промыслы и птичья охота мало развиты. В приходе одна водяная мельница (на реке Обноре в деревне Аркатово) и несколько ветряных. Есть в приходе столяры, плотники, сапожники и мастера щетей (для обделывания льна), часовой мастер».
Образование
«Общее развитие прихожан очень порядочное. По первой всеобщей переписи 1897 года оказалось в приходе грамотных 325 мужчин и 145 женщин; совершенно неграмотных взрослых мужчин 110 и 458 женщин, в числе неграмотных оказался местный живописец крестьянин деревни Климково Антоний Кузьмин. Крестьяне подписывались уже под бумагами в 1736 году».
Как говорили
«Говор крестьян довольно правильный, замечается особенность в окончании глаголов прошедшего времени. Вместо -л- слышится -у-: «делау, сказау, слышау»; твёрдо произносят «што, шти»; слышатся древнерусские формы: «даси» вместо «дай». Есть слова совершенно местные, например, «поди» (вероятно), «едреный» (крепкий), «правской» (настоящий), «моторжно» (тошнит)».
Век XXI...
Сегодняшняя деревня Батово разительно отличается от той, что была два века назад. Давно уже нет в ней того количества дворов и жителей. По утрам рожок пастуха не созывает коров (на подворьях их нет), лишь в нескольких хозяйствах держат кое-какой скот. Большая часть жителей - пенсионеры, в основном, женщины. В местном частном магазинчике, отапливаемом печкой, мы познакомились с Зинаидой Владимировной Ипатовой, которая работает здесь 15 лет. В наше время непривычно видеть полупустые витрины и совершенно пустые холодильные камеры. В чем же дело? Продавец разъяснила положение дел: «Товар нам привозят раз в неделю. Пенсионеры лишнее не берут, только самое необходимое. Если что-то нужно, можно в Вараксино купить, там хороший магазин. А холодильник пустой, потому что сегодня должны были товар привезти, но не привезли». Зинаида Владимировна посетовала: «Магазин, сами видите, маленький, а налоги такие же, как в больших. За свет, за мусор заплати, дрова тоже дорогие (10 тысяч машина). Зимой холодно».
В день нашего приезда в деревню как раз приехала машина с хлебом (она бывает здесь три раза в неделю), поэтому все спешили за свежей выпечкой. На крыльце мы встретили 77-летнюю Нину Степановну Наклейщикову. Вместе с ней вспомнили былое... «40 лет я отдала родному совхозу: была и телятницей, и на овчарне работала. Я, почитай, всю жизнь работала. Учиться некогда было. Пять классов школы, - и на работу. В деревне у нас было весело. Гулять ходили мы в Аркатово, а также в ярославскую деревню Маслово. Там кино часто катили. У каждой деревни был свой престольный праздник. У нас отмечали Фролов день, в последний день лета - 31 августа».
Нина Степановна сейчас живет одна, зимой не стало супруга. До сих пор не верит, что его больше нет. Скучает. В магазин придет, встретится с соседками, поговорит, вроде бы и легче станет. «Ничего, впереди лето. Надо жить, что делать», - улыбаясь, произносит она.
Женщины, с которыми мы повстречались у магазина, пожаловались: «С марта месяца у нас в деревне нет уличного освещения. Потемки. Говорят, нечем платить».
Кстати, местную прессу здесь читают. С почтальоном, принесшим вторничный выпуск «Сельской правды», мы разминулись буквально на полчаса. Капитолина Александровна Ермолинская свежую газету держит в руках. «Вот только что получила, - объясняет она. - «Сельскую правду» я выписываю всю жизнь. Газета мне нравится».
- А Вы случайно не бабушка Александра Ермолинского, механизатора из Калинина? – интересуемся мы.
- Она самая!- отвечает женщина.
- Все понятно. Значит, внук у Вас в передовиках ходит?
- Да. В области он лучший, а скоро поедет на всероссийский конкурс в Саратов.
Добавим, что внук нашей собеседницы - потомственный механизатор. В СА имени Калинина трудится его отец, Михаил Олегович.
Дом у Капитолины Александровны добротный, с резными наличниками. Она рассказывает о муже, Олеге Михайловиче, мастеровитом и хорошем человеке. «Вот и внук Саша по стопам деда пошел, - добавляет она, - такой же хозяйственный и рукастый. Себе на дом тоже наличники изготовил».
Нашей собеседнице здешние поля и перелески стали родными. Как-никак 60 лет здесь прожито. Здесь родились дети, внуки... Судьба забросила ее в эти места из Кирилловского района. Приехала к учительнице в няньки (она доводилась троюродной сестрой), да так и осталась.
С приходом теплых деньков деревни нашего района постепенно оживают. Дачники покидают городские квартиры, к родителям торопятся дети. В доме Ирины Владимировны Ожогиной тоже стало веселее: погостить привезли внучку из Вологды. «Я только три дня как на пенсии, и сразу нагрузку дали!» - шутит новоиспеченная пенсионерка. Бабушка занимается садовыми делами, а внучка играет рядышком.
Солнце греет по-летнему, в кустах жужжит шмель, в небесах поет жаворонок. Благодать. Что ж, впереди лето, а значит, не за горами новые интересные встречи с жителями наших многочисленных деревенек. Ждите в гости!
В гостях побывала Е. Щучкина.