Афиша

афиша

Туризм

туризм
туризм_музей

архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       

Храмы

Расписание богослужений

погода

Внимание! Новая группа!
Главная Культура и искусство Гармонь, гусли, балалайка
Просмотров: 707, комментариев: 0

Гармонь, гусли, балалайка

Алексей Анатольевич родился 25 ноября 1970 года в Ленинграде.
Окончил среднюю образовательную школу № 55 Петроградского района (1978-1986), музыкальную школу № 1 (1976-1986) по классу фортепиано.
Обучался в музыкальном училище им. Н. А. Римского-Корсакова по классу народных инструментов (балалайка) с 1986 по 1990 год.
Окончил Санкт-Петербургскую государственную Консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова по специальности музыковед-фольклорист (1999-2005). Дипломная работа - «Кирилловская гармонь-хромка: опыт комплексного изучения инструментальной традиции западных районов Вологодской области».
С 1981 года участник фольклорного ансамбля Ленинградской (СПб) консерватории. Вместе с ансамблем принимал участие в различных фольклорных фестивалях в России и за рубежом, снимался в телевизионных фильмах «Поклонилась весна кузнецу» (Лентелефильм, 1982, реж. М. Михеев), «И хлеб, и песня» (Лентелефильм, 1983, реж. М. Михеев), «Тот уголок земли...» (Народные песни в записи А. С. Пушкина), Москва, 1987, ЦТ, студия «Народное творчество», реж. Н. Тихонов, с участием С. С. Гейченко; «Преступление и наказание» (2001, ВВС, Англия) и др.
С 1981 года - постоянный участник фольклорных экспедиций (более ста) Ленинградской (Санкт-Петербургской) Консерватории, Вологодского областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации, Свердловского областного Дома фольклора, Института антропологии и этнографии РАН им. Петра Великого (Кунсткамера).
Статус - от участника группы до руководителя экспедиции.
С 1996 по 2010 год – научный сотрудник Фольклорно-этнографического центра Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова.
С 1997 по 2011–2016 годы - оцифровка и реставрация фольклорных аудио-архивов Фольклорно-этнографического центра Санкт-Петербургской Консерватории, Института этнографии и антропологии РАН им. П. Великого (Кунсткамера), Вологодского Областного научно-методического центра, творческого объединения «Казачий Кругъ» (Москва), Новосибирского Областного научно-методического центра, фольклорно-этнографической студии «Ильинская пятница» (Рига), Новгородского областного дома народного творчества и др. организаций.

Автор монографии «Кирилловская гармонь-хромка в традиционной культуре Белозерья» (Вологда, 2005).  

