В нашей стране ситуация с женским вождением, до определенного периода, складывалась аналогичным образом. Красавица Лиля Брик уверенно разъезжала по московским улицам на автомобиле Владимира Маяковского, тем самым, «заражая» светских дам своим примером. Советскую женщину за рулем как передовое явление в 1937 году изобразил на своем полотне под названием «Новая Москва» художник Ю. Пименов. А в годы Великой Отечественной войны и в продолжение ряда послевоенных тяжелых лет никого не удивляли женщины, управляющие санитарным транспортом, грузовиками и даже сельскохозяйственной техникой. Так что же заставляет мужчин пренебрежительно отзываться о водительских способностях прекрасной половины человечества сегодня? Вопрос, конечно, сложный. Многие склонны считать, что причиной столь явных негативных воззрений послужила женская эмансипация и процветающее гендерное соперничество. Вполне вероятно, что так оно и есть. Правда, это вовсе не значит, что леди откажутся от своего жизненно важного увлечения, скорее, наоборот. Разумеется, судить об этом во вселенских масштабах я не имею права. А вот беседовать с грязовчанками, однажды севшими за руль и с тех самых пор не расстающимися с любимой «ласточкой» - могу, сколько душе будет угодно. Итак…
Елена Смирнова: «Главное, не наглеть на дороге…»
Эта хрупкая и обаятельная молодая женщина с успехом приняла участие в первом конкурсе «Автоледи» Грязовецкого района и оказалась всего в нескольких шагах от победы. Складывалось впечатление, что она не боялась совершенно ничего: уверенно выворачивала «баранку», с легкостью и изяществом выполняя замысловатые трюки на площадке ДОСААФ, с теорией справилась на «ура» и с выдумкой представила зрителям свой автомобиль. И вот, спустя год после конкурса, Елена согласилась побеседовать с корреспондентом «Сельской правды» на тему «Женщина и автомобиль».
- Елена, что сказали Ваши знакомые, когда узнали об «Автоледи»?
- Могу сказать, что от конкурса у меня остались самые приятные впечатления. Было весело… Конечно, мои знакомые узнали о том, что я в нем участвовала, поскольку многие из них читают «Сельскую правду», а кто-то видел информацию и на сайте газеты. Причем, женская часть проявила солидарность, кто-то даже жалел, что не воспользовался такой возможностью из-за страха показать себя не «на высоте». А вот мужчины были очень категоричны, дескать, «заняться вам нечем»… Лично я считаю, что бояться и стесняться было нечего – главное, позитивный настрой и уверенность в себе.
- Давно управляете автомобилем? Каким образом вообще появилась такая мысль – получить права?
- Я – водитель с девятилетним стажем. А мысль о необходимости получения прав пришла в мою голову очень просто: в гараже дедушки пылилась старенькая «девятка» 1989 года выпуска. Необходимо было приспособить её к делу, потому я и отправилась в грязовецкую автошколу. На права сдала с первого раза: и теорию, и практику. Хотя, понятное дело, над Правилами дорожного движения пришлось корпеть… Это сегодня я не испытываю никаких затруднений при виде знаков, но так было не всегда.
- Чувствуете себя свободно за рулем?
- Свободно и раскованно. Но при этом, езжу по правилам. Это вообще очень важно – не наглеть за рулем, придерживаться некого «этикета». Если видите, что человек спешит, лучше уступите ему дорогу – пусть себе едет, раз так торопится.
В моем представлении, дама за рулем излучает уверенность и силу. Знаю, что многие мужчины не воспринимают женщин в качестве водителей: стараются напугать их, спровоцировать на нарушение, но мне повезло в этом отношении. Бывает, пытаются познакомиться, да и вообще относятся доброжелательно.
- За 9 лет Вам удалось справиться с чувством страха, которое присуще многим водителям?
