Афиша

афиша

Туризм

туризм
туризм_музей

архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       

Храмы

Расписание богослужений

погода

фотоконкурс "Я читаю "Сельскую правду"
Внимание! Новая группа!
Главная Кроме того Управляем автомобилем, а собой?
Просмотров: 2246

Управляем автомобилем, а собой?

Управляем автомобилем, а собой?

(начинающему водителю о психологии)
Эмоции и стрессы и как ими управлять водителю
 
ВОДИТЕЛЬ-РОБОТ ИЛИ ЧЕЛОВЕК?
Когда мы учимся в автошколе, то стараемся запомнить как можно больше информации (Правила дорожного движения, устройство автомобиля…), получить как можно больше практических навыков и умений (парковка, разворот, движение через перекресток…), а один очень важный момент в управлении автомобилем часто упускается из виду. Это управление своими собственными эмоциями. Мы замечаем их, когда они мешают нам применить на практике в реальном дорожном движении свои знания и умения по управлению автомобилем. Анализируя причины своих неудач или ошибок, мы нередко приходим к выводу, что именно эмоции помешали нам справиться с задачей, например, перестроения, обгона, выбора скоростного режима и т.д.
РАЗНЫЕ ЭМОЦИИ - РАЗНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Эмоции – это непосредственное, временное переживание какого-нибудь чувства.
Эмоции принято делить на положительные и отрицательные. Первые способствуют душевному подъему, дают энергию, тем самым повышая качество вождения автомобиля (это радость, восхищение, гордость и т.д.). Именно эти эмоции переполняют нас, когда мы получаем права и садимся наконец за руль собственного автомобиля. Этот душевный подъем помогает нам преодолеть усталость, как бы тонизирует нас и в этом эмоциональном состоянии у нас все получается ловко, слаженно: повернуть руль, отпустить сцепление, плавно нажать педаль газа и т.д. Это чудо положительных эмоций связано с тем, что, что в радостном, приподнятом состоянии мы расслаблены, нет скованности в мышцах, импульс совершить движение по управлению автомобилем не блокируется нашим разумом, а как будто бы свободно, минуя наше сознание, перетекает в наши руки и ноги, манипулирующие органами управления автомобилем (рулем, педалями, тормозом и т.д.). Именно так все и происходит у опытных водителей, но для молодых водителей такой душевный подъем часто заканчивается после первой же неудачи во время движения (чуть задержался с началом движения на перекрестке – и водители сзади раздраженно сигналят, пропустил поворот или не рассчитал дистанцию при парковке и наехал на тротуар).
И здесь водителя охватывают отрицательные эмоции, которые ослабляют волю, снижают активность, ухудшают вождение автомобиля, буквально «разваливая» плавное выполнение действий во время управлением автомобилем (это печаль, горе, страх и т.д.). Отрицательный характер этих эмоций связан с тем. Что они буквально парализуют связь «подумал – сделал». Мы начинаем осторожничать, прокручивать в голове тысячи вариантов: а как надо правильно поступить, что сделать первым (посмотреть в зеркало заднего вида или в боковые зеркала, выключить зажигание или поставить на ручной тормоз т.д.). Малейшая неудача воспринимается нами как очередное «подтверждение» нашей неуспешности и неспособности водить автомобиль. В этом состоянии мы скованны, и как следствие, наши движения из-за напряженности в мышцах неловкие, нескоординированные, что приводит к погрешностям в технике управления автомобилем, отрицательные эмоции нарастают, усиливая напряжение, тем самым получается порочный круг, вырваться из которого совершенно необходимо, чтобы не создавать своей нервозностью предаварийную ситуацию.
СТРЕССЫ, СТРЕССЫ, СТРЕССЫ…
Усиливает отрицательные эмоции и то, что управляя автомобилем, водитель постоянно находится в состоянии стресса. Стресс возникает на часто повторяющиеся, типичные ситуации, угрозы и опасности либо на сверхсильную стимуляцию, например предаварийную ситуацию.
Причиной стресса в деятельности водителя является, во-первых, его постоянная зависимость от надежности техники, сознание того, что имеется жесткий лимит времени на предотвращение возможных осложнений, и, во-вторых, возникающие осложнения по ходу вождения и непосредственно в аварийных ситуациях. В этих случаях степень переживания угрозы значительно повышается и, кроме того, появляются новые источники стресса. При внезапном усложнении дорожной обстановки или возникновении аварийной ситуации прежде всего нарушается система действий по управлению автомобилем. Известно, что в обычных условиях дорожного движения водитель, располагая полной информацией, сам планирует свои будущие действия, а психическая регуляция осуществляется благодаря слежению ожидаемого события с реальным. В аварийной же ситуации действия водителя начинаются не с реализации сенсомоторного акта, а с подготовительного этапа – переосмысления поступающей информации. Иными словами, эффективность действий водителя в этом случае обеспечивается не простым переключением внимания между операциями, приемами работы в границах одного действия, а распределением внимания между двумя высокомотивированными и относительно самостоятельными задачами: избежать опасности и управлять транспортным средством. Понятно, что все указанные моменты сами по себе способствуют росту эмоционального стресса.