Мы не могли упустить представившийся случай, чтобы не познакомиться с таким известным творческим человеком, и пусть недолго, но пообщались.
- Алексей Анатольевич, я правильно понимаю, что Вы играете на разных музыкальных инструментах?
- Да, в основном на трех – гармонь, гусли, балалайка. На других меньше - народная скрипка, баян, аккордеон. Балалайку освоил как профессионал, на других инструментах научился играть самостоятельно. Отец меня с десяти лет брал с собой в фольклорные экспедиции: ездили по деревням, записывали дедушек, бабушек, кто поет, кто играет. Мне это по душе пришлось. Так возникла идея не только записывать фольклор, но и научиться играть. Участники наших экспедиций записывали старинные песни и исполняли их, а я  занялся изучением инструментальной музыки. В детстве все экспедиции воспринимались мной как приключения, было очень интересно.
- Какой инструмент Вам все же ближе по духу?
- Конечно, гармошка – она на все случаи жизни подходит.
- Знаю, что у некоторых гармонистов по несколько инструментов дома. Сколько гармошек у Вас?
- Я их не коллекционирую и считаю, что инструмент должен играть, а не пылиться на полке. По своему горькому опыту знаю, что когда гармошка лежит несколько лет на шкафу, она приходит в негодность и нуждается в ремонте. На любом инструменте хоть раз в неделю надо играть, надо брать его в руки, а когда их много - это практически невозможно. Поэтому дома у меня только одна кирилловская гармонь. Приобрел я ее в Устье Кубенском, она у меня уже 10 лет.
- А в экспедициях что собирали?
- Записывали старинные песни, обычаи, обряды, сказки, инструментальную музыку. География наших выездов была широка. В основном это северо-западные и западные области России, Сибирь, Белоруссия, Украина. Сейчас экспедиций такого размаха уже нет. Время другое – старики, которые что-то знали и могли рассказать, умерли. Есть немного мест, где еще что-то помнят, и экспедиции проводятся, но уже не в таких масштабах, да и материал совершенно другой. Поколения уходят, и сегодняшняя наша задача - сохранять народную культуру, пропагандировать ее и передавать следующим поколениям.
- Как получилось, что Вы снимались в фильмах?
- Ну, это громко сказано. Так, случайные эпизоды в жизни. Это даже не роли, а маленькие моменты в массовке. Во всяком случае, я никого не играл. Я был самим собой. Мальчишкой еще бегал в массовке на заднем плане. В «Преступлении и наказании»  - сидел на ярмарке и играл на гармошке – вот и вся роль. В фильме «Заговор» - промелькнул где-то в кабаке.
- Алексей Анатольевич, расскажите немного о семье.
- Дед мой, Михаил Николаевич, родом из Вытегры. Он устанавливал там советскую власть, был первым председателем уездного комитета. Отец, Анатолий Михайлович Мехнецов, был легендарной личностью в мире фольклора: член Союза композиторов, кандидат искусствоведения, профессор Санкт-Петербургской консерватории, заслуженный деятель искусств России, Президент общественной организации «Российский фольклорный союз», действительный член Петровской Академии наук и искусств, член Всемирного Президиума Международной организации по народному творчеству (IOFA) при ЮНЕСКО. Мама, Екатерина Александровна Валевская, работает главным хранителем фондов Фольклорно-этнографического центра Санкт-Петербургской консерватории. 
- Поделитесь своими впечатлениями о конкурсе «Эх, Семеновна!».
- Конкурс оставил противоречивые впечатления. Мне хотелось бы видеть больше традиционного репертуара. Материал, который звучал – это хороший материал, достойный, но относящийся к достаточно позднему пласту культуры. Я не говорю, что это плохо, это замечательно. Мне понравились многие песни, некоторые исполнители частушек. Но хотелось бы, чтобы больше звучал именно местный материал. Встретился на конкурсе и настоящий раритет – старинная гармонь с колокольчиками. Наверное, все обратили на нее внимание. Это никольская тальянка. Распространена была в Никольском, Бабушкинском районах. Я много таких видел и реставрировал. Старинные инструменты нужно сохранять, потому что они сделаны из других материалов, и звучание у них особенное. 
- Почему решили переехать? Из Питера в Грязовецкий район – не заскучаете?
- Переехали в район недавно. Купили здесь домик, обустраиваемся. Жена, Галина Николаевна, научный сотрудник Фонограммархива Института русской литературы (Пушкинский дом). А переехали именно сюда, потому что много ездили раньше по Вологодской области, места красивые. Вообще-то рассматривали разные варианты, но понравилось здесь, в д. Никульцево на р. Комела (МО Перцевское), летом домов тридцать жилых. Работаем через Интернет по различным проектам, выезжаем на мастер-классы, лекции, семинары, обучаем игре на инструментах, иногда выступаем.
Материал номера от 12.04.2016
 
Беседовала
Наталья НОСОВА

Комментарии
Для комментирования необходимо авторизоваться.


опрос

27 сентября отмечается Всемирный день моря. На побережье каких морей Вам удалось побывать?
Все опросы

Анонс номера

Реклама

Стройклимат
АУ услуги
Памятники
Займы
СП приобрести газету
Работа
ПФР
ФСКН
ФНС