Лучший материал в номере от 10.09.2019
Наша жизнь порой так непредсказуема - ты рассчитываешь на одно, а получаешь совсем другое. Хорошо, если это касается мелочей, но иногда случается так, что человек по доброй воле или по роковому стечению обстоятельств оставляет свой дом и находит приют в казенном учреждении. Чаще всего жителями таких учреждений становятся люди пожилого возраста, ведь что скрывать, родные есть не у всех, да и здоровье с возрастом подводит. Вот и встречаются люди под одной крышей, становятся соседями, сожителями, иногда приятелями или друзьями. Начинается ли для них там новая жизнь, или они продолжают жить воспоминаниями, узнавали у жильцов одного из таких учреждений.
Залог здоровья - душевный покой
Зоя Ивановна Нечаева, раздавленная грузом череды смертей, настигших ее семью, сама решила перебраться в дом-интернат, чтобы не доставлять хлопот близким. Женщина родилась и большую часть жизни прожила в Соколе. Заочно окончила техникум, 40 лет отработала аппаратчиком насосной станции на Сухонском целлюлозо-бумажном комбинате, оттуда и на пенсию вышла. В 19 лет познакомилась с мужем в Доме отдыха. «Он был старше на два года, уже после армии. Ездил все ко мне, а потом и остался. Ухаживал красиво, подарки дарил, сладости, цветы. Бабушке всегда чаю индийского привозил. Поженились, первое время жили хорошо, а потом он злоупотреблять спиртным стал. И в 42 года я осталась вдовой», - вспоминает моя собеседница - бойкая, миниатюрная, улыбчивая женщина.Она оставила двухкомнатную квартиру сыну и переехала жить к маме, которой тоже вскоре не стало. Единственный сын женился, подарил внучку и, не дожив до 30 лет, тоже умер - сердце отказало. После этого Зоя Ивановна слегла.
«Состояние было такое - ничего не болит, а ходить не могу, - вспоминает она. - Целый год выкарабкивалась. А потом спустя какое-то время сначала внучка в Питер жить уехала, потом и сноха к ней засобиралась. Больше родных у меня нет. Вот я и попросилась в интернат, чтобы, если что, было кому ухаживать. Быть кому-то в тягость не хотела».
«Когда в Грязовец приехала, с палочкой ходила, ступеньки еле-еле преодолевала, а сейчас бегаю - не догнать. Здоровье пошло на поправку, когда жизнь спокойная началась. Сейчас только таблетки от давления иногда принимаю, а так все хорошо».
По словам сотрудников, эту женщину трудно на месте застать - вся в делах и заботах. «То на компьютере в карты и шахматы схожу поиграть, то в центр сбегаю по просьбам соседок. Еще и мальчиков выгуливаю, - смеется Зоя Ивановна. (Так она называет мужчину, знакомого еще по-прежнему месту жительства). - Он сам-то как ребенок, я по делам пойду, его с собой беру - все хоть прогуляется».
Нашлось и занятие для души. Зоя Ивановна обучилась искусству оригами и с удовольствием занимается, удивляя окружающих красотой и изяществом поделок. «Себе редко что оставляю - раздариваю друзьям», - отмечает она. И правда, поделок в комнате немного - только цветочные горшки в необычном обрамлении.
Столяр-мебельщик
Следующего своего собеседника я нашла в мастерской за работой по дереву. Как оказалось, в этом он мастер-золотые руки. Михаил Николаевич Чухин - из Вологды. Окончил школу, ГПТУ, отслужил в армии. После работал на пилораме. Столяр-плотник, столяр-мебельщик - основные его профессии. «Работам по дереву учил отец, он был потомственным плотником. А дед по материнской линии был столяр, поэтому мне, видно, по наследству передалось, - рассказывает мужчина. - Был бы материал да станки - все сделаю: столы, стенки, кухонные гарнитуры. А резьбе по дереву уж сам научился».
О семье Михаил Николаевич рассказывает мало. Был женат, взрослый сын живет в Санк-Петербурге, дочь - в Ярославле, он уже дважды дед. «С женой разошлись - не судьба, значит, - говорит он. - Инвалидность у меня. Из-за тромба ногу потерял, живу на протезе. Но убогим себя не считаю - руки и голова есть, да и хожу, слава богу, самостоятельно. В Вологде сестра и мать остались, созваниваемся иногда».
Его умения пригодились и на новом месте жительства. Руководство учреждения выделило Михаилу Николаевичу отдельное помещение под мастерскую, где он на общественных началах строгает, пилит, вырезает. «А чего так-то валяться? Лучше при деле быть, - уверен мужчина. - Когда книгу почитаю, когда на гитаре сыграю - брат научил в детстве. Играю под настроение, для себя, не для публики. А жизнь что же?.. Жизнь продолжается. Тут ведь главное, как сам относишься к ситуации, от тебя все зависит. Условия есть, занятие нашлось. Живем!»
Певунья, кружевница
Третьим моим собеседником стала очаровательная даже в своем почтенном возрасте женщина. Ко встрече с корреспондентом газеты она готовилась тщательно: появилась в своем самом нарядном платье, «дыша духами и туманами». «Моя родина - Никольский район. Отец погиб на фронте в 1943 году, и мама в тот же год умерла. Меня, семилетнюю, отправили в детский дом в д. Аргуново, где я жила до 16 лет, - начала свою историю Александра Григорьевна Широкова. - Потом детдомовцев старались определить на учебу туда, где было общежитие и соцобеспечение. Меня отправили в Вологду учиться на кружевницу, откуда после двух лет учебы распределили на работу в Грязовец. Так с 1954 года я стала грязовчанкой».
В городе недалеко от воинской части было кружевное предприятие, больше 20 кружевниц. «К нам военные ходили, кто с баяном, кто с гитарой, весело было, - вспоминает женщина. - Какое-то время работала на почте, в детском саду, в регистратуре детской консультации, а потом меня позвали работать приемщицей, и 17 лет я принимала кружевные изделия от мастериц по району. Дома тоже продолжала плести кружево, так что «кружевной стаж» у меня очень большой. Плели салфетки, жилетки, воротнички, а в деревнях - мерное кружево, такими узкими полосками». И где бы ни работала, всюду была уважаема и на хорошем счету. На пенсию вышла с медалью «Ветеран труда», а благодарностей - и не сосчитать.
В молодости два раза была замужем. От первого мужа родила сына и дочку. «Все бы хорошо, да как начнут мужики к бутылке прикладываться - семьи и рушатся. С обоими разошлась. Сын умер - сорока лет не было, а дочь в Грязовце живет. Трое внуков, один правнук», - рассказывает о родных Александра Григорьевна.
Последние десять лет женщина была участницей хора «Надежда» под руководством Надежды Ивановны Митеничевой. «Очень хорошее время было: репетиции, выступления, по району много ездили. Нарядов много покупала, нужно было выглядеть хорошо. Вот теперь донашиваю красоту. Первое время до центра часто ходила гулять, а сейчас ноги стали уставать. Только по территории хожу - каждый день по три раза, если погода позволяет. Двигаться надо обязательно, - уверена она. - С соседками по комнате быстро нашла общий язык. Я ведь не перечливая, с детства привыкла по общежитиям жить. А тут и подруги новые появились. Не могу сказать, что жизнь не сложилась - что было, то было. Сейчас я довольна и всем знакомым нахвалила свою новую жизнь!»
Наталья Носова