Лучший материал в номере от 14.08.2018
Монзенская железная дорога влечет к себе туристов и любителей необычных путешествий
Все мы привыкли к электричкам и скоростным поездам, а ведь кроме них в нашей стране еще сохранились малодеятельные направления, ведомственные линии и узкоколейки. Путешествия по таким железным дорогам – настоящая романтика.
В погоне за новыми приключениями и оригинальными селфи турис-ты из Москвы и Санкт-Петербурга прибывают на станцию Вохтога. Именно здесь начинается их путь по Монзенской железной дороге на мотовозе до конечного пункта - Кемы (Никольский район).
Путешествие в пространстве и времени
«Поехали стандартно на дальнее направление по Монзе. Вагончик классно шатало из стороны в сторону, как в прошлые советские времена. Был оживлённый разговор, фотостопы, погода была добротная - пасмурно, но не холодно. А после, устав от вагончика, соратники приключений захотели. Мы сели прямо впереди локомотива и погнали. Ветерок, бодро и весело. Только голову береги, как говорится. Следующая крупная остановка была Солигалич», - пишет в своем блоге Александр, турист из Москвы. Его группа совершила путешествие по Монзенской ветке 30 июля.
Мужчина согласился пообщаться с корреспондентом районной газеты и рассказал, чем же привлекает столичных туристов вологодская глухомань.
- Здесь нет высоких скоростей, нет регулярного движения и ярковыкрашенных вагонов. Зачастую рельсы зарастают травой, а нависающие над путями деревья находятся так близко, что образуют настоящие зелёные тоннели. Как правило, на таких дорогах сохраняются многие атрибуты прежнего времени: деревянные вокзалы и платформы, старые вагончики и тепловозы, семафоры и ручные стрелочные переводы. Путешествуя здесь, мы каждый раз переносимся не только в пространстве, но и во времени, - рассказал путешественник.
Уходящие в даль рельсы одноколейки
В отличие от Александра, петербуржец Владимир путешествовал по Монзе шесть лет назад. Впечатления от увиденного сохранились не только в его памяти, но и на страницах соцсетей. Вот некоторые из его записей:
«Вохтога - это царство самых разнооб-разных дрезин».
«Типичные перегоны Монзенской лесовозки: стена леса, деревянные телеграфные столбы и уходящие вдаль рельсы узкоколейки».
«Здесь еще целы флюгарки и рычаг привода семафора. Семафоры самые настоящие, жаль, уже не действуют».
По этим наблюдениям видно, что человек искал здесь не просто новых приключений, его влекла история советского прошлого. Как выяснилось из разговора, Владимир помешан на поездах и всем, что с ними связано. В детстве он просил у Деда Мороза железную дорогу на каждый Новый год, а когда вырос, поступил в университет путей сообщения.
Монза - далеко не первая раритетная «железка», на которой он побывал. Малодеятельные линии железных дорог европейской части России, Урала и ближнего зарубежья изучены им основательно.
«Каждого здесь привлекает что-то свое: кого-то нетронутая природа и удаленность от цивилизации, кого-то заброшенная техника и постройки, оставшиеся со времен Советского Союза, а кому-то просто нравится сидеть на подножке вагона с травинкой в зубах и смотреть по сторонам, совершенно не думая о проблемах и заботах большого города. Но всех объединяет одно: никто не остается равнодушным к особому духу дороги и романтике нетороп-ливых железнодорожных путешествий», - рассуждает Владимир.
Объекты культурно-технического наследия
Во всём мире такие необычные дороги становятся объектами культурно-технического наследия, и на них организуется туристическое движение. В нашей стране такой туризм развит слабо. Но, тем не менее, авторские экспедиционные путешествия стремительно набирают популярность. Успеть побывать здесь и стать частью истории, сегодня, как выяснилось, может каждый.
Монзенская железная дорога, пролегающая по территории Вологодской и Костромской областей - одна из крупнейших (238 км) железных дорог ведомственного значения.
Анна Тарасенко