Одно из типичных проявлений стресса – необдуманное импульсивное выполнение одного действия вместо другого, что усугубляет общую ситуацию. Другой формой проявления стресса являются ошибочные двигательные акты при правильной оценке ситуации и правильно принятом решении. Ошибки в выполнении движений наблюдаются при повышенной напряженности и провоцируются обычно неудачным конструктивным решением, например для молодых водителей, близким расположением и одинаковым внешним видом педалей.
Объективно в условиях современной жизни все люди находятся в одинаковом положении: каждый получает примерно одинаковую «дозу» стрессов. При этом, выступит та или иная ситуация причиной стресса или нет, зависит не только от самой ситуации, но и от человека, его опыта, ожиданий, уверенности в себе и т.д. Особенно большое значение имеет, конечно, оценка угрозы, ожидание опасных последствий, которую содержит в себе ситуация, поэтому для начинающих водителей стрессы более обычное явление, чем для более опытных.
КАК УПРАВЛЯТЬ СВОИМИ ЭМОЦИЯМИ И ПРОТИВОСТОЯТЬ СТРЕССАМ?
Что же делать? При управлении своими эмоциями сложно ждать немедленного эффекта, и простого «успокойся, не волнуйся», которое мы слышим от окружающих, бывает недостаточно, чтобы эмоции перестали нас захлестывать. Овладение своими эмоциями психологи называют повышением эмоциональной устойчивости, и начинать работу в этом направлении нужно, не сидя за рулем автомобиля, а гораздо раньше. Введение в автошколы курса «Основы безопасного управления транспортным средством» предполагает ознакомление обучающихся с основами управления эмоциями. 
Как и много веков назад сегодня решающим средством борьбы со страхом считаются возможности психики самого человека, его способность управлять своим поведением в опасной ситуации. Условием развития эмоциональной устойчивости является воспитание водителем у себя самообладания, которое возможно с помощью самоубеждения, самовнушения и самоподкрепления. И которое, напомним, нужно начинать с задолго до того, как вы сядете за руль автомобиля. 
Самоубеждение реализуется в разговорах с самим собой или другими людьми и осуществляется путем многократного повторения словесных формулировок, содержащих возможность реального достижения цели. В случае неуверенности в своих силах необходимо представить опыт своего успеха в прошлом. Все мы когда-то не умели говорить, ходить, писать и читать. Научились? Значит, научимся и управлять своими эмоциями при вождении автомобиля. В конце концов следует твердо сказать себе: «Я решал задачи и посложнее, решу и эту (обгоню, поверну налево, припаркуюсь и т.д.)!»
Самовнушение заключается в принятии на веру категорических установок типа: «Все будет нормально, я выполню перестроение», «Я достаточно подготовлен, чтобы припарковаться». Если самоубеждение – это доказательства, рассуждения, то самовнушение – наставления, требования, приказы себе. Никаких «если» и «наверное», только глагол в повелительном наклонении!
Формируя у себя навыки саморегуляции, следует учиться совершать любые волевые действия в обыденной жизни после отдачи самоприказа, например «Вперед», «Давай», «Держись» и т.п. Частое сочетание волевого действия самоприказом закрепляется рефлекторно. Это позволит в критических условиях дорожного движения регулировать свое эмоциональное состояние путем отдачи самоприказа.
Связь самоубеждения и самовнушения с волевым действием упрочится, если систематически дополнять ее самоподкреплением, то есть одобрение собственных успешных действий по реализации самоприказа (например, «Молодец!», «Орел!», «Здорово!» и т.п.). Хвалите себя за каждый удачно выполненный разворот, парковку, плавную остановку автомобиля. Похвала повышает уверенность в своих силах, а это, в свою очередь, способствует возникновению положительных эмоций, о пользе которых мы уже говорили.
Таким образом, предложенные рекомендации содержат тот минимум «практической психологии», которым должен владеть водитель для обеспечения определенного уровня своей личной безопасности и поддержания эмоциональной устойчивости во время управления транспортным средством. 
(использованы материалы «STOPгазеты»)



опрос

А у нас вопрос: читаете ли вы газеты?
Все опросы

Анонс номера

Реклама

Пластком-июнь
Мебель на заказ
АУ услуги
Займы
СП приобрести газету
Работа
ПФР
ФСКН
ФНС