- Сложно сказать. Главное, что бы ни случилось, не впадать в панику и не бросать руль! Сегодня без автомобиля – никуда, это веяние времени. Даже на работу в крупные организации сейчас принимают с условием наличия личного автомобиля и опыта вождения. Я уже не представляю себя без машины. Хотя за эти годы всякое бывало. И в Москву за новеньким автомобилем ездила со всеми «вытекающими» отсюда последствиями – не бросать же «ласточку» в Москве (улыбается). Как-то ехала из Санкт-Петербурга и с дороги слетела – такое движение было. Ничего, подъехала «Газель» и вытащили мой автомобильчик двумя канатами. Помню, как выбиралась в туфельках из канавы. Только-только снег выпал. А совсем недавно мне девушка-водитель умудрилась бампер повредить – она так во дворе задним ходом «сдавалась». Так что всякое случалось.
- В последнее время участились случаи выхода диких животных на дорогу. Сталкивались с такой неприятностью?
- Да, это страшно. Особенно, когда на дорогу выходят лоси. Встречала их не один раз, а однажды в Вохтогу направлялась, и лось прямо передо мной появился. Я его пропустила и поехала дальше потихонечку. Слава Богу, все обошлось. В таких ситуациях надо быть как можно внимательнее и осторожнее.
- Елена, о чем Вам мечтается? Что бы хотелось пожелать начинающим автолюбительницам?
- Мечтается… Чтобы дети не страдали в дорожно-транспортных происшествиях – это прежде всего. Чтобы люди несли ответственность за свои поступки. Я рада, что сейчас запрещены так называемые «промилле». Человек за рулем должен быть абсолютно трезв, поскольку даже самый легкий «похмельный синдром» делает водителя менее сконцентрированным на дороге. О последствиях всего этого, думаю, говорить излишне.
Что касается лично меня, хотелось бы приобрести новый автомобиль. Не исключено, что это будет машина той же марки, что у меня есть сейчас. Мне нравятся «женские» модели – они удобные, легкие, маневренные, да и расход топлива небольшой. Ну, а начинающим водителям желаю быть как можно осторожнее и ни в коем случае не расслабляться на дороге. Не стоит забывать, что легкомыслие может стать причиной гибели ни в чем не повинных людей…
Юлия Плотникова: «Вождение открыло для меня массу новых возможностей»
Передо мной – женщина-водитель с десятилетним стажем. Сильная, смелая, уверенная в себе и, при этом, до невозможности изящная. Кажется, для Юлии просто не существует невыполнимых задач на дороге. Но, разумеется, все это пришло к ней не сразу.
- Каким образом для Вас начался «роман» с автомобилем?
- Часто бывает так, что человека побуждает садиться за руль какая-то определенная причина. В моем случае это была необходимость возить ребенка в Вологду на занятия по каратэ. Поскольку мне никого не хотелось просить о помощи, решила записаться в автошколу. Было это 10 лет назад.
- Легко ли давалось ученье?
- В плане теории – было не так уж сложно. У нас подобралась хорошая группа – все друг друга поддерживали, как могли. Мы тогда еще не на компьютере тесты сдавали, а на листочках. В том, что касается практики – тоже обошлось без прецедентов, вождение сдали с первого раза. Только однажды во время учебной езды, я, выполняя разворот, чего-то испугалась и можно сказать, бросила руль. Инструктор тогда возмутился: «Что же вы, женщины, всегда руль-то бросаете?». Я привела «железный» аргумент: «Зато ногу с тормоза не убрала!». Сейчас эти воспоминания, конечно, вызывают улыбку…
- Юлия, близкие люди поддерживали Вас в таком непростом начинании?
- Мне очень помог супруг: постоянно что-то советовал, подсказывал. Когда я получила права, сказал: «Села в машину, так поезжай». Вот и отправилась в Вологду самостоятельно, как только обзавелась заветными «корочками», и не было такого, что в городе пересаживалась на общественный транспорт, чтобы обойти все «неудобные» участки. Конечно, я оценила открывшиеся предо мной возможности и с тех пор не представляю себя без автомобиля. Когда ждала второго ребенка, ездила за рулем вплоть до родов. Был даже в моей водительской практике такой эпизод, когда я, будучи в «интересном положении», была остановлена инспектором ДПС. Он предупредил меня о том, чтобы я передвигалась по трассе как можно осторожнее. Приглядевшись, поняла, в чем дело – на обочине дороги возвышались кресты. Значит, кто-то на этом опасном участке распрощался с жизнью…
Сегодня я вместе с детьми езжу в Вологду на занятия йогой. А еще в период отпуска мы путешествуем на автомобиле всей семьей – ездили и на юг, и на север. В таких случаях, управляем с супругом автомобилем по очереди: например, я за рулем до Москвы, по МКАДу едет он, а, скажем, от Воронежа снова я «беру штурвал» в свои руки. Причем муж, несмотря на то, что в повседневности ездит на своем собственном автомобиле, время от времени пытается меня «учить». Иногда прислушиваюсь к его советам, все-таки у него опыта больше.
- За последние годы в Грязовце стало больше автомобилей? А леди за рулем?
- Автомобилей стало больше однозначно, и женщин за руль теперь садится довольно много. На мой взгляд, самыми аккуратными водителями являются «автоледи» в возрасте, есть сегодня такая тенденция – идти в автошколу с наступлением пенсии. Думаю, это хорошо. Огорчает другое: юные водители ведут себя на дороге все хуже и хуже. Складывается такое впечатление, что они не находят в своем безответственном поведении на водительском кресле ничего предосудительного. И это действительно страшно. Недавно, когда направлялась с детьми в Вологду, была вынуждена свернуть с трассы в Илейкино, потому что ехать было совершенно невозможно – машины так и норовили «спихнуть» меня на обочину. Пришлось выезжать на старую дорогу…
- Юлия, а Вы разбираетесь в технической составляющей автомобиля?
- В принципе, могу поменять «запаску» - однажды пришлось это сделать. Могу «незамерзайку» залить, уровень масла посмотреть, проверить давление в колесах. Самостоятельно оцениваю состояние подвески весной и осенью, её приходится ремонтировать довольно часто, невзирая на то, что у меня иномарка. Что тут скажешь – дороги…
- Как считаете, мужчины недолюбливают женщин за рулем?
- В целом, они относятся к дамам-автомобилисткам с определенной долей предубеждения. Критикуют напропалую стиль вождения, пытаются подрезать на дороге – одним словом, ввергают в стресс. Тут, самое главное, не обращать внимания на подобные проделки. Особое неодобрение женщина-водитель получает, как я заметила, от автолюбителей преклонного возраста, их, попросту, пугает ситуация на дорогах, которая складывается сегодня. Сверхоживленное движение заставляет нервничать.
- Какой момент на дороге Вы бы назвали самым непредсказуемым?
- Выход диких животных на трассу. В первую очередь, лосей. Как-то осенью с сыном ехали в Вологду, и на дорогу вышел совсем молодой лось. Хорошо, что все обошлось. В другой раз ехали на автомобиле из Ярославля, и на дорогу выбежал «сохатый», на сей раз, очень крупных размеров. Поначалу, мы даже решили, что это корова… Благо, скорость движения у машины была небольшая. На трассе весьма скользко в период заморозков, и у бедного животного ноги, в прямом смысле слова, разъезжались. Еле он выкарабкался с дороги.
- Юлия, а что бы Вы порекомендовали начинающим автомобилисткам?
- Главное, не бояться, хотя некоторая доля страха будет присутствовать и спустя годы. Важно, чтобы это чувство не парализовало водителя. Боитесь обгонять? Но если трасса «чистая» и обгон на данном участке не запрещен, почему бы не совершить этот маневр? Включите поворотник, прибавьте скорость, и вперед. Учитесь рассчитывать время, и беспокоиться будет не о чем. То же самое и с парковкой: тренируйтесь как можно больше, повышайте свой уровень, и положительные результаты не заставят себя ждать. Будьте внимательны и целеустремленны!
- Поделитесь своими мечтами, связанными с автомобилем, и, быть может, с дорожной ситуацией.
- Во-первых, хотелось бы, чтобы аварийных ситуаций на дорогах было как можно меньше. Чтобы не страдали дети… Меня искренне тревожит не только поведение водителей сегодня, но и невнимательность современных пешеходов. Сколько раз наблюдала такую картину: идет подросток по пешеходному переходу в наушниках и по сторонам не смотрит. Это недопустимо. Еще одна актуальная проблема – борьба из-за парковочных мест возле жилых домов. В моем случае, соседи умудряются не только парковку занимать, но и ставить автомобили на бордюр, где фактически «зеленая зона». Попытки урезонить таких граждан, к сожалению, ни к чему не приводят.
О чем мечтается особенно? Чтобы наши соотечественники постепенно переходили на более экологичные автомобили. Будет здорово, когда наконец-то наступит эпоха электромобилей, ведь эти машины не только наносят меньший урон окружающей среде, но и не «грешат» высокой скоростью. И что-то мне подсказывает: переход на такую разновидность автомобилей осуществится именно благодаря женщинам…
Екатерина Налитова: «Как же здорово, что я сдала на права!»
Наша очередная собеседница – «новичок» на дороге. Екатерина получила права 19 сентября 2013 года, но и ей уже есть чем поделиться с корреспондентом «Сельской правды».
- Насколько сложно было сдавать на права?
- Не скажу, что это было элементарно: «вождение» я сдала со второго раза, теорию – с четвертого. Что касается последней, она мне показалась сложнее практики. Сегодня, наверное, справилась бы с заданиями лучше. По крайней мере, за те несколько месяцев, которые провела «за рулем», я стала гораздо внимательнее, увереннее в собственных силах. Уже три раза ездила в Вохтогу, а там, сами знаете, дорога непростая. Буквально позавчера, когда ехали в этом направлении, около деревни Анохино нас остановил инспектор ДПС. Оказывается, в этом месте произошла авария, перевернулся автомобиль. Благо, обошлось без жертв. Кроме того, мои пассажиры оказали помощь «пострадавшему» автомобилю и помогли его вытащить.
- Екатерина, не жалеете о том, что стали автовладелицей?
- Нисколько не жалею. Автомобиль мне просто необходим, поскольку проживаю в сельской местности. И сумки надо тяжелые домой доставить, и маме «подсобить» на участке. Если говорить кратко, машина предоставляет дополнительные возможности и позволяет не прибегать к помощи окружающих. Конечно, первое время ездить самостоятельно было страшновато, но мне очень помог «восклицательный знак» на заднем стекле моего автомобиля. И пропускают меня, по мере необходимости, и притормаживают, когда выполняю поворот – все-таки учитывают, что за рулем пока еще не суперпрофессионал.
- У Вас уже возникали какие-то интересные ситуации, связанные с автомобилем?
- Могу поделиться историей о не столько интересной, сколько неприятной ситуации. Я собиралась приобрести в Москве автомобиль одной известной зарубежной марки. Знакомые нашли мне, вроде бы, неплохой автомобильный салон с очень привлекательными ценами. Однако до покупки машины дело так и не дошло: в процессе беседы с продавцами стоимость «ласточки» росла как на дрожжах, и в какой-то момент я поняла, что меня обманывают. Естественно, передумала совершать покупку. Кончилось все тем, что мне отказались вернуть первоначальный взнос, а машину я должна была брать в кредит. Эту сумму мне удалось получить обратно только в Вологде, благодаря содействию знакомого адвоката. Автомобиль, кстати, я приобрела в областной столице и очень довольна своим выбором. Хочется предупредить девушек, которые только собираются совершить аналогичное приобретение – не теряйте бдительности, аферисты не дремлют!
Беседовала Ю. Корешкова.
Мужской взгляд
А вот каково мнение о дамах за рулем одного из представителей «сильной половины» человечества: «К женщинам, управляющим автомобилями, отношусь отрицательно. Когда был моложе, вообще редко удавалось встречаться с «автоледи» на дорогах. Сегодня все по-другому. Эмансипация – иначе не скажешь. Хотя, с моей точки зрения, дама за рулем – это все-таки преступление. А вот и свежий пример, произошедший на днях: выезжаю на «уазике» на ул. Волкова, впереди едет машина с «восклицательным знаком». Едем по правой стороне, и вдруг «леди за рулем» резко поворачивает влево – там, видите ли чище. Навстречу ей идет машина, которая сворачивает с ул. Обнорского, ну и девушка двинулась обратно – в правый ряд. Хорошо у меня лебедки не было (раньше стояла), иначе точно бы по ней «царапнула». Я даме, само собой, фарами помигал, но… ноль внимания. Женщины